search
main
0

На треугольных парусах,. или Первые шаги кораблестроения сельской школы будущего

​Продолжение. Начало в №12.

Школа и родители. Часть первая. Охота на ведьм…Итак, самая современная по условиям школа распахнула свои двери. Мне казалось, что усилия в течение года работы по 18-20 часов в день должны быть по достоинству оценены не только детьми, но и родителями. Благодарности не ждал, но на взаимное уважение и сотрудничество всерьез рассчитывал.Однако то там, то здесь вспыхивали очаги напряженности. Почти все учителя вынуждены были пройти через адское испытание ложным обвинением, коллективной родительской травлей и жалобами во все инстанции. Я был обязан это предвидеть, но эйфория рождения нового глобального Дела поглотила меня.Ведь к нам одновременно пришли более 500 учеников, чьи родители были недовольны системой образования в той школе, где раньше учились их дети. Многие искали новые условия и содержание, но были и те, кто говорил: «Вы у нас девятая школа, и нас тут опять не понимают». На робкое предположение, что, может быть, дело не только в школе, учителя получали экспрессивные слова и агрессивные действия.Удар был чудовищной глупости и силы. Объектом нападения стала удивительный романтик, сознательно пришедшая в педагогику, молодой питерский интеллигент и просто хрупкая ранимая девушка. В лучших сухомлинских традициях весь август, еще не работая официально в школе, она провела с детьми на природе, с началом учебного года собрания родителей первоклассников проходили почти каждую неделю в демократичной атмосфере.Обсуждались не только первые успехи каждого из учеников, но и в рамках «Школы родителей» педагогические подходы классиков педагогики В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, Я.Корчака… И тут дошли до Ш.А.Амонашвили.Что послужило источником агрессии, теперь сказать сложно. То ли старая закалка, то ли осеннее обострение помогли разглядеть в этом недобрый знак бабушке одной из учениц. Запрос в сети Интернет дал информацию об обвинении академика в сектантстве за его работы последних лет.Группа родителей отправилась в «крестовый поход против неверных». Картина была абсолютно инквизиционно-средневековая: «Ведьма!» Толпа хором: «Ведьма!», «Сжечь!» Все дружно: «Сжечь!» Не хватало только факелов и вил. Растущая по численности с каждым днем группа родителей отказывалась отдавать детей в школу и собиралась у ее ворот, где под предводительством автора идеи разрабатывала план «спасения детей». Среди разнообразной одежды стала просматриваться форма работников прокуратуры. Мое обращение с просьбой подождать и разобраться в ситуации привело к автоматическому зачислению в сектанты директора школы и всех ее сотрудников.В районном управлении образования и областном министерстве тоже с удивлением узнали о «сектантской сущности лжеучения Амонашвили», но не поверили, что в новой школе зомбируют детей, и были также определены в список недобропорядочных чиновников. В поселке на всех столбах и магазинах запестрели информационные листки о вредоносной деятельности «сектантов». После официального запроса Президенту РФ, в Генеральную прокуратуру и ФСБ дело обрело угрожающие черты. Никакие доводы на родителей не действовали. Толпа жаждала крови. Нетрудно представить состояние мое лично, коллектива и тем более учителя, делающего первые шаги в педагогике.Усугубляло переживания воспитание многих учителей в традициях православной культуры. Но тут настало время асимметрично действовать в стиле названия одной из серий «Звездных войн»: «Империя наносит ответный удар». Сделали запрос в Российскую академию образования, пригласили на уроки к учителю ведущих экспертов, священников, СМИ. Кульминацией была встреча возмущенных родителей с министром образования региона и представителями Русской православной церкви, вставшими на сторону учителя, во время которой с трудом, но удалось пробить стену непонимания. Дети постепенно вернулись в класс, кроме двух, чьи родители и бабушка были вдохновителями акции.Теперь весь народный революционный гнев был готов обернуться против них. Необходимо было остановить обратную агрессию. К сожалению, под давлением обманутых людей в конечном итоге эти родители вынуждены были забрать своих детей.Больше всего в этой истории меня поразило то, какие страсти могут внезапно вспыхнуть и так же внезапно погаснуть. Как брошенный в болото камень – ни кругов, ни пузырей.Позитивным итогом этого противостояния стали близкое знакомство с одним из самых образованных и культурных людей региона владыкой Серафимом и его поддержка детских инициатив по созданию школьного авторского православного атласа.Ситуация сближения с гонимой учительницей привела к моему законному браку и рождению прекрасной дочурки. Формы и методы взаимного контроля школы и родителей легли в основу диссертационного исследования. С точки зрения школы у нас появился хрестоматийный пример, который пересказываю всем учителям, попавшим в ситуацию конфликта с родителями.Важным эффектом стала фактическая индульгенция в проверяющих органах. После очередного сигнала родителей там не спешили «реагировать», а звонили в школу и уточняли ситуацию. Но самое главное – это привело к сплочению коллектива сотрудников школы перед лицом внешней угрозы и закреплению еще одного принципа преодоления сопротивления – «принципа творящего терпения». Иногда нужно просто подождать…Школа и родители. Часть вторая. Общее делоСо временем у меня сформировался еще один очень важный принцип – «ранней профилактики асоциальных явлений». Родителей во время стартового собеседования предупреждаю: мы не школа для инвалидов, но у нас есть безбарьерная среда, и таким детям мы тоже рады. Поэтому если у вновь поступающих родителей здоровых детей есть какое-либо предубеждение, то им лучше выбрать другую школу. Все после этого обычно машут руками, рассказывая о личном подвиге гуманизма. Но информация в них попала и начала прорастать.Предупреждаю, что у нас не принято демонстрировать свое социальное положение, а денежные средства не дают никакого преимущества. Учитывая общий социальный состав сельской местности, почти все кружки, включая плавание, скалолазание, большой теннис, – за счет школы.Важно отметить, что ученики из особенно обеспеченных семей учитываются как дети группы риска наряду с многодетными, неполными, асоциальными семьями.При правильно выстроенной работе родители выступают не ингибиторами, а катализаторами и организаторами изменений в школе, далеко выходящих за рамки украшения класса на Новый год. Татьяна Михайловна (мама ребенка, передвигающегося на коляске) стала моим другом. Только благодаря ее настойчивости мы не забыли о безбарьерной среде. Еще в недостроенной школе мы на коляске проехали каждый этаж. Поэтому у нас нет порогов между классами и коридорами, Два лифта, оборудованные туалеты, душевые и даже специальный подъемник в бассейне.Оправдывая название школы и опередив время, мы привлекли внимание к проблеме ограничения доступности образовательной среды. Теперь за 3 года 22 школы в различных частях области с гордостью демонстрируют потенциальным ученикам возможности своей безбарьерной среды. Конечно, среда – это только начало, нужно медико-психолого-педагогическое сопровождение полномасштабной интеграции ребенка в школу. Именно интеграции, а не инклюзии. Но это тема отдельного эссе.Как совместный проект детей и родителей часть кабинета музыки превратилась в русскую избу со всеми атрибутами, включая печь. Для нас приобщение к культуре большой России – вопрос государственный, решающий задачу профилактики сепаратизма, ведь для того чтобы увидеть русскую избу, нашим детям нужен загранпаспорт для преодоления 4 пограничных переходов. Идея, руки, средства – все от родителей.Поэтому еще одним принципом можно считать «работает – не мешай!».Благодаря родителям впервые в Калининградской области появилась новая, семейная, форма образования. Нам как школе будущего было просто интересно отработать модельную методику взаимодействия «школа – родитель – ученик». Однако родители настояли на обращении к Министерству образования и науки за финансовым нормативом, и у нас есть теперь финансовая основа для поддержки таких семей консультированием, дополнительным образованием и учебниками.Последнее заседание управляющего совета провели внутри надувного планетария, купленного по настоянию родителей за счет грантовых средств (победа в региональном конкурсе). Фейерверк ярких, но не прожектерских идей вполне соответствовал месту встречи.В библиотеке школы всегда дежурит на видном месте папка с подборкой журнальных статей о взаимодействии с родителями. Больше недооценки возможного сопротивления со стороны родителей мы постараемся не допускать.Алексей ГОЛУБИЦКИЙ,  директор «Школы будущего», пос. Большое Исаково,  Калининградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте