Идея задействовать ребят из медицинских классов в качестве волонтеров профилактической направленности зародилась еще во время моей деятельности как главного государственного санитарного врача по Зеленоградскому административному округу в 1992‑2016 годах. Этот замысел поддержало руководство зеленоградских школ (Т.Н.Грабарник, А.Ф.Халева, А.А.Михин, А.С.Ващилин). Для этого проекта в лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ УГО МГПУ была разработана дополнительная общеразвивающая программа для учащихся медицинских классов общеобразовательных организаций «Школьная гигиена на службе здоровья».
Основной целью программы было формирование дополнительных компетенций по основам профилактики заболеваний детей и подростков, подготовка учащихся к волонтерской деятельности в учреждениях здравоохранения (профилактическое отделение детской поликлиники, центр здоровья, здравпункты школ, лаборатории Роспотребнадзора) по разделу профилактической медицины – гигиена детей и подростков. Эпидемия новой коронавирусной инфекции изменила планы по полноценному внедрению данной программы в школе, но тем не менее нам удалось реализовать в школах многое из задуманного.
Зеленоградская школа №2045 (директор А.Ф.Халева) – крупнейшая в городе современная общеобразовательная организация, в 2020‑2021 учебном году была кандидатом на получение статуса школы с медицинскими классами. В данной школе в рамках программы автор статьи участвовал в подготовке ребят к конкурсу «Старт в медицину». На первом же занятии с учащимися этих классов стало понятно, что все они желают непременно быть лечебными врачами. Но без профилактики нет лечебной медицины, об этом еще более двухсот лет назад говорил первый отечественный терапевт М.Я.Мудров: «Надо взять в свои руки людей здоровых, предохранять их от болезней наследственных или угрожающих, предписывать им надлежащий образ жизни – есть честно и для врача покойно, ибо проще предохранить от болезней, нежели их лечить. И в сем состоит первая его обязанность». Вот об этой первой обязанности мы и говорили с будущими врачами. Таким образом, нами была предпринята попытка заинтересовать мотивированных на медицинскую деятельность учащихся и частично реализовать опыт советского здравоохранения, когда медики готовили общественных санитарных инспекторов из числа активных граждан различных специальностей. В задачи таких активных учащихся входило бы проведение общественного контроля внутри школы и продвижение медицинской и гигиенической грамотности среди сверстников и ребят младших классов. Пандемия коронавируса заставила нас скорректировать первоначальную программу, добавив к изучению профилактики неинфекционных заболеваний обзор принципов профилактики инфекционных болезней.
Первые встречи с учащимися медицинских классов и всеми желающими принять участие в конкурсе «Старт в медицину» были проведены до ввода ограничений, в очном формате. На встречах учащиеся выбрали темы проектов, а курирование всего процесса обеспечивала заместитель директора школы Е.А.Супрягина.
Подготовка к конкурсу проходила в первую волну пандемии, в ситуации повышенной неопределенности, когда не было достоверной информации о распространении и средствах лечения болезни. При этом рядовые граждане часто демонстрировали недостаточный уровень понимания того, что есть вирусы и другие инфекции и какие действенные меры могут обезопасить их от заражения. Эта проблема, зафиксированная в теме «Этапы развития микробиологии от зарождения до наших дней», разрабатывалась учащимся 10‑го класса Дамиром Альмяшевым. В его работе были показаны основные этапы развития микробиологии – от периода бессистемных наблюдений до нового времени с новыми инфекциями. Чтобы повысить интерес ребят к современным исследованиям, было организовано посещение Нанотехнологического центра в зеленоградском технопарке отечественной компании «НТ-МДТ», которая создала первый в мире сканирующий зондовый микроскоп.
Ребята провели анализ школьных учебников на полноту представленности данных в области здоровья. Затем они составили электронную анкету и через Интернет провели анкетирование своих сверстников из 10‑х классов, который показал, что в вопросах причин и профилактики инфекционных заболеваний ребята ориентируются слабо, а информация, к примеру, о COVID-19, была получена ими вне школы. В результате исследований по теме ребятами был сделан вывод, что без знаний особенностей существования микроскопических организмов, их строения и значения в нашей жизни, их последствий и патологий, осведомленности о мерах борьбы и профилактики сегодня немыслима нормальная жизнь любого человека, в особенности будущего врача и что необходимо менять педагогические подходы к вопросу повышения грамотности учащихся по поддержанию своего здоровья, пересмотреть и программу, и содержание учебников, использовать потенциал медицинских классов для повышения гигиенической грамотности среди сверстников при безусловной совместной работе с закрепленными за школой медицинскими работниками.
Школьник Михаил Пахомов подготовил для журнала «Санитарный врач» (№1, 2021) статью «Чума в Москве 1771 года и новая коронавирусная инфекция: что общего». А ученики 10‑го класса Рашад Гулиев и Данила Данилов провели исследование «Оценка эффективности систем вентиляции в школе №2045». С помощью врачей и специалистов филиала Центра гигиены и эпидемиологии Зеленограда (руководитель Л.В.Павлова) ребята получили представление о нормативно-технической документации, ознакомились с проектами систем отопления и вентиляции по каждой школе, обучились методам и средствам измерения основных параметров микроклимата (температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха). Десятиклассники разработали электронную анкету «Вентиляция в школах» и провели мониторинг знаний учащихся по основным требованиям к микроклимату школы, по основным процедурам и приборам его контроля в школе.
Натурные исследования были проведены под руководством эксперта-физика филиала Центра гигиены и эпидемиологии Л.Н.Клочковой в двух корпусах школы. Они показали, что в целом параметры внутришкольной среды соответствуют нормам, чистка и дезинфекция вентиляционных систем происходят регулярно и своевременно. В исследовании были выявлены и проблемы школьного микроклимата: недостаточная влажность воздуха. В корпусе №2011 система увлажнения воздуха существует, но не используется, а в корпусе №2312 она просто не была учтена проектным заданием.
Еще один проект, который подготовили ученики 11‑го класса Александра Тютюнова, Александра Каштанова, Анастасия Каштанова, – «Мониторинг качества питания в образовательной организации». Хотя ответственность за качество и безопасность питания детей согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» возлагается на образовательную организацию, в реальности питание детей обеспечивают сторонние организации, а медицинское обслуживание – один-два медработника, обслуживающие до 10 образовательных организаций. В такой ситуации достаточно сложно обеспечить соответствующее потребностям детей вкусное и при этом здоровое питание. Поэтому в вопросе питания детей дошкольного и школьного возраста нужны дифференцированный подход и пристальный контроль за ходом его реализации.
Ребята проработали нормативно-правовые документы (Закон «Об образовании в Российской Федерации», действующие санитарные правила и нормы, приказы Минздрава и Минобрнауки РФ), разработали и согласовали с руководством школы вопросы электронных анкет отдельно для учителей, учащихся и родителей. Вопросы учитывали следующие темы: ответственные за контроль организации питания в ОО; наличие, состав и результаты работы бракеражной комиссии; регламент межведомственного договора между ОО и ЛПУ в организации питания в ОО; авторы-составители меню в ДОО; наличие меню для персонифицированного питания; проблемы при составлении меню.
Одиннадцатиклассники ознакомились с нормами питания детей, сравнили реальное меню с рекомендуемым, поучаствовали в работе бракеражной комиссии при поддержке ответственной за питание в школе Н.В.Тарасовой. Они наблюдали за детьми в детском саду во время принятия пищи, а также опросили их родителей, довольны ли дети тем, как их кормят.
По результатам работы учащиеся представили руководству школы пожелания родителей о корректировке рациона питания в пользу молочных продуктов, овощей, фруктов, уменьшении количества мучных изделий, исключении из меню селедки, предоставлении индивидуального питания детям-аллергикам и другим группам детей, нуждающихся в такого рода питании. Недостатком было неучастие в работе бракеражной комиссии медицинского работника, закрепленного за образовательной организацией. И было сделано предложение: считать возможным разрешать принимать участие в работе бракеражной комиссии ученикам медицинских классов, предварительно прошедшим специальную подготовку.
Перспективную тему «Цифровизация в школе» выбрал учащийся 10‑го класса Кирилл Драгошанский. Если позитивные моменты цифровизации очевидны, то негативные проявят себя не сразу, их можно будет определить только специальными, не всем доступными методами и исследованиями. Общество, конечно, уже догадывается, что этот процесс каким-то образом может повлиять на здоровье человека, особенно молодого, растущего организма. К сожалению, эти последствия отдаленные и не сразу проявляются. При этом речь не идет о воздействии на организм физических факторов, скорее о влиянии цифровизации на психику человека.
Поэтому перед исследователем была поставлена задача: большое внимание уделить соблюдению правил цифровой безопасности и цифровой гигиены, которые уже сейчас должны стать нормой жизни. Для этого предполагалось опросить учащихся разных классов на предмет сравнения фактической продолжительности использования электронных средств обучения (интерактивная доска, интерактивная панель, персональный компьютер, ноутбук, планшет) с нормативной продолжительностью, которую предлагают в новых гигиенических нормативах.
Подводя итог опыта работы с учащимися медицинских классов, можно уверенно сказать, что не надо бояться использовать ресурс ученического потенциала в общественном контроле, особенно когда такие возможности ограничены со стороны родительской общественности (в период карантинных ограничений) и контрольно-надзорных органов. Тезис «Пришел, увидел, наказал» пора менять на «Пришел, увидел, подсказал»!
Леонид ДЕНИСОВ, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ УГО МГПУ
Комментарии