search
main
0

На «ты» со временем. Есть проблемы, которые школа пока не может решить, но стремится

Руководитель учебного заведения – специалист широкого профиля. Для него важны и педагогические навыки, и знание психологии, и понимание того, как действовать быстро и эффективно, когда каждый день необходимо решать новые задачи. О том, как в непрерывно меняющихся условиях успешно вести за собой коллектив и оставаться верным своему делу, рассказывает директор школы №8 города Беслана Алла ХАБЛИЕВА.

Кто выбирает?Я пришла в школу сама. За плечами не было никакой педагогической династии, никакого яркого учительского примера среди родственников. Не было и речи о том, что педагогическая профессия даст возможность продвигаться по карьерной лестнице. В те времена мы об этом не думали. Вопрос состоял лишь в том, смогу ли я учить детей. Так что выбор целиком и полностью личный. Хотя иногда я думаю, может быть, это школа выбрала меня? Наверное, поэтому, работая уже более тридцати лет, я уверена, что каждый день хочу идти в школу, как бы трудно ни было.Еще ни одного дня я не провела без уроков и не представляю, как можно не вести предмет, даже если ты уже директор. Директорство – явление временное, сколько бы оно ни длилось, а учительство… Думаю, здесь уместно вспомнить историю знаменитого фотографа Кевина Картера. Его уникальный снимок изголодавшегося и истощенного ребенка из африканского племени, за которым выжидающе следил гриф, удостоился Пулитцеровской премии. Во время пресс-конференции его спросили, что он сделал для ребенка потом, и он ответил: «Я фотограф, я не миссионер». Я не могу ответить, что я только менеджер или только учитель. Я и учитель, и менеджер, то есть миссионер. Одного без другого не бывает. Преподавание дает управленцу моральное право быть внутри образовательного процесса. Каким бы ты ни был успешным руководителем, без знания школы изнутри никогда не поймешь ее уклад, ее дух. И тогда будет не школа в высоком смысле этого слова, а учреждение, «успешно осуществляющее контрактную деятельность». Про такие говорят: есть глянец, но нет достойной начинки. Думаю, школе №8 Беслана это не грозит.Именно поэтому свободное от работы время я тоже посвящаю школе. Все увлечения и личные интересы со временем обрели другую форму, и главным из них стала школа. Когда нам нужно было строить образование в условиях преодоления критических ситуаций, мы учились тому, чтобы наше дело было и работой, и интересом одновременно, и сегодня для меня нет таких границ. Может быть, кому-то покажется, что человека должно занимать что-то еще, кроме его профессии, но я всегда знала, что работа в школе требовательная, жертвенная, и сделала свой выбор.Привычная уникальностьПосле теракта в Беслане были построены две одинаковые школы. Но мы решили, что у нашей будет свое лицо… жизнеутверждающего оранжевого цвета. Это основной цвет в оформлении всей школы. А весь двор у нас в розах. Так проходила эмоциональная реабилитация детей и взрослых.Наша школа может показаться обычной. Здесь те же уроки и внеклассные мероприятия, праздники и будни. Но это только на первый взгляд. На самом деле это маленькое государство, названное его обитателями Страной безоблачного детства. Здесь есть свои улицы и проспекты, площади и станции. Здесь соседствуют улица академика Лихачева, проспект Пушкина, площадь Малая Третьяковка и проспект Косты Хетагурова. Организовать школьное пространство таким образом придумало наше школьное самоуправление.Наша школа отличается от всех остальных в регионе инновационностью. Мы смело беремся за решение самых продвинутых идей инновационной педагогики. Например, второй год совместно со «Школой БИНОМ. Лабораторией знаний» из Москвы апробируем электронные учебники по пяти предметам: по математике, физике, информатике, биологии и химии. Учителя работают с учащимися по модели «один ученик/один компьютер». В будущем хотим перевести на эту модель всю школу. Первый шаг уже сделан: для трети наших учащихся приобрели по акции планшеты Microsоft.В сентябре прошлого года 8-я школа стала федеральной инновационной площадкой с проектом «Развитие социального партнерства (внешней интеграции) для организации профессиональной подготовки школьников на основе сетевого взаимодействия». Я уверена, что мы сможем научить наших выпускников делать осознанный выбор профессии и легко социализироваться в нашей далеко не простой жизни.Мы уделяем много времени и работе с одаренными детьми. В итоге это привело школу к трем победам федерального уровня. Исследовательские работы наших учащихся высоко оценены на конкурсах «Первые шаги в науке», «Ступень в науку», на Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо». Лучшие проекты входят в школьный сборник исследовательских работ.Созданы у нас и условия для инклюзивного образования – школа была построена в непростых обстоятельствах. Сегодня у нас учатся 12 ребят, нуждающихся в особом сопровождении.И конечно, мы занимаемся дополнительным образованием. В этом нам помогает современная инфраструктура школы: бассейн, лекционный, танцевальный, большой актовый залы, два спортивных зала, городок и стадион, издательский центр. В результате у нас есть замечательный хор «Дети гор», команда «Кортик» военно-спортивной игры «Победа». Их успехам радуются уже восьмой год. Газета «8-е чудо света», «Радио 8-й», кинозал «8-я синема», ТВ «8-й канал». Это монопроекты в составе школьного проекта «Цифровая империя», которым я горжусь, как и гербом, и гимном нашей школы, которые мы создавали вместе. Кстати, в центре герба – вертушка, говорящая о том, что мы чувствуем ветер перемен.Не отставать и не предаватьКачественно работать по стольким направлениям можно, лишь когда весь педагогический коллектив смотрит в одном направлении. А если еще и директор умеет найти сильные стороны каждого педагога и соберет в команду близких по духу людей, тогда все проекты обречены на успех.Я думаю, у нас именно такой коллектив. Он начал формироваться вместе с открытием школы в 2005 году. Многое делалось на ощупь, в эксперименте, но по принципу Петра I: «Честь по труду». К сожалению, выдержали этот экзамен не все. А сегодня я счастлива, что рядом со мной работают учителя-профессионалы, которым покоряются достижения инновационной педагогики и которые смело ведут уроки в прямом эфире на весь мир. Так что совсем не случайно руководство республики пригласило министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова приехать в 8-ю школу, когда он находился с рабочим визитом в регионе.В целом у нас довольно-таки молодая школа. Средний возраст педагогов – 30-45 лет. Приток молодых кадров есть, но, к сожалению, не по всем предметам… Но я уверена, что педагогическая профессия станет привлекательной для молодежи, как только мое поколение учителей и руководителей начнет делать активные шаги к цифровой школе, перестанет отставать от пытливого и продвинутого ученика и поймет, что сегодня важен «не общий минимум, а индивидуальный максимум». Пора перестать мешать молодежи, думая, что это мы ее образовываем.Именно поэтому наши педагоги постоянно повышают свою квалификацию, чтобы не отстать. В этой связи изменение периодичности обязательного повышения квалификации для нас не камень преткновения. Кроме того, мы уделяем большое внимание корпоративной курсовой подготовке, и сами для себя, и для учителей республики являемся стажировочной площадкой.К сожалению, до сих пор есть вещи, которые школа пока не может перебороть, которые тормозят ее развитие. Это, например, отставание чиновничьей машины от скорости развития школы. Запоздалое финансирование, информирование… И еще отсутствие достаточной самостоятельности школ, о которой в последнее время очень много говорят. Но, несмотря ни на что, мы стараемся преодолеть имеющиеся трудности. Например, начали работу по созданию электронного паспорта школы. Его введение важно для нас, так как позволит обучить педагогов работе в программе, а это будет, конечно, прорыв. Снимется много вопросов, связанных с новыми ФГОС.Наше время изумляет своими открытиями и зовет все дальше и дальше. И наша задача не дать этому времени опередить нас, нужно с ним быть на «ты»… Я очень хочу, чтобы каждый мой ученик когда-нибудь сказал с гордостью: «Время выбрало нас!» А я от достигнутого никогда не отступлюсь и школу никогда не предам.Досье «УГ»Директор школы №8 города Беслана (РСО – Алания) Алла Темировна ХАБЛИЕВА прошла большой профессиональный путь. На сегодняшний день ее педагогический стаж составляет 32 года. 15 лет она посвятила работе заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 8-й школой Алла Хаблиева руководит со дня ее основания. Лауреат республиканского конкурса «Учитель года», призер Всероссийского конкурса «Директор школы-2010», эксперт Всероссийского конкурса «Директор школы-2011, 2012, 2013». Соискатель ученой степени кандидата педагогических наук. Тема диссертации «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время средствами осетинской литературы».Республика Северная Осетия – Алания

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте