Образовательный процесс – это организованное взаимодействие по достижению цели, цель – образование человека. И сразу рисуется картинка, как взрослые люди сгрудились, надели рабочую форму, передники и халаты, шапочки, защитные очки и маски, перчатки, взяли инструменты какие-то, встали у стола, у грядки… и начали образовывать. От такой картинки хочется улыбнуться, потому что она гротескная. И хочется добавить: «Ох, если бы было все так просто».
Участники образовательного процесса – это люди, которые взаимодействуют в процессе образования человека. Какие люди? Это учителя, ученики, родители. Какого человека образовывают? Ну вроде бы понятно – ребенка, конечно же. То есть он такой особый объект, который все образовывают. Да, это правда, частично. Правда и то, что ребенок должен быть готов к принятию этого образования и начать образовываться, то есть хотеть этого. Правда и то, что все, то есть все-все-все, оказывают воздействие друг на друга, и от этого меняется состояние у всех-всех-всех. Правда и то, что образовательный процесс не сводится только к уроку, что образование происходит всегда, когда человек перестает быть пассивным объектом, а вступает в диалог и сам ставит себе цели. Правда и то, что педагог может остаться субъектом этого сложного образовательного процесса, если осознает цель своей деятельности и остается в диалоге с собой и другими. Все эти слова мне важно было написать в подтверждение мысли, что диалог всех участников образовательного процесса – это необходимое условие образовательного процесса. Диалог, взаимодействие, цель. Диалог же первичен, там рождаются мысли, вопросы, цель и взаимодействие. Таким образом, диалог, или контакт, в основе коммуникации и в основе познания. Получается, что психологический комфорт и образовательный процесс неразделимы.Ну вот, теперь попробуем разобраться, так что же это такое – «атмосфера психологического комфорта всех участников образовательного процесса». Поскольку образовательная деятельность серьезно регламентирована документами: Конвенцией о правах человека, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», Уставом образовательного учреждения, то какие еще рамки и смыслы нужны? Ведь вроде бы все прописано. Дело за малым – принять эти установки, а значит, осознать и соотнести себя с ними. Снова диалог. Тогда мы все начинаем говорить на похожем языке, а при этом диалог возможен. Это уже немало.Да, диалог возможен при наличии понятных правил и заявленных целей. Но возникает не всегда. Чего же недостает? Для диалога нужна открытость – это когда все могут обмениваться своими соображениями и переживаниями. Для диалога нужно уважение – это когда ты допускаешь, что другой ценен. Для диалога важно чувство безопасности – когда ты знаешь, что не будет ничего плохого, если ты скажешь, что думаешь. Или что ошибка при ответе на уроке и сомнения – это основа мыслительной деятельности человека, это нормально и «я по-прежнему в безопасности», а не под угрозой осуждения. Для этого бесценного чувства безопасности нужна элементарная доброжелательность – это когда «я чувствую, говорю и делаю» одинаковое – доброжелательное. И нет расхождений! И «по отношению ко мне» тоже проявляют доброжелательность. Первый уровень – безопасность: сделайте так, чтобы нестрашно было задавать друг другу вопросы и выражать сомнения, объясните правила взаимодействия и сконцентрируйтесь на профессиональной этике. Что дальше? Учить и учиться вместе играть, помогать друг другу, учить и учиться быть терпимыми и вежливыми, учить и учиться интересоваться другими людьми и самому рассказывать о себе, выслушивать мнение другого человека и произносить вслух собственное. Учить и учиться сравнивать свои мысли, слова и поступки с другими. Учить и учиться понимать высказывание другого человека, уточнять, обобщать, переформулировать, давать другому человеку понять, как вы его поняли, и выслушать его подтверждение или несогласие с вашим выводом. Учить и учиться произносить слова благодарности и признательности. Учить и учиться уступать и договариваться. Вот он – фундамент психологического климата. Теперь можно возводить стены и крышу. Из чего они строятся? Из взаимодействия, сотрудничества, как по горизонтали, так и по вертикали, как угодно. И помним: в основе сотрудничества – цель, совместная деятельность и диалог. Второй уровень – развивать, стимулировать, поддерживать сотрудничество. Это значит ставить учебные и внеучебные задачи, учить и учиться выбирать подходящую задачу под себя. Учить и учиться планировать, то есть разбираться, что должно быть сделано, зачем и когда. Учить и учиться быть полезным, а значит, выбирать дела по силам, делить обязанности, договариваться. И все вышесказанное справедливо для всех участников образовательного процесса. Это могут быть учебные и социальные проекты, школьные лагеря, подготовка к праздникам, творческие учебные объединения, школьное самоуправление, групповая дискуссия, обсуждение фильмов, поездки в города, совместные игры, акции и, конечно, уроки. Развивая сотрудничество, развиваются самостоятельность и ответственность сначала как групповая норма, которая только потом сможет стать личной нормой.И теперь уровень третий психологического климата – это когда не надо тратить силы на адаптацию и самозащиту, эти силы направляются на саморазвитие, познание, инициативу. Конечно, образовательный процесс начинается не в этой точке. В этой точке он выходит на «третью космическую скорость». В этой точке начинает жить своей жизнью «особая материя» – образовательная среда, в которой взаимосодействие разных сил, дел, размышлений начинает усиливать друг друга. Представляете, как будет обстоять дело, если психологический климат будет главным фокусом внимания общества!Лия ПШЕНИЧНИКОВА, педагог-психолог МСД №31
Комментарии