– Всем в системе образования хорошо известно, что принята рассмотренная на Госсовете Концепция модернизации образования, где поставлены задачи на ближайшие 10 лет. Большая часть этих задач не может быть решена без привлечения психологического сообщества. Речь идет о ликвидации не только таких позорных для нашего общества явлений, как беспризорность, наркомания, социальная депривация и так далее.
Виктор БОЛОТОВ, первый заместитель министра образования РФ:
Речь идет о более широком комплексе проблем, в частности о проблемах компетентностного подхода, школьной оценки, подготовки к жизни в изменяющемся мире. Дети, которые сегодня обучаются в учебных заведениях, подвергаются массированному влиянию СМИ, другим влияниям. В целом могу сказать, что без психологов мы не решим всех тех проблем, которые существуют в обучении и воспитании подрастающего поколения. Это хорошо понимают специалисты не только в Москве, но и в регионах, и за последние два года органы управления образованием субъектов Федерации стали активно создавать службы практической психологии. Сегодня уже 62 региона имеют соответствующие положения о такой службе. В нашей службе работают более 64 тысяч педагогов-психологов, созданы 850 государственных муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Когда психолого-педагогическая служба только-только создавалась, трудно было даже представить, что мы пройдем такой путь. Опыт накоплен очень большой. Министерство образования РФ постоянно проводит всероссийские конференции, рассматривающие те или иные аспекты деятельности практических психологов, реализуются многочисленные проекты и программы. Сегодня стало очевидным, что нужно более тщательно планировать работу служб практической психологии. Необходима координация деятельности по разным направлениям. Уникальный опыт, что накоплен в регионах, показывает, что необходимо предпринять специальные меры для его распространения, создать структуру, которая могла бы обобщать этот опыт и помогать разным регионам использовать его в работе практических психологов. Нам необходимо иметь и некое профессиональное сообщество, которое могло бы уже само оценивать результаты той или иной деятельности.
Сегодня можно отметить, что есть разрыв между академической наукой и деятельностью практических психологов в системе образования. Нужны, на мой взгляд, специальные меры по уменьшению этого разрыва, по сближению академической и отраслевой науки.
Елена ЧЕПУРНЫХ, заместитель министра образования РФ:
– Жизнь любого человека зависит от того, в какой степени он смог самореализоваться, развиться, насколько он здоров и благополучен во всех смыслах этого слова. Но как выполнить все эти условия в постоянно меняющемся мире, как помочь человеку адаптироваться в условиях рыночных реалий, как сделать так, чтобы он мог брать на себя ответственность за свою судьбу, судьбы окружающих, а в высоком смысле за всю страну. Наконец, кто рискнет встать рядом с хорошо подготовленным, образованным человеком, кто подскажет ему, как должным образом использовать теоретические знания в практической деятельности, поддержит его в экстремальной ситуации, выведет из депрессии, протянет руку тогда, когда, казалось бы, по показаниям физического развития невозможно стать полноценным гражданином, вносящим свой вклад в развитие страны? Все эти задачи мы возлагаем нынче на психолога и на Службу практических психологов. Скажу сразу – задачи неимоверно трудные, поэтому прежде всего мы думаем о том, какие психологи нужны системе образования, а в дальнейшем и всему обществу, ибо повышение психологической культуры всего общества – проблема, требующая неотложного решения.
Мы очень хорошо знаем, что отечественные психологи внесли неоценимый вклад в развитие психологической науки, но мы прекрасно знаем и то, что всегда лучшие ее представители не ограничивались теоретическими изысками, они настойчиво связывали теорию и практику. Не случайно основатель первого в России Психологического института Георгий Челпанов начал свою деятельность с организации семинара при МГУ, а продолжил в институте созданием большого числа лабораторий, которые вели множество самых актуальных практических исследований. Сегодня мы имеем большое количество практических психологов, которые четко и грамотно решают множество задач и в системе образования, и в пространстве, примыкающем к ней, поскольку результаты образования и воспитания, самоопределения и социализации личности всегда во многом определялись состоянием окружающей среды.
Мы отдаем себе отчет в том, как важно иметь нормативную базу, чтобы не только регламентировать работу психологов, но и поддержать, ввести их деятельность в законодательные рамки, снимая все возможные ограничения и помехи в процессе выполнения ими самых сложных задач. За последнее время Министерство образования РФ инициировало разработку проекта «Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», «Концепции специальной психологической помощи в системе образования», документа «О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) образовательного учреждения», «Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения», инструктивного письма «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» и других очень важных нормативных документов.
Но заботясь о работе Службы в целом, мы думаем и о том, как поддержать каждого психолога. Не секрет, что порой успешная работа педагога-психолога зависит от того, насколько правильно понимает цели, задачи и методы его деятельности руководитель конкретного образовательного учреждения, а отсюда часты случаи, когда не всегда правильно выстроена вся система эффективного управления работой Службы в целом, отсутствуют и дифференция, и координация в работе ее структурных подразделений. Сложность задач, которые решают психологи, требует не только специальной заботы о подготовке новых кадров, но и рационального использования кадров имеющихся. Но у нас пока не отработан единый механизм систематического повышения квалификации педагогов-психологов и специалистов Службы, в результате многие новшества, которые предлагают наука и практика, остаются неиспользованными. К тому же работающие педагоги-психологи очень часто не имеют не только кабинета, но и единого сертифицированного инструментария, это сказывается на качестве их работы и на качестве психологических услуг, которые они оказывают участникам образовательного процесса. Очень часто психологи вынуждены или использовать не адаптированные к российской действительности зарубежные методики, или создавать свои, доморощенные, которые не имеют нужной завершенности, не рассчитаны на использование для данной категории обследуемых или дают неточный результат. Каковы последствия использования таких методик и таких результатов, представить нетрудно.
Мне кажется, что наиболее остры сегодня проблемы социальной поддержки психологов. Нуждается в дальнейшем совершенствовании система социальных гарантий, льгот, материального и морального поощрения, сегодня мы прикладываем немало усилий для того, чтобы добиться включения стажа работы педагога-психолога и социального педагога в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2001 года, к сожалению, такой льготы для этой категории педагогических работников не предусмотрело. Деньги многое решают в работе и Службы, и отдельных психологов, но мы убеждены, что дефицит бюджетного финансирования ни в коем случае не должен быть поводом для сокращения центров и педагогов-психологов в образовательных учреждениях, что нам нужно дать четкое юридическое обоснование и установить количество педагогов-психологов в зависимости от того, какому количеству детей они оказывают помощь в образовательных учреждениях и психолого-педагогических и медико-социальных центрах.
Комментарии