search
main
0

На учебу как на курорт. На берегу Финского залива есть детский райский уголок

Система дополнительного образования Санкт-Петербурга, как и город, по праву может называться неподражаемой. Здесь, как и в самом оригинальном облике города, существуют уникальные, нетиповые учреждения. Их создание, конечно, было подсказано временем, но тем не менее не покидает уверенность, что такие учреждения могли родиться только в Петербурге. Потому что исторически складывалось быть ему пионером, в том числе в попытках построить настоящие детские города. Один из таких феноменов – многопрофильный образовательный центр «Балтийский берег», расположенный на берегу Финского залива.

Сегодня в структуре «Балтийского берега» функционирует 11 подразделений, и среди них такое необычное учреждение, как общеобразовательная санаторная школа-интернат. В ней детвора может получать целый комплекс оздоровительных процедур без отрыва от учебы. И самым закоренелым скептикам придется поверить, что это чудесное сочетание работы и отдыха абсолютно бесплатное. А как случилось, что сказка стала былью, рассказывает заместитель генерального директора по учебно-методической работе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга «Балтийский берег» Татьяна Полнер.  – Изначально школа предназначалась для детей, которые нуждаются в оздоровлении, и принадлежала строительному управлению. Однако в 2001 году, почти 15 лет назад, она была включена в структуру вновь созданного образовательного учреждения «Балтийский берег». Такая школа, созданная для длительно и часто болеющих детей, действительно единственная в системе образования. Когда-то именно благодаря усилиям учредителя – Комитета по образованию – получилось сохранить ее в системе образования, хотя можно теперь признать, что это было непросто. Но сама идея не могла не подкупить – дать детям возможность и учиться, и оздоравливаться. К слову, сейчас практика создания таких комплексов есть, а тогда нас можно было считать первопроходцами. В школе решаются следующие главные задачи – дать детям полноценное образование по основным образовательным программам и предоставить часто болеющим ребятам комплекс организационно-педагогических и социально-психологических условий, которые бы позволили в короткие сроки восстановить и укрепить здоровье. При этом мы не регламентируем период пребывания в школе. Для поступления в нее нам необходима санаторная карта или направление от педиатра, а далее медико-педагогический консилиум решает, насколько ребенку показано обучение в нашей школе. Например, некоторые дети, у кого диагностированы заболевания дыхательной системы, аллергия, могут учиться у нас на протяжении 3-4 лет. Как пояснила Татьяна Полнер, в школу сначала принимали только учеников начальных классов, а последние 7 лет сюда приезжают ученики по 8-й класс включительно. Что касается старшеклассников, то они, по мнению педагогов, все-таки должны готовиться к ГИА и ЕГЭ по основному месту обучения. Дети зачисляются не в постоянный контингент школы, а во временный и находятся в ней столько, сколько им показано, однако три недели, то есть минимальный срок пребывания, гарантируется всем. Именно такой период считается необходимым и достаточным для того, чтобы ребенок прошел курс различных оздоровительных процедур.Важно, что школа работает в режиме пятидневки, поэтому у ребят есть возможность на выходные уехать домой, причем для удобства родителей осуществляется развозка детей на автобусах учреждения. Вылазки домой особенно важны для малышей, потому что, несмотря на чистый воздух, природу, пятиразовое питание, обилие кружков и секций, в первое время они скучают по дому. Зато тех, кто привыкает к санаторному житью-бытью, и калачом не заманишь в город. Прелесть несвободы – Татьяна Евгеньевна, а чем ваша школа отличается от обычной городской школы? – Прежде всего условиями предоставления образовательных услуг. Наши школы (начальная и основная территориально разделены) находятся на территории детских загородных оздоровительных лагерей «Заря» и «Солнечный», а это значит, что к услугам школьников вся инфраструктура: спортивный и тренажерные залы, скалодром, открытые спортивные площадки, автогородок, актовые залы, библиотека. По сравнению со школами города у нас более низкая наполняемость в классе, максимум 20 человек. Это позволяет сформировать личностно ориентированные образовательные и индивидуальные оздоровительные маршруты.  Кроме того, мы можем гордиться наличием квалифицированных кадров и многочисленной службой сопровождения. Не каждая небольшая школа с контингентом в 200 человек (100 детей в начальных классах и 100 детей в средних классах) может располагать таким педагогическим составом: педагогами-психологами, учителем-логопедом, социальными педагогами, педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования и т. д. Служба сопровождения позволяет решать различные задачи, в том числе социальные. Ведь не секрет, что часто в школу-интернат поступают дети из не совсем благополучных семей, необеспеченных семей, многодетных, опекаемых семей и т. д. Таких ребят, нуждающихся в особой социальной заботе, примерно 25 процентов от общего числа. Поэтому помимо образовательных целей и задач мы ставим перед собой задачи по формированию нравственно-личностных ориентиров, учитывая при этом возрастную специфику. Например, в основной школе у нас работает педагог-психолог, который ориентируется на сложности воспитанников подросткового возраста, а в начальной школе работают педагоги-психологи, которые помогают маленьким детям пережить период адаптации к новым условиям в отсутствии родителей. Конечно, все дети приходят с разноуровневой подготовкой. В этом основная сложность для педагогов. Учителя должны владеть технологиями дифференцированного обучения, обеспечивающего стандарты образования, и при этом подтянуть слабоуспевающих детей и помочь продвинутым детям не потерять интерес к учебе. Если говорить о второй половине дня, то она нацелена на развитие способностей и оздоровление. Это занятия во всевозможных кружках, а также проведение комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий: многоэтапная диагностика состояния здоровья, физиотерапевтические процедуры, водолечение, фитотерапия, занятия лечебной физкультурой и многое другое. Кроме того, у нас предусмотрены экскурсии в музеи, в театры. Иногда просто не хватает времени в сутках, чтобы все объять. По сути, мы не даем детям принадлежать самим себе. И это не случайно. Потому что если мы говорим о тех 25 процентах, которые были более чем свободны дома, то наша задача помочь им сформировать негативное отношение ко всем асоциальным проявлениям. Детям важно увидеть иную картину мира, в котором можно интересно жить без курения, алкоголя, компьютерной зависимости и т. д. В связи с этим у нашей школы есть еще одна особенность: порядка 60 процентов преподавателей – мужчины. Дело в том, что к нам часто приезжают дети из неполных семей, и для мальчишек важно, чтобы был пример перед глазами, образец для подражания. Педагоги-мужчины занимаются с детьми спортом, трудовой деятельностью, тем более что инфраструктурой всех трех лагерей можно пользоваться круглогодично.Соблюдая гендерный баланс – Не может быть, чтобы все эти радости подавались родителям на блюдечке? – Поверьте, может. Многие родители спрашивают несколько раз, сколько стоит пребывание в школе, питание, развивающие и досуговые мероприятия. И несколько раз мы повторяем: абсолютно ничего не стоит. Нас полностью финансирует городской бюджет. Мы предлагаем несколько платных образовательных программ только тем, кто хочет. – Как набираете кадры? – У нас была проделана огромная работа по привлечению квалифицированных педагогов, чтобы исключить ситуацию, когда учитель ведет сразу несколько предметов. Практически всем педагогам, у кого большая нагрузка, мы предоставляем жилье, люди живут в комнатах или даже в отдельных квартирах. Последние два года у нас лучшее жилье предоставляется учителям. Для подработки есть возможность внутреннего совмещения на других педагогических должностях. Поэтому наши учителя неплохо зарабатывают.При отборе кадров нам в первую очередь важно, чтобы педагог понимал, что дети находятся в условиях интерната, они оторваны от родителей и некоторые подростки чувствуют себя в свободном полете. В этом плане было необходимо уравновесить кадровый состав, чтобы он не был полностью женским. Наша школа обладает еще одной эксклюзивной деталью: мы можем принимать детей в начальную школу целыми классами вместе с учителем. Одну-две недели они занимаются, используя все возможности нашего учреждения. Повторюсь, бесплатно. Так же как и содержательной, и оздоровительной составляющей, мы большое внимание уделяем охране жизни и здоровья детей, их безопасности. Есть видеонаблюдение, охрана, ограждение. Даже родители в неустановленное время не смогут пройти на территорию. С детьми круглосуточно находятся воспитатели. В отличие от других интернатов у нас не бывает побегов. Не потому что все так строго, а потому что бежать не хочется. Даже скучающие на первых порах малыши потом не хотят расставаться с учителем. Просятся у родителей приехать еще. Не говоря уже о старших ребятах, которые завязывают дружеские отношения, открывают в себе новые таланты, набираются сил. Есть дети, которые вообще не хотят уезжать. И это, по сути, самая высокая оценка нашей работы. Значит, мы сделали все возможное для того, чтобы ребенку было у нас уютно, безопасно и интересно. Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте