Я думаю, мой жизненный путь был предначертан кем-то свыше, когда я появилась на свет в семье учителей, которые, как талантливые кораблестроители, помогли мне спустить на воду корабль моей судьбы, вот уже 32 года бороздящий океанские просторы школьной жизни! Стоя на капитанском мостике и вглядываясь в прошлое, я понимаю, что все мои родные и я пришли в профессию по зову души, потому что школа, как и бескрайний океан, не принимает случайных людей.
Моя любимая форма проведения уроков – это сказка.
Одну такую сказку, а может,
И не сказку, хочу я рассказать.
Однажды солнечной весной
В Ярославль, на Волге город есть такой,
Веселый аист прилетел,
На крышу осторожно сел.
И счастью не было конца
У матери и у отца.
Налюбоваться не могли
На девочку свою они.
Дочку Танечкой назвали,
В гости всю родню позвали!
Каждый родственник – учитель,
Созидатель, вдохновитель.
Удивляется сосед –
Что за странный педсовет?!
Кем мне быть, они решали,
Об одном лишь все мечтали –
Чтоб я их дело продолжала,
Достойным педагогом стала!
В нашей династии накопился бесценный педагогический опыт, который передавался и передается из поколения в поколение.
Первым помощником капитана, основоположником моей педагогической философии была и остается моя мама – Наталия Николаевна Гордеева, учитель русского языка и литературы. Она всегда учила меня:
Учитель! Корректным и грамотным будь!
Проблемы пойми, а печали забудь!
На творчество, радость ребят вдохновляй!
На каждом уроке их удивляй!
Второй помощник капитана, мой папа – Виктор Александрович Гордеев, учитель физкультуры, – советует:
Татьяна! Будь личностью доброй и чуткой!
Умей разрядить климат доброю шуткой!
Оплошности сгладить, успех поощрить,
Конфликты уладить, проступки простить!
Штурман нашей династии – старший брат моего отца Валерий Александрович Гордеев, доктор экономических наук, профессор, действительный член философско-экономического ученого собрания МГУ имени М.В.Ломоносова, – размышляя об образе современного учителя, изрек:
Учителю надо терпения много!
Вердикт вынося, не судит он строго!
Случайным словцом никогда не обидит,
За всяким поступком мотив он увидит!
Лоцман нашего экипажа, младший брат моего отца Николай Александрович Гордеев, в прошлом школьный учитель (является заслуженным работником физкультуры и спорта РФ, вице-президентом Федерации лыжного спорта Республики Коми), видит задачу учителя в том, чтобы:
Другие миры сделать детям понятными,
Чтоб научились объять необъятное!
Боцман в команде – моя свекровь, Елизавета Ивановна Козырева, учитель технологии и художественного труда, – всегда подчеркивает:
Своей добротой, незаметной, незримой,
Создай атмосферу неповторимую!
Юнга на нашем корабле – моя дочь Екатерина, студентка педагогического университета, – считает необходимым:
Дети чтоб солнцу всегда улыбались!
Жизнь ощущали, мечтам предавались!
Мудрость и опыт родных помощников легли в основу моей педагогической философии. Они, как потоки свежего морского ветра, раздувают паруса моего корабля и не дают ему стоять на месте. Своей теплотой они зажгли в моей душе огонь любви, который, как путеводная звезда, указывает мне путь к сердцам детей!
Детский коллектив похож на бездонный океан, в глубинах которого скрыты неизведанные сокровища. Каждый ребенок талантлив. Его душа подобна прекрасной раковине, но раскроется ли она, зависит от меня. Как важно увидеть, разглядеть, не пропустить все лучшее, что хранится в детском сердечке, достучаться до самых сокровенных уголков и дать импульс к самосовершенствованию! Для этого приходится приложить очень много усилий, но и результат того стоит – на свет появляются волшебные жемчужины. Только одна из них сияет ярко, а другая стесняется собственного блеска. Поэтому ее надо приободрить, похвалить, помочь поверить в себя, поддержать в достижении тех высот, на которые она способна.
Океан школьной жизни может быть коварным и таить в себе подводные рифы детского эгоизма. Моя задача – научить ребенка не возносить себя над другими, а достойно управлять волной успеха; не завидовать чужим достижениям, а от души радоваться им и получать истинное удовольствие, помогая товарищам.
Всем детям нужно тепло и осознание собственной значимости. Недостаток внимания со стороны учителя может помешать раскрыться раковине детской души, и волшебная жемчужина останется невидимой миру. Ребенок будет писать чудесные стихи, но их никто никогда не прочитает; он будет сочинять чарующую музыку, но ее никто никогда не услышит; он будет создавать настоящие шедевры на холсте, но их никто никогда не увидит! Он, может быть, и будет счастлив в своем мире. Но будет ли окружающий мир счастлив без него?
Подарить миру как можно больше волшебных прекрасных жемчужин – замечательных, талантливых, одухотворенных людей – цель моей работы и основа моей педагогической философии!
Татьяна КОЗЫРЕВА, учитель начальных классов школы №2094
Комментарии