Как известно, миниатюрная скульптура чижика-пыжика не раз исчезала, правда, позже ее или находили, или ставили на прежнее место вновь созданную. В новом фильме Элины Суни (режиссер не новичок) «Чижик-пыжик возвращается» зритель снова погружен в историю обретения украденной птички.
Каждое путешествие сулит обретение как новых впечатлений, так и новых знаний, а в чем-то и умений. Такое и произошло с двумя пятиклассниками – Левой (Миша Мяло) и Даной (Александра Бабаскина). Всем классом ребята из Екатеринбурга отправились на экскурсию в Санкт-Петербург, но с Даной и Левой никто особо не желал дружить. Девочка заносчива, но отнюдь не глупа, мечтает стать блогером, прославиться, а Лева типичный очкарик-ботаник, читающий не по годам много (знаком с поэзией Александра Блока, что тоже помогает в поимке преступников).
Говорят, что чижик-пыжик исполняет желания, а у нашей пары они были: стать крутым блогером и набрать 10 тысяч подписчиков – мечта Даны, у Левы же все гораздо серьезнее – родители должны помириться. Какие дети, такие у них и желания. Все бы ничего, но чижика-пыжика крадут. На его поиски как раз и отправляются Лева с Даной. Пережить и преодолеть им много чего придется, и, конечно, конец будет счастливым. Книжная эрудиция Левы и умение быстро ориентироваться на просторах Всемирной сети Даны помогут найти преступников, за что ребята даже получат благодарность от полиции. И Санкт-Петербург устоит, и чижик-пыжик снова будет блестеть под солнцем, и дети отправятся домой, в Екатеринбург, с легкой душой.
История, показанная и рассказанная на экране, – детективно-приключенческая лента для подростков и о подростках. В ней все понятно: добро побеждает зло, а преступники наказаны. Конечно, на поиски пропавших детей кинется полиция (а ребята сами решили искать преступников), родители Левы, что их и сблизит в итоге, будут помогать и учителя. Одноклассники верно воспримут непохожесть ребят, воцарятся мир и дружба. Все это очень напоминает мне детский советский кинематограф с поправкой на современные реалии жизни. И если относиться к фильму как к сказке, то все становится на свои места. Меж тем данная лента все же не совсем сказка, хотя сказочного в ней хватает. Взять хотя бы интерьеры особняка главного преступника Фартового. В картине «Чижик-пыжик возвращается» много настоящего, современного и, увы, того, что в советские времена было, а потом прошло. Ты веришь в то, что существуют и живут в разных городах (и немало) такие мальчишки и девчонки, как Лева и Дана, учат их зануды-училки вроде Татьяны Петровны (Инга Оболдина). Конечно, и в современности есть место и время приключению и подвигу, есть пытливые и смелые одноклассники, стремящиеся помочь Леве и Дане (книги им помогают найти путь к пропавшим ребятам, их, оказывается, полезно почитывать), умеющие отличить напускное от подлинного, уважающие старших, когда их действительно есть за что уважать, и не боящиеся принимать сложные решения…
И тем не менее уж больно карикатурны злодеи, с которыми приходится вступить в схватку ребятам. Насколько нестрашными и нежестокими, а где-то даже обаятельными были Карабас-Барабас, Дуремар, кот Базилио и лиса Алиса в киносказке Леонида Нечаева «Приключения Буратино», настолько не веришь образам преступников в фильме «Чижик-пыжик возвращается».
Писатель Рябчиков (Сергей Мигицко), он же, как выясняется, Фартовый, держит в Санкт-Петербурге не только торговлю животными, но и бизнес ростовых кукол, ходящих по туристическим маршрутам города и предлагающих сфотографироваться с обезьянкой или лисой, ко всему еще прилагается и фотоателье, где фотографируют этих самых животных, а также содержат в совершенно неподобающих условиях. Одним словом, преступность, и еще какая. К этому же добавляются и уличные актеры – дамы и господа, одетые в платья времен Екатерины II и Петра I. Конечно, многие из них не от хорошей жизни отправились на такой заработок… Однако все это довольно серьезное предприятие, с которым детям справиться не под силу, а в фильме преступники уж больно слабыми оказываются, сдаются не то что совсем без боя, но как-то уж слишком быстро. Так и хочется вспомнить Константина Станиславского и его достопамятное «не верю».
Времена нынче не те… В знаменитом фильме Евгения Карелова «Дети Дон-Кихота» младший сын героя Анатолия Папанова сумел привлечь внимание милиционера к нечистому на руку продавцу мяса, предназначавшегося для тигра, а вовсе не для знакомой покупательницы. Так то было снято в 1960‑е годы прошлого века… Сейчас же подобная борьба детей с преступниками вызывает как минимум улыбку. Никто не против того, чтобы кинематограф способствовал пониманию того, что не Интернетом единым должно жить современное школьное поколение, есть еще и бумажная литература, энциклопедии, книги, поэзия. Все это показано в фильме, что, безусловно, хорошо. Никто не спорит и с тем, чтобы дети и подростки помогали ловить преступников, хоть в сказке, хоть в жизни, хоть в фильме.
Однако же, если речь идет о современном кинематографе для детей и подростков, злодеи не должны быть чересчур карикатурными, иначе не только не будет доверия к персонажам, но и, возможно, появится слишком иллюзорное восприятие преступности, чего, конечно, очень не хотелось бы, ибо реалии сегодняшние иные, а вступать в мир с иллюзиями больно и опасно. А вот как сделать фильм, чтобы и сказочное, и реальное воплотились в правдивую историю, вопрос к сценаристам и режиссерам. Все же в сказке должен быть и урок.
Комментарии