Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как придаток к основному образованию. У него иное предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. И современная система дополнительного образования предоставляет такую возможность миллионам ребят, которые занимаются художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. В условиях школы дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути, оно увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
ТворчествоВ нашем межрайонном объединении тысячи ребят занимаются в творческих кружках дополнительного образования и год от года совершенствуют свое мастерство в разных направлениях.Например, в школе №827 есть Школа искусств.- Три года назад в нашей школе не было хора, не звучали песни. А сейчас мы гордимся творческими достижениями наших детей, которые много трудятся и добиваются таких замечательных результатов, – делится своей радостью директор учебного заведения Наталья Огородникова. – Школа искусств – это творческое объединение, целью которого является развитие школы-студии как творческого коллектива, объединенного едиными задачами, направленными на развитие индивидуальности и личной культуры каждого ребенка. Руководители хоров, хормейстеры и концертмейстеры – это интересные, ищущие музыканты, которые умеют раскрыть резервные возможности детей. В этом году хоровая студия завоевала победу на Всемирных хоровых играх. И это потрясающий успех.Экология и краеведениеКолледж №47 славится своим туристско-краеведческим объединением Echelon. Оно участвует во всех молодежных квестах и туристических слетах. Программы включают элементы патриотического, экологического и физического воспитания молодежи, формирование культуры активного и здорового образа жизни, а также навыки, позволяющие преодолевать сложности как природного, так и социального характера.Также в рамках дополнительного образования в колледже постоянно проводятся мероприятия, посвященные значимым датам и событиям, в частности, посвящение в студенты, конкурсы «Лучший по профессии», «А ну-ка, парни», «Техникум – территория здоровья», «Мисс и мистер профессия», «День профтеха», чемпионаты по различным видам спорта.Самые активные студенты и педагоги объединяются в профориентационные агитбригады, рассказывая о привлекательности рабочих специальностей, информируют о тех профессиях, которым можно обучиться в нашем техникуме, проводят дискуссионные встречи, мастер-классы. Подготовлено огромное количество презентационных материалов, рассказывающих о рабочих специальностях и жизни техникума.Уроки в Школе юного экскурсоводаШкола юного экскурсовода – учебное объединение дополнительного образования. За стандартными фразами документов – строчки поэтического дневника восьмиклассника:В любую погоду, не зная усталости,К любимому городу спешим на свидание,И он забывает о собственной старости,А мы обретаем и мудрость, и знание…Мальчишки и девчонки вот уже 9 лет каждую субботу бегут в школу, чтобы вместе с кружком отправиться на улицы Москвы, те самые улицы, где жили, бывали, гуляли, встречались А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и А.С.Тургенев, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой, М.А.Булгаков, а также герои их произведений. И порой невозможно разделить реальность историческую и литературную. Мы подходим к дому Дениса Давыдова на Пречистенке, вспоминаем бравого партизана Отечественной войны 1812 года, его озорные гусарские стихи и басни и тут же замечаем, что стоим как раз напротив дома профессора Преображенского, в который он однажды привел пса Шарика, подманив того моссельпромовской колбасой.- Как, ты не читал еще «Собачье сердце»? Обязательно прочитай!Будьте уверены: те, кто сегодня увидел дом профессора Преображенского и услышал много нового о Денисе Давыдове и А.П.Ермолове, особняк которого, кстати, тоже расположен на этой улице, обязательно прочитают и Булгакова, и «Челобитную» поэта-партизана, друга А.С.Пушкина. А потом приведут друзей, родителей, любимую девушку, потому что знание, полученное на маленьком пятачке Москвы, огромно и им невозможно не поделиться.В прошлом учебном году на международной конференции проектных работ «Ярмарка идей» призером стал проект, родившийся в недрах нашего кружка, «Дом-комод в преданиях, литературе и истории». Юный экскурсовод написал работу о доме, расположенном по московскому адресу Покровка, 22. История дома действительно сложна и многослойна: с ним связано московское предание о тайном браке императрицы Елизаветы Петровны и графа Разумовского; дом долгое время принадлежал семье Трубецких, а значит, рождает ассоциации с историей декабристов; в этом доме на уроках танцев бывали в детском возрасте А.С.Пушкин и Ф.И.Тютчев; этот дом – место действия романа Л.Улицкой «Зеленый шатер»… Итогом работы стал буклет с фотографиями и несколькими статьями, объединившими историческую и легендарную историю дома на Покровке.Члены кружка со второго полугодия занятий (образовательная программа рассчитана на три года) учатся сами проводить экскурсии, справляться с волнением, не бояться микрофона. К ним, привлеченные интересным рассказом, подходят москвичи, задают вопросы, рассказывают что-то интересное о прошлом и настоящем мест, в которых застали группу.Школа юного экскурсовода первого сентября начинает новый курс обучения. Нас ждут новые маршруты и открытия. А как записал в своем дневнике один из кружковцев,Разведка маршрута – серьезная штука:Не просто прогулка, не просто работа -Нас древность затянет в свои закоулки,И камни брусчатки прошепчут нам что-то.Нам предстоят новые встречи с любимым городом и друг с другом, а также с героями литературных произведений, которые еще предстоит прочитать, персонажами историй, о которых только предстоит услышать. И никто из нас не скажет, что учиться неинтересно.Елена КОМИССАРОВА,руководитель Школы юного экскурсоводаНам есть чем гордиться!Я работаю в уникальной образовательной организации, которую имела честь представлять на VII Международном педагогическом форуме «Современные технологии обучения: достижения, опыт, практика» в Санкт-Петербурге в секции «Открытый микрофон» в школе №2005.Форма эмблемы школы – овал, символ развития, на эмблеме – глобус, символ бесконечности. Бесконечно развиваемся!«Лицо школы»-2005:1. Ежегодная научно-практическая конференция «Ломоносовские чтения».2. Летняя профильная школа «Интеллектуал».В 2016-2017 учебном году пройдет X юбилейная научно-практическая конференция «Ломоносовские чтения».Школьная научно-практическая конференция является формой образовательной деятельности, обеспечивающей коммуникацию учащихся и педагогов, направленной на развитие элементов научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности обучающихся, способствующей развитию компетенций проектно-исследовательской деятельности.Основными принципами конференции являются открытость, прозрачность критериев оценивания, коллегиальность принятия решений, равенство условий для всех участников.Цель конференции: развитие и выявление интеллектуального, творческого потенциала подрастающего поколения в рамках проектно-исследовательской деятельности.Конференция проводится один раз в год.Зимние Ломоносовские чтения – отборочный тур.Весенние Ломоносовские чтения – финал!В конференции могут принять участие воспитанники дошкольного отделения и школьники 1-11-х классов.Работы могут быть созданы одним автором, а также авторским коллективом.Направления проектной деятельности:- гуманитарное;- естественно-научное;- техническое;- интегративное.В начале учебного года старт проектной деятельности. В школе действует Малая академия наук и искусств. Представитель Малой академии вручает классным коллективам конверт с сообщением о том, что стартует проектная деятельность. Порядок подготовки и проведения школьной научно-практической конференции строго регламентируется этапами, описанными в Положении о школьной научно-практической конференции учащихся «Ломоносовские чтения».Не только Ломоносовскими чтениями мы гордимся.В июне этого года на базе нашей школы открылась единственная в Москве летняя профильная школа «Интеллектуал».В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни, процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми. Специфика современной системы образования состоит не только в том, чтобы вооружить обучающегося знаниями, но и сформировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создать возможность для обработки умений и навыков самообразования.В течение 10 дней ребята занимаются математикой, физикой, экономикой и естественными науками, английским языком, выполняют исследовательские проекты, ходят на экскурсии и мастер-классы.Занятия проводят преподаватели вузов!Задачи летней профильной школы:- поддержать стремление к изучению современных наук, интерес к ним;- приобщить школьников к несложным исследованиям и развить их творческие возможности;- развивать познавательные интересы;- способствовать профессиональному самоопределению.Набор проводится в группы по 8-10 человек.В течение двух недель проходят увлекательные занятия для учащихся 1-5-х и 6-9-х классов. Основная цель занятий: подготовка учащихся к олимпиадам различного уровня, развитие мотивации к учебе, исследованию и творчеству, создание условий для раскрытия способностей и талантов участников занятий, получения ими знаний на более глубоком уровне в сравнении со школьной программой, предметного и профильного погружения.На занятиях математики и физики ребята разбирают задачи различной сложности и эффективные методы их решения: погружение в инженерную физику, знакомство с различными областями инженерной мысли (механика, ядерная инженерия, биоинженерия, робототехника и др.). На занятиях происходит развитие различных сторон математического мышления, воспитание мировоззрения и личностных качеств средствами углубленного изучения математики.На занятиях «Микробиология и экология» ребята знакомятся с биологическим разнообразием бактерий и грибов, а также проводят интересные исследования и опыты.Занятия «Юный журналист» – это развитие таких важных личностных качеств, как коммуникабельность, общая эрудиция, уровень культуры, выразительность речи. Участники в группах создают свои первые репортажи, выпускают газеты.На занятиях «Юный проектировщик» ребята пробуют работать в графических редакторах, создают анимационные фильмы.На всех занятиях ребята узнают много нового и интересного, делают свои первые инновационные проекты!Галина АРТАМОНОВА,учитель школы №2005Есть только «МИГ»Без телестудии «МИГ» трудно представить жизнь школы №1387. Увлеченная своим делом, руководитель студии Ольга Пиньковская учит ребят не только азам телевизионных профессий, но и старается раскрыть индивидуальные способности каждого школьника.В архиве студии множество роликов. Это живая история школы, связь между ее прошлым и будущим. Отдельное направление работы студии – создание роликов, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Героями, экспертами таких роликов становились известные путешественники Дмитрий и Матвей Шпаро, автор уникальных методик в области профилактики наркомании Яков Маршак, внук детского поэта С.Маршака.Студийцы участвовали и в некоторых проектах «Лаборатории путешествий» Матвея Шпаро, снимали видеоматериалы для будущих работ.Работы студийцев были отмечены наградами и дипломами различных конкурсов и фестивалей. Профессионализм студийцев на съемках открытия новой школы был отмечен и взрослыми коллегами с центральных телеканалов. Прошлый учебный год закончился для студии победой четвероклассника Ильи Борисова на фестивале «Московские звезды». Его фотоработы были признаны лучшими в одной из номинаций.Занятия в студии определили и выбор будущей профессии для некоторых ребят, решивших связать свою судьбу с работой на телевидении.
Комментарии