search
main
0

На убеждение можно действовать только убеждением. Возможные возражения, или Зачем ученическое самоуправление в современной школе?

Разрабатывая ту или иную модель ученического самоуправления, вы должны одновременно готовиться к выступлению по ее использованию перед своими коллегами, всем педагогическим советом. Так же придется поступить, когда вы выдвигаете предложения о модернизации уже существующей системы. В том и другом случае вам приходится заявлять о своей четкой педагогической позиции.

Но заняв ее, вы становитесь мишенью для разнообразной критики. Независимо от ценности предлагаемых идей, убедительности ваших доводов, мудрости приводимых научных рекомендаций и детальности методических разработок не позволяйте себе «впасть» в состояние ложной безопасности. Это чувство сделает вас легко уязвимым во время дискуссии с коллегами.

Внутренне согласитесь с тем, что всегда найдется сомневающийся учитель или целая группа педагогов, которые будут активно сопротивляться вашим самым здравым и очевидным аргументам. Особенно важна предварительная подготовка при первичном изложении идеи вашему директору школы (или руководителю более высокого ранга), а также всему педагогическому коллективу, так как от их первоначального восприятия во многом зависит дальнейшая судьба вашего предложения.

Готовы ли вы ПОМОЧЬ ИМ АДЕКВАТНО ВОСПРИНЯТЬ НОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ? Именно так следует рассматривать вашу миссию – помощь своим коллегам в понимании необходимости использования той или иной модели ученического самоуправления, в которую будут активно включены школьники разных возрастов и интересов. Но помните, что коллеги вправе сомневаться в достоверности ваших доводов – это практически аксиома «Сначала сомнение, а потом доверие». Вот каким будет это «потом», во многом зависит от вас. Так что готовиться к выступлению всегда надо с расчетом на необходимость убеждать сомневающихся.

Вам необходимо иметь хорошо продуманные убедительные ответы на предполагаемые вопросы, независимо от того, будут они или нет. Это не значит, что все свои ответы надо обязательно включать в сообщение, пытаясь предупредить сомнения и возражения слушателей. Не стоит также слишком «пламенно защищать» свое мнение, когда в том нет особой необходимости, может быть, вам поверят и за вами пойдут без особого сопротивления. Но когда защита понадобится, вы будете спокойны и готовы с серьезными аргументами в руках участвовать в дискуссии о предлагаемом нововведении – модели ученического самоуправления.

А сейчас давайте вместе систематизируем возможные возражения ваших будущих «оппонентов» и, главное, найдем содержательные доводы, которые помогут вам переубедить коллег, привлечь их на свою сторону, показать все преимущества предлагаемой модели ученического самоуправления, органично включенной в общую систему школьного самоуправления.

Чтобы логично и аргументированно отвечать на возможные возражения, надо быть готовым выслушать их. А как узнать, какие могут быть высказаны возражения? Наверняка об этом знать нельзя, но все же можно предположить, особенно проанализировав имеющийся опыт реализации моделей ученического самоуправления в различных общеобразовательных учреждениях России и даже за рубежом, историю этого педагогического явления.

Мы проанализировали наиболее часто встречающиеся возражения против школьного ученического самоуправления и предлагаем познакомиться с ними. Разумеется, вам нужно добавить конкретные факты, опираясь на особенности своей школы, вспомнить о его традициях, учесть специфику контингента учащихся, отношение родителей и выпускников. Предлагаемые возражения – это лишь основа для создания «личной системы» аргументации, они помогут вашей фантазии найти «бесспорные» аргументы и, главное, убедить сомневающихся в необходимости организации ученического самоуправления и перейти от дискуссии к практической реализации рассматриваемой вами модели.

Возражение №1. «Думаю, нам это не подходит». Это самое широко распространенное возражение, которым пользуются практически все, кому просто не хочется вступать в полемику и тратить время на дискуссию с вами. Обычно эти оппоненты без всяких аргументов утверждают, что данное новшество «неосуществимо в нашем учреждении». При этом они совершенно спокойны и невозмутимы. Это достаточно удачный способ спровоцировать вас на излишнее волнение, когда вы начнете эмоционально реагировать на любые реплики, может быть, даже «кипятиться»: «Ну как же не подходит, ведь во многих школах уже есть ученическое самоуправление!». А в ответ снова и снова: «А нам это не подходит».

Ваши действия и аргументы. Чтобы опровергнуть этот простой довод, надо максимально спокойно, следя за своими эмоциями, показать педагогический потенциал ученического самоуправления, убедительно продемонстрировать реальность вашего предложения, быть готовым к такой демонстрации. Именно к демонстрации тех возможностей, которыми обладает данный педагогический феномен как эффективная воспитательная программа. Это могут быть видеофильмы с описанием фрагментов работы органов ученического самоуправления различных школ; аналитические схемы, где систематизирован интересный опыт, и т.д.

Другой полезный способ убеждения скептиков – поддержка ваших предложений со стороны тех, кто уже знаком или имеет опыт участия в организации школьного ученического самоуправления. Их выступление на педагогическом совете во время обсуждения вашей модели может стать самым лучшим способом привлечения оппонентов на вашу сторону. Кроме того, надо иметь в виду, что именно они будут вашими ближайшими помощниками в дальнейшем. Дайте им возможность сказать, что они считают идею ученического самоуправления вполне пригодной для вашей школы.

Возражение №2. «Мы уже пробовали это раньше». Основной смысл этого возражения – ссылка на прошлый негативный опыт, который в действительности мог иметь место. Как правило, этим аргументом пользуются опытные педагоги, имеющие собственный опыт организации и участия в работе органов самоуправления в прежние годы, когда в каждой школе была комсомольская организация, действовал орган ученического самоуправления, а потом все это было ликвидировано.

Вполне очевидно, что это естественная реакция человека, который обжегся на молоке, а теперь дует и на воду. Но в его словах есть рациональное зерно, и главное – этот учитель вам очень нужен в дальнейшем, так как у него уже есть собственный опыт, чего, к сожалению, нет у большинства молодых «энтузиастов», готовых к «революционным» преобразованиям.

Ваши действия и аргументы. С таким человеком следовало бы переговорить заранее, узнать о существовавших традициях самоуправления в вашей школе, о том, кто из ваших педагогов имеет такой же опыт, и т.д. Но если такого разговора не было, то самый выигрышный вариант – попросить его рассказать во время педагогического совета о собственном опыте и главное – о тех педагогических выводах, которые этот человек смог сделать самостоятельно, опираясь на него. Их можно и нужно рассматривать в качестве определенной «страховки», которая позволит педагогическому коллективу избежать прежних ошибок, уже совершенных ранее. А данным оппонентам желательно предложить роль «экспертной группы», которая получает право самым тщательным образом проанализировать ваши материалы. Разумеется, их следует подготовить к этому. Пусть эксперты, исходя из уже имеющегося личного опыта, проанализируют предлагаемые материалы и сделают аргументированные выводы.

Если они окажутся положительными, то вы получаете самый убедительный довод – мнение весьма опытных специалистов. Это один вариант развития событий. Но если отзывы не в вашу пользу, то вам следует акцентировать внимание педагогического совета на том, что предлагаемый вами материал совсем не тот, что ваши коллеги пробовали раньше. Да, ваши идеи похожи на прежний опыт, но только на первый взгляд. Далее вы излагаете существенные отличия вашей модели, разумеется, они должны быть сформулированы заранее. Желательно оформить свои доводы в виде сравнительной таблицы, даже графически выделив принципиальные отличия. Не «мелочитесь», сделайте кратко, выделив главное. Не забудьте подчеркнуть, что современные условия существенно отличаются от тех, в которых функционировала прежняя система ученического самоуправления. Следовательно, вам нужно сделать акцент именно на этих двух обстоятельствах: во-первых, ваша модель отличается от той системы, которая была много лет назад, и во-вторых, принципиально изменились социальные условия. Эти доводы, как правило, помогают.

Возражение №3. «Мы никогда раньше этого не делали». Суть этого возражения в обычном страхе новизны. Вам нужно понимать, что есть люди, которые просто боятся новшеств, тем более если они потребуют изменения привычного образа жизни. А любая модель самоуправления так или иначе потребует определенной перестройки уклада школьной жизни. А это не может не тревожить или даже пугать некоторых педагогов. Скорее всего, сторонники этого аргумента чувствуют себя достаточно комфортно в уже существующей воспитательной системе, и их естественный страх новизны выражается в этом аргументе.

Ваши действия и аргументы. Вам нужно быть готовым спокойно и аргументированно убеждать тех, кто боится, в необходимости и пользе ваших предложений. Прежде всего нужно найти серьезные аргументы, которые могут показать личную пользу для людей, которые боятся нововведений, связанных с их положением, профессиональной деятельностью. Часто именно эта аргументация помогает им преодолеть естественный страх новизны как чисто психологический барьер использования новой системы ученического самоуправления.

Возражение №4. «Это слишком радикально для нашей школы». Такая точка зрения высказывается, как правило, представителями «консерваторов от педагогики». В отличие от «просто боящихся» эта категория более «трудная», так как за этой позицией стоят не только психологические страхи, связанные с личной профессиональной деятельностью в школе, но и мировоззрение и ценности, которыми данная группа педагогов «просто так поступиться не может». Они убеждены в своей правоте и готовы отрицать все, особенно то, что не исходит именно от них, их инициативы. Это фундаментальная устоявшаяся точка зрения, которая внешне прикрывается заботой о ребенке и в целом о состоянии школы и образования.

Ваши действия и аргументы. Прежде всего вам нужно понять и почувствовать именно эту фундаментальность позиции данных оппонентов. И исходя из этого строить свою стратегию общения с ними. Для того чтобы обеспечить определенную поддержку вашего проекта со стороны таких педагогов, нужно убедить их в том, что вы не «безрассудный радикал» и хорошо понимаете последствия ваших инноваций. В диалоге с ними следует действовать поэтапно, используя «ДА-технологию». Путем последовательной постановки вопросов, которые предполагают утвердительный ответ «ДА», постарайтесь склонить их на свою сторону. Сначала добейтесь утвердительного ответа о том, что принцип участия школьников в самоуправлении – это требование Закона Российской Федерации «Об образовании» (только это нужно делать очень осторожно и максимально тактично). Затем такой же утвердительный ответ получите на вопрос о необходимости ученического самоуправления, комментируя Типовое положение об общеобразовательном учреждении в Уставе вашей школы и т.д.

Следующий шаг – признание значения для всего коллектива поставленной вами цели. Если данные оппоненты с этим согласятся, тогда убедите их, что для ее достижения не понадобятся немедленные коренные перемены, которые негативно скажутся на образовательном процессе вашего общеобразовательного учреждения. Далее подчеркните, что предлагаемые педагогические технологии уже давно и успешно используются в вашей школе.

Особенно тщательно и заранее подготовьтесь к диалогу с «консерваторами» с учетом их возможных возражений. С ними не стоит импровизировать. Это весьма рискованно.

Возражение №4-а. «Это же разрушит нашу систему». Это один из возможных вариантов возражения №4. Обычно к такому аргументу прибегают педагоги, которые сами создавали воспитательную систему в вашей школе. Они, так же как и вы, прошли долгий путь сомнений и противоречий, согласований и убеждений тех, кто не принимал сразу их предложение. И вот она уже давно работает, а тут вы… с вашей новой моделью. «А как же наша, родная и главное – работающая воспитательная система». Это их «ребенок», они вложили в него душу, свои силы, нервы, время и т.д. Они так же, как «консерваторы», – фундаменталисты, идейные сторонники существующего порядка и устоев.

Ваши действия и аргументы. Вам нужно хорошо понимать, что таким людям сложно отказаться от уже созданной системы учебно-воспитательной работы, даже если вы предлагаете изменить только некоторые элементы. Находите нужные аргументы и в этом случае, поддерживая уверенность у авторов существующей системы, что ваши предложения лишь улучшат ее функционирование, а их авторские права остаются за ними.

Возражение №5. «Это не включено в бюджет нашего учреждения». Обычно эту фразу слышишь от администрации, которая считает себя хранителем государственных финансов и глубоко убеждена, что деньги не-потраченные – это деньги сэкономленные. Будьте готовы, что вас спросят: зачем тогда принимать бюджет, если его не выполнять? С первого взгляда вопрос вполне закономерный. Обычно он сопровождается демонстрацией соответствующих статей бюджета.

Ваши действия и аргументы. Прежде всего будьте готовы ответить: сколько и куда потребуется истратить денежных средств. И какие статьи бюджета можно «пересмотреть». Действительно, если вы предлагаете принципиально новую модель ученического самоуправления, то она, действительно, может не уложиться в бюджет, отражающий реалии вчерашнего дня. Ни один составитель бюджета, даже самый мудрый, не способен предусмотреть все, что может случиться в будущем. Как правило, в каждом бюджете есть определенный финансовый резерв, который предусмотрен на случай форс-мажорных обстоятельств. Например, если случается стихийное бедствие, то государство и местные органы власти используют его для ликвидации последствий. Разумеется, ваше предложение о введении новой модели ученического самоуправления не следует сравнивать со стихийным бедствием, но тем не менее подобный аргумент может пригодиться для разговора с директором.

Найдите возможность доказать администрации, что, хотя ваше предложение не включено в бюджет, деньги на него можно и, главное, нужно «поискать». Вы сами должны предложить, где их взять, из статей, на которых можно что-то сэкономить. При этом обязательно покажите, что вы хорошо знакомы с бюджетом и относитесь к нему с подобающим уважением.

А если в школе действительно трудности с бюджетом, то продумайте дополнительные варианты – где вы их можете «взять». Но в этом случае вам потребуется официальная поддержка администрации, так как вы лично вряд ли сможете убедить потенциального спонсора оказать помощь всей школе. Здесь потребуется официальное ходатайство.

Возражение №5-а. «Это для нас слишком дорого». Это один из возможных вариантов. Как правило, сторонники его в принципе не против ваших предложений, но их дежурная реплика: «Только не за такую цену!» Они готовы вас поддержать, даже включиться в реализацию модели ученического самоуправления, но, с их точки зрения, это слишком затратное новшество.

Ваши действия и аргументы. Если только вы не запросили сверхъестественную сумму, явно превышающую возможности вашей школы, на это возражение можно ответить достаточно спокойно. Например, убедите оппонентов на секунду забыть о финансовой стороне вашего предложения и подумать о его ценности. Если вы сможете убедительно показать, что педагогическая, воспитательная ценность идеи превышает затраты и окупит расходы школы, то стоимость нововведения может показаться вполне приемлемой.

Возражение №6. «У нас на это нет времени». Сторонники этой аргументации обычно усиленно «напирают» на то, что у педагогов появляются дополнительные обязанности, нагрузка и т.д. «А где на все это взять время, у меня и так 1,5 ставки», «А у меня еще и классное руководство (творческое объединение детей, руководство методическим объединением учителей-предметников и т.д.)». На первый взгляд причины более чем убедительные. В самом деле, если большинство педагогов работают с явной перегрузкой, то о чем может идти речь? По крайней мере до тех пор, пока такое положение дел сохраняется в вашей школе. А платить за «дополнительную нагрузку» директор не может, закон не позволяет.

Ваши действия и аргументы. Максимально эффективная тактика в данном случае – спокойно и убедительно доказать, что благодаря использованию вашей модели ученического самоуправления каждый член педагогического совета, каждый представитель администрации будет только экономить свое время, так как значительную часть работы могут взять на себя органы самоуправления и детский коллектив. А у педагогов откроется простор для профессионального творчества, в том числе и на уроке.

Действительно, почему классный руководитель, старший вожатый, организатор должны тратить свое время на разработку сценария мероприятия, подготовку всего необходимого для его проведения и т.д. Почему именно они и только они? А сами дети? Где они? В какой позиции они находятся, если нет ученического самоуправления? Как правило, ждут приглашения на подготовленный праздник, конкурс, фестиваль или выполняют поручение педагогов. Это тоже воспитательная система. Но какая?

Если же начнет действовать ученическое самоуправление, то практически любое воспитательное дело, новое и интересное в школе, могут и должны подготовить именно дети, включенные в систему ученического самоуправления. В качестве примера приведите конкретную программу какого-нибудь вечера, где подробно укажите пункты, которые в силах выполнить сами подростки.

Возражение №7. «У нас уже есть педагогическое самоуправление». Обычные реплики ваших оппонентов в этом случае выглядят так: «В нашей школе уже есть система педагогического самоуправления, мы решаем все основные вопросы коллективно, на педагогическом совете. Зачем же еще «огород городить»? А дети могут проводить свое свободное время и без ученического самоуправления с помощью вожатого или классного руководителя. В конце концов у них же есть детская общественная организация. Вот пусть там и самоуправляются».

Ваши действия и аргументы. Вам нужно заранее подготовить детальную схему школьного самоуправления, обратив особое внимание именно на различие педагогического и ученического самоуправления по полномочиям, по функциям, по содержанию, технологии и т.д. Правда, не следует «увлекаться» демонстрацией различий, чтобы у коллег не сложилось впечатления, что это две абсолютно разные системы. Они разные, но функционируют в одном общеобразовательном учреждении и с одной целью. Нужно показать, что это две различные системы самоуправления, причем они не противоречат друг другу, а органично дополняют друг друга.

Вам желательно получить поддержку учителей, которые особенно активно работают в системе педагогического самоуправления, так как они, как правило, хорошо понимают преимущества самоуправления. Целесообразно подключить их к планированию и разработке вашего плана развития ученического самоуправления.

Возражение №8. «У нас уже есть детская общественная организация». Это, как правило, аргумент тех педагогов (старшая вожатая, организатор и т.д.), кто непосредственно связан с детскими и молодежными организациями в школе. Их можно понять, у них уже есть конкретное дело, дети достаточно активны, организация занимается подготовкой различных акций, мероприятий, ее знает и директор, и вышестоящее руководство и т.д. Естественно, что в этой ситуации, когда вы предлагаете свою модель ученического самоуправления, где детской организации отводится роль основного, но только партнера, они могут ощутить определенное «ограничение» своих возможностей. В самом крайнем случае ваша модель может рассматриваться в качестве «конкурента» детской общественной организации.

Ваши действия и аргументы. Вам следует очень тактично объяснить, что это два различных вида деятельности: детская общественная организация и ученическое самоуправление. Они действуют на основе российских законов, но разных. Ученическое самоуправление на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», а детские и молодежные общественные организации – на основе Закона «Об общественных объединениях». Следовательно, они не могут совпадать в полной мере. Одно дополняет другое. Но именно дополняет, а не подменяет. И детские общественные организации могут функционировать в школе только на основе соглашения о партнерстве с администрацией школы и органами ученического самоуправления.

Но в любом случае вам следует самым активным образом убеждать сторонников деятельности детских общественных организаций в необходимости и взаимной выгодности тесного сотрудничества, а не конкуренции. Вряд ли есть смысл сразу предлагать вариант соглашения о партнерстве, но как идею можно озвучить во время первого представления своей модели ученического самоуправления. Таким образом, вы сделаете первый дружеский жест и сами предложите сотрудничество. Как правило, это принимается положительно.

Возражение №9. «Это не наша проблема». Как правило, так рассуждают учителя-предметники. Это четко выраженная позиция «изоляционизма». Примерно так может выглядеть речь такого учителя: «Есть претензии к моим урокам? Нет! Тогда о чем разговор? И вообще это не наша проблема. Мы уже более 10 лет жили без всякого ученического самоуправления, зачем что-то менять? Кому это надо? Управлению образования? Пусть найдут другие школы, где есть желающие. А мы как учили, так и будем учить. Для нас главное – качество полученного школьниками образования. Тем более что сейчас возрастают требования в связи с введением единого государственного экзамена. Это требует от учителя новых усилий. Так что давайте заниматься делом».

Ваши действия и аргументы. Это четко выраженная вполне осознанная педагогическая позиция, которая по меньшей мере требует уважения и достойна внимания. Что вы сможете возразить? Образовательные стандарты и ЕГЭ (единый государственный экзамен) – очень серьезное дело. Но вы можете показать преимущества системы ученического самоуправления, когда за «высокие учебные показатели» борются не только учитель, но и первичные коллективы учащихся, причем различными способами, привлекательными именно для детей. В этом случае очень важно показать сомневающимся, что ученическое самоуправление – это не только организация и проведение досуговых мероприятий, но и нечто более серьезное, связанное с учебным процессом.

Возражение №10. «Мы прекрасно обходились и без этого». Примерная реплика сторонников этого типа возражений выглядит так: «Зачем надо что-то менять, ведь то, чем мы пользуемся, работает отлично». Самоуспокоенность, наверное, самый злейший враг социального прогресса, движения вперед. Безмятежный, ровный ход вещей может убаюкать и администрацию, и педагогический коллектив, и заставить признать его наилучшим в данных условиях. Но спокойная размеренная школьная жизнь не может гарантировать того, что было хорошо вчера, хорошо сегодня, останется лучшим и в будущем. Внешняя среда изменчива, особенно сегодня. И школа, которая была успешна еще несколько лет назад, для того, чтобы «оставаться на плаву», быть привлекательной для детей и родителей, должна иметь перспективный план развития. Почему бы не в виде ученического самоуправления?

Ваши действия и аргументы. Постарайтесь открыть новые перспективы с опорой на то, что уже давно и хорошо работает в вашей школе. Это могут быть традиции коллективных творческих дел, давно работающий школьный совет или даже собственный школьный парламент и т.д. Объясните, что нового вы предлагаете, чем может быть интересен ваш вариант именно для этих педагогов.

Возражение №11. «Мы к этому пока не готовы». Суть этого возражения – перестраховка от возможных неудач и проблем или нежелание менять что-либо в уже устоявшемся стиле школьной жизни. Как правило, данные оппоненты мягко предлагают: «Давайте отложим на время». Это не столько возражение, сколько предложение.

Ваши действия и аргументы. Если предложение отложить реализацию вашей идеи на время вносится теми, кто действительно хочет дать ей «дозреть», то нужно поблагодарить их за это и попросить помощи в ее доработке.

Если же оппонент хочет «похоронить» вашу идею, то в этом случае вам нужно привести аргументы, свидетельствующие о том, что школа, педагогический и ученический коллектив уже готовы к использованию вашей идеи, но именно аргументы, цифры, факты, проценты проведенных социологических исследований среди различных категорий учеников, учителей и родителей. Это в принципе нужно в любом случае, а в данный момент это ваше единственное спасение.

Кроме того, будьте готовы показать последствия предлагаемой оппонентами отсрочки, педагогические результаты «потери темпов». Но ни в коем случае не стоит упрекать своих коллег: «Когда же мы будем готовы?» Лучше предложить готовый вариант проекта плана конкретных действий, где указаны те преимущества, которые касаются непосредственно каждого из них.

Возражение №12. «Наш директор на это никогда не пойдет». Вариантов этого возражения может быть очень много, например, «наше управление образования не согласится» и т.д. Но откуда говорящий знает, что там не встретят вашу идею с интересом? С другой стороны, возражающий действительно может знать, что люди, о которых идет речь, предубеждены против вашего предложения и не захотят его поддержать.

Ваши действия и аргументы. Вам остается только спросить: «Почему?» и попросить оппонента поделиться с вами своими знаниями так, чтобы вы тоже знали о возможных причинах отклонения вашего предложения. Такое знание «дорогого стоит». Получив его, вы можете спокойно и детально подготовить систему контраргументов, психологически настроиться на разговор с тем администратором, который пока не готов принять вашу идею.

А когда вы почувствуете себя полностью готовым, не откладывайте свой официальный визит и начинайте изложение идеи организации ученического самоуправления, внутренне осознавая свою правоту – за вами будущее.

Возражение №13. «А кто-нибудь это пробовал? И что у них получилось?» Это хороший вопрос по существу вашего доклада или сообщения, если задающий нуждается в дополнительной информации для того, чтобы со знанием дела отнестись к тому, что вы предлагаете. Но этот же вопрос может быть весьма коварным, если спрашивающий просто ищет лазейку для отказа своего личного участия в развитии модели ученического самоуправления.

Ваши действия и аргументы. Если вы знаете о положительном опыте конкретных общеобразовательных учреждений, где эффективно работает ученическое самоуправление, расскажите о нем. Причем ваш рассказ должен быть достаточно подробным, с примерами, схемами, выводами и т.д. Во время этого сообщения не стоит скрывать и негативные последствия имеющегося опыта, если они есть.

Если у вас нет описания опыта ученического самоуправления, постарайтесь найти его, например, с помощью поисковых систем интернета (http://apport.ru или http://yandex.ru), где есть сайты многих общеобразовательных учреждений с описанием своих систем самоуправления, отзывы школьников, педагогов и родителей, примерные нормативные документы, перечень проводимых мероприятий и т.д. Эта информация может быть хорошей аргументацией, так как она конкретна и с ней трудно спорить сторонникам данного возражения.

Возражение №14. «Это может расколоть коллектив школьников» Сторонники этого аргумента отчасти правы, так как внедрение модели ученического самоуправления неизбежно ведет к появлению небольшого ученического актива, что, в свою очередь, может привести к определенной «социальной дифференциации». Суть их возражения в страхе, не приведет ли это к появлению «любимчиков» или еще хуже того, «дедовщины», когда лидеры будут подавлять остальных учеников.

Ваши действия и аргументы. Такое развитие событий нужно предвидеть, и ваши контраргументы также должны быть убедительными и опираться на анализ уже имеющегося опыта работы ученического самоуправления, наличие психологической службы в вашей школе, запланированную учебу актива, более широкое включение в процессы самоуправления максимального числа школьников и т.д.

Еще лучше, если это будут конкретные результаты опросов школьников и анализ социально-психологических отношений внутри ученического коллектива.

Возражение №15. «Старшеклассникам, особенно сейчас, надо думать о вузе, а не о чем-то другом». Это один из вариантов возражений учителей-предметников, которые всей душой переживают за дальнейшую судьбу своих выпускников и твердо убеждены, что это основное предназначение школы – подготовить ребенка к поступлению в вуз.

Ваши действия и аргументы. В этой ситуации сложно возражать, тем более когда речь идет о выпускниках школы, которым остается несколько месяцев до ее окончания и поступления в вуз. Но, тем не менее, постарайтесь найти несколько доводов. Во-первых, вряд ли все 100 процентов учеников 11-х классов вашей школы настроены идти в вуз. Значит, хотя бы часть старшеклассников «свободна» и может включиться в работу ученического самоуправления. Во-вторых, система обучения в вузе значительно отличается от «школьной опеки учителя» и вновь испеченному студенту придется находить свое место в новой учебной группе. И здесь, как никогда, могут пригодиться навыки, полученные в ученическом самоуправлении. В-третьих, запуск новой системы может стать хорошим подарком выпускников своей родной школе и т.д.

Возражение №16. «Мы не знаем, как это примут родители» Скорее всего среди родителей действительно найдутся противники введения ученического самоуправления. Во-первых, при слове «самоуправление» у большинства родителей сразу возникает опасение: «Опять сбор денег на нужды класса или школы». К сожалению, зачастую эти опасения справедливы. Многие школы видят в механизме самоуправления лишь возможность пополнения бюджета. Но суть самоуправления не только и не столько в этом.

Во-вторых, родители действительно могут беспокоиться о том, что их ребенок будет слишком много времени тратить на общественные поручения и т.д. А занятия с репетитором, а подготовка в вуз и т.д.? Они могут привести еще очень много аргументов, оберегая своего ребенка от лишних перегрузок.

Ваши действия и аргументы. Среди родителей обязательно найдутся и сторонники вашей идеи развития ученического самоуправления. Они прекрасно понимают, что только одной учебы для их ребенка слишком мало, ему необходим опыт самостоятельной деятельности. Именно эта категория родителей обычно и составляет родительский актив. Это ваша опора, и вы можете смело приглашать их на педагогический совет, где будет рассматриваться ваше предложение об использовании модели ученического самоуправления.

Возражение №17. «Даже в уставе школы об этом ничего нет!» Этот аргумент используют «юристы», которые видят спасение от возможных новшеств в нормативных документах, регулирующих школьную жизнь. Они видят в этом «железобетонное» основание к тому, чтобы ничего не менять. В самом деле, если этого нет в уставе школы, о чем может идти речь?

Ваши действия и аргументы. С этими аргументами легче всего «бороться». Во-первых, устав – не догма, а руководство к действию. Его можно и нужно изменить в соответствии с новыми требованиями жизни, рекомендациями Министерства образования Российской Федерации.

Во-вторых, советуем использовать в разговоре с «юристами» принцип «Клин клином вышибают». Да, в уставе нашей школы до сих пор пока нет ни одной статьи о самоуправлении. Но о чем это говорит? О том, что мы отстали от требований Закона РФ «Об образовании», в котором четко говорится о двух основных принципах управления школой: единоначалие и самоуправление – статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. Как правило, такие аргументы помогают и убеждают даже самых активных сторонников сохранения прежней редакции устава школы.

Возражение №18. «Нам за это не платят». Это самый сложный аргумент, на который вам предстоит отреагировать. Действительно, в настоящее время, когда пора энтузиастов, к сожалению, уходит в прошлое и жизнь заставляет всех, включая педагогов, все больше и больше думать о «хлебе насущном». Трудно возразить специалисту, который справедливо считает, что любая работа на «рынке труда» должна быть адекватно оплачена. Если педагог тратит свое рабочее время на различные организационные вопросы, которые непосредственно не входят в круг его служебных обязанностей и, следовательно, не включены в учебную оплачиваемую нагрузку, он вправе рассчитывать на определенное материальное вознаграждение.

Ваши действия и аргументы. Что вы сможете возразить? Призывать к совести или энтузиазму? Слова о том, что это же дети и им требуется наша педагогическая помощь и психологическая поддержка? Здесь очень сложно дать конкретный совет или рекомендацию. В этом случае вам нужно очень хорошо чувствовать настрой ваших коллег, как отдельных из них, так и всего педагогического коллектива. Только ваша интуиция и педагогический такт смогут помочь вам найти адекватный ответ.

Единственный совет, который мы можем дать на этот случай, не уходите от ответа на этот вопрос. Лучше откровенно признаться в том, что вы только вместе сможете найти верный ответ, который, может быть, устроит всех.

Уважаемый читатель, мы надеемся, что такое число возражений не ввергло вас в паническое состояние. Зачем же браться за дело, когда может быть так много возражений и возражающих? Действительно, зачем? На этот вопрос вы можете получить ответ различными путями. Один из них – ваша авторская модель ученического самоуправления в вашей родной школе.

В целом этот материал нужен для того, чтобы вам, уважаемый читатель, лучше подготовиться к этапу объяснения необходимости и важности введения ученического самоуправления в вашей школе. А с другой стороны, все это поможет вам систематизировать свои представления и дополнительно убедиться в необходимости того, что вы сами предлагаете своим коллегам.

Удачи вам!

Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук;

Ольга СОЛОДОВА, преподаватель Орловского института усовершенствования учителей

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте