Федеральная служба по надзору в образовании и науке продолжает проверку вузов и их филиалов для повышения качества высшего образования. О том, каковы итоги этой работы, а также о планах Рособрнадзора на будущий учебный год нашему корреспонденту рассказала заместитель руководителя Рособрнадзора Елена ГЕВОРКЯН.
– Елена Николаевна, сколько вузов и вузовских филиалов предполагаете закрыть как не соответствующие требованиям к качеству работы, сколько уже лишены лицензий, какие проверки планируете?
– Никаких планов по поводу закрытия вузов и их филиалов у нас нет. По всем высшим учебным заведениям и их филиалам, работа которых не соответствует качеству образования, лицензионным требованиям или требованиям государственного образовательного стандарта, будут приниматься те или иные решения. Но дело в том, что сама по себе постановка вопроса о закрытии вузов, адресованная Рособрнадзору, не вполне правомерна, ведь мы только проверяем учебное заведение, приостанавливаем действие лицензии или через суд ее изымаем. Решение о закрытии принимает только учредитель.
– Какие-то образовательные учреждения уже закрыты?
– По результатам проверки в регионах закрыт 21 филиал. Какие-то лицензии мы приостанавливали, какие-то филиалы закрывались по решению ученых советов вузов после того, как мы обратили внимание ректоратов на то, что там непорядок. Нам кажется, что лучший отклик на нашу работу, когда вуз узнает, что у соседей Рособрнадзор провел проверку и приостановил лицензию и начинает проводить свою ревизию. Если вуз сам начинает оценивать свою работу, это гораздо эффективнее, это формирует общественное мнение в правильном направлении.
– Елена Николаевна, но что значит закрыть филиал? Куда денутся студенты, которые там учатся? Может быть, проще навести порядок и наладить ту работу, которая требуется?
– Согласна с вами, что нужно довести до получения диплома студентов первого и последующих курсов, конечно, закрытие происходит не сию секунду, иначе можно вызвать социальный взрыв и недовольство студентов. Проще всего с заочниками, которых можно перевести для обучения в базовый вуз и безболезненно продолжить учебный процесс. А вот если там студенты-очники, то нужно найти способ перевести их в другие вузы, что сложнее.
– А может ли быть такой вариант: пока филиал доучивает студентов, ему удается подтянуться и стать хорошим?
– Теоретически возможно все, но, как правило, если мы приостанавливаем действие лицензии, то речь идет о дышащей на ладан структуре. Редко бывает так, что это полноценно работающий филиал, в деятельности которого мы находим какие-то существенные изъяны. Но если мы у такого филиала приостанавливаем действие лицензии, то причиной этого служит отсутствие действующего заключения СЭС или Пожнадзора, потом они получают такие заключения, и у нас есть после этого полное основание, чтобы разрешить им возобновление деятельности. Как правило, там есть преподаватели, учатся студенты, и лицензия приостанавливается на небольшой период времени.
– Вуз нынче получает аккредитацию вместе с филиалами?
– Возможны два варианта. Во-первых, если говорить про аккредитацию, то филиал всегда проходит ее в составе вуза, так как он не юридическое лицо и мы ему не выдаем самостоятельное свидетельство. Когда рассчитываются показатели аккредитации, данные вуза берутся вместе с филиалом, как с факультетом, расположенным через дорогу. Во-вторых, по лицензии здесь есть некая коллизия: в Законе «Об образовании» записано, что филиал проходит лицензирование в порядке, установленном для высшего учебного заведения. Поэтому, когда издавалось постановление Правительства РФ о лицензировании образовательной деятельности, мы вынуждены были вписать в его текст: если порядок сохраняется весь, значит, и выдача лицензии тоже. По существу, мы выдаем лицензию неюридическому лицу, что неправильно, поэтому мы сегодня вносим предложения об изменении в законодательстве, и соответствующий законопроект уже одобрен. В этом законопроекте мы предусматриваем выдачу единой лицензии, где филиалы и реализуемые образовательные программы будут указаны в приложении.
– И это будет своеобразной веревочкой, привязывающей филиал к вузу, который уже не сможет сказать, что до филиала ему нет никакого дела, что сам вуз хороший, это филиал у него плохой?
– Да. И если тогда мы будем приостанавливать действие лицензии, то это даст больший резонанс – мы приостанавливаем действие не филиала, а высшего учебного заведения, например, в части деятельности филиала. Но это все равно лицензия вуза, и, мне кажется, что уж тут-то ректор обязательно вспомнит, что у вуза есть филиал. Сегодня многие ректоры даже не побывали во всех своих филиалах.
– А если филиал ведет дистанционное обучение?
– Это самая большая проблема. Если это обучение ведет филиал, то все равно должна быть лицензия, Другое дело, что можно установить иные правила игры для его лицензирования, предположим, не нужно им такого количества учебников, учебной литературы, как мы того требуем, нужно другое количество преподавателей и так далее. Иными словами, критериальные значения лицензионных нормативов могут быть иными, но для этого существует экспертная комиссия, которая должна определить, в состоянии ли этот филиал при имеющейся материальной базе и потенциале осуществлять образовательную деятельность через дистанционные технологии. Но, как правило, наши вузы открывают свои представительства и, как они говорят, проводят консультации, промежуточный контроль по дистанционной форме. Это вызывает очень серьезное недовольство у наших зарубежных партнеров, например, были очень серьезные претензии у Таджикистана к Современной гуманитарной академии: в каждом ауле были открыты образовательные точки без согласования с органами управления образованием.
– Вопрос, наверное, в том, какой документ я получу в результате такого обучения?
– Конечно. Вы получите или самоудовлетворение от того, что стали знать больше и повысили свой образовательный уровень, или же документ, который государство выдает независимо от того, изучили вы эту программу в вузе очно или дома дистанционно. Здесь очень важно выстроить процедуру контроля качества, опять мы упираемся в качество, потому что это самая главная проблема. Это касается и экстерната, который реализуется во многих учебных заведениях посредством дистанционной формы.
– Где будут проведены проверки в ближайшее время?
– В Ханты-Мансийском округе уже идет проверка, до конца этого года проверим Ульяновскую область. А на будущий год есть заявки от Псковской области и Хабаровского края. Тут главное, чтобы проверки не превратились в проходной вариант («Подумаешь, проверили!») или не случился вариант унтер-офицерской вдовы («Позвали проверяющих сами, а потом и пострадали в результате этой проверки!»).
Комментарии