search
main
0

На шаг впереди. Работа на опережение – проверенный принцип для успешной сдачи профильной математики на ЕГЭ

Вряд ли кто-то решится оспорить утверждение, что математика – один из самых важных школьных предметов и что полученные на этих уроках знания и навыки необходимы каждому человеку на протяжении всей жизни. Прочность школьных математических знаний во многом влияет на самоопределение выпускников и является основой при выборе будущей профессии. Сегодня трудно найти область знаний, в которой математика не имеет важного значения, поэтому высшие учебные заведения для поступления на большинство специальностей требуют результаты единого государственного экзамена по математике профильного уровня. Выпускникам необходимо вложить много стараний и труда, ради того чтобы поступить в вуз и освоить ту профессию, о которой они мечтают. А мы, учителя и родители, должны сделать все, чтобы желания наших детей сбывались. И двигаться по этому пути к успеху мы должны вместе. Навигатором нам послужат грамотно построенный алгоритм подготовки и умные, содержательные, современные учебные пособия, способные удовлетворить все многозадачные запросы завтрашних амбициозных абитуриентов.

В огромном количестве источников для подготовки к экзаменам важно грамотно оценить их эффективность и выбрать лучшие, так как от этого будет зависеть результат. Прежде всего следует использовать информацию с сайта ФИПИ, а покупая сборники для подготовки к ЕГЭ по профильной математике, важно понимать, какие из них ориентированы на официальную демоверсию текущего учебного года и предлагают тренироваться на заданиях, приближенных к реальным.Учителя всегда очень внимательно и требовательно относятся к подбору учебных пособий, которые помогут сделать каждый урок максимально эффективным и успешно подготовить ребят к единому государственному экзамену по математике. Среди новых сборников, отвечающих этим запросам, особо выделю «ЕГЭ 2019. Математика. Профильный уровень. 50 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ / И.В.Ященко, М.А.Волчкевич, И.Р.Высоцкий, Р.К.Гордин, П.В.Се­ме­нов, О.Н.Косухин, Д.А.Федоровых, А.И.Суздальцев, А.Р.Рязановский, В.А.Смирнов, А.В.Хачатурян, С.А.Шес­та­ков, Д.Э.Шноль; под ред. И.В.Ящен­ко».Прежде всего в высоком качестве учебных материалов убеждает солидный состав авторитетных авторов – это ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке методических материалов для подготовки к выполнению заданий ЕГЭ, и редактор издания – директор Московского центра непрерывного математического образования, руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике И.В.Ященко. Второй важный аргумент – книга вышла в издательстве учебной литературы «Экзамен», пособиями которого я и мои коллеги с удовольствием и благодарностью пользуемся много лет. И третий аргумент «за» – уникальная вариативность содержательной части пособия. Книга содержит 50 вариантов комплектов типовых тестовых заданий по математике, составленных с учетом всех особенностей и требований единого государственного экзамена по математике профильного уровня 2019 года. Назначение пособия – предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по математике профильного уровня, степени трудности заданий. В сборнике даны ответы на все варианты тестов, приводятся решения всех заданий части 2 пяти вариантов. Кроме того, приведены образцы бланков для записи ответов и решений на ЕГЭ. Пособие может быть использовано учителями для подготовки учащихся к экзамену по математике в форме ЕГЭ, а также старшеклассниками для самоподготовки и самоконтроля.Сборник дает возможность любому участнику ЕГЭ составить представление о структуре будущих КИМов, количестве заданий, об их форме и уровне сложности. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в вариант, отражают требования к полноте и правильности записи. Все эти важные сведения позволят выпускникам выработать индивидуальную стратегию подготовки к ЕГЭ. Представленные в сборнике варианты экзаменационной работы сохраняют преемственность с демонстрационной актуальной версией КИМов ЕГЭ по математике, подготовленной Федеральным институтом педагогических измерений, в тематике, примерном содержании и уровне сложности заданий.Задания части 1 направлены на проверку освоения базовых умений и практических навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях. Но даже в заданиях первой части ученики часто ошибаются из-за невнимательного прочтения условия задачи. Очень важно тренироваться вдумчиво читать вопрос и не спешить. В задании ЕГЭ могут попросить выбрать один или несколько ответов, найти ошибочный или, наоборот, верный вариант, записать ответ в определенной форме. Шансы сдать экзамен на высокий балл будут значительно выше, если внимательно читать даже те вопросы, которые на первый взгляд кажутся элементарными. В разных вариантах могут попадаться почти одинаковые задания, различающиеся лишь постановкой вопроса. Задания из сборника предлагают фиксировать внимание на таких деталях, отмечать для себя, как именно меняется ответ в зависимости от условия. Приведу примеры.Задание №4 из тренировочной работы 12:Одиннадцать детей встают в хоровод в случайном порядке. Среди них Антон и его сестра Маша. Какова вероятность того, что Антон и Маша окажутся рядом?Задание №4 из тренировочной работы 14:Одиннадцать детей встают в хоровод в случайном порядке. Среди них Максим и его сестра Вика. Какова вероятность того, что Максим и Вика не окажутся рядом?Во второй задаче надо вычислить вероятность события, противоположного событию из 12‑го варианта. В заданиях по теории вероятности достаточно часто ученики при беглом прочтении теряют частицу не и приходят к неверному ответу. Готовясь к экзамену по данному изданию, можно обратить внимание учеников на возможную ошибку и отработать этот момент.Сравним еще две задачи из разных вариантов.Задание №8 из тренировочной работы 11:Во сколько раз увеличится площадь поверхности куба, если все его ребра увеличить в 4 раза?Задание №8 из тренировочной работы 16:Во сколько раз увеличится объем куба, если все его ребра увеличить в 7 раз?И снова призываем учащихся внимательно читать задачу и акцентируем внимание на возможной ошибке: часто величина, звучащая в формулировке задания, подменяется другой величиной, и полученный ответ не соответствует поставленной задаче.Составленные варианты включают задания, требующие не формального, а осознанного владения математическими понятиями.Задание №3 из тренировочной работы 46:На клетчатой бумаге с размером клетки 1×1 отмечены точки А, В и С. Найдите расстояние от точки А до прямой ВС.Несмотря на наличие готового чертежа, для получения верного ответа необходимо различать понятия «отрезок» и «прямая».Задание №3 из тренировочной работы 47:На клетчатой бумаге с размером клетки 1×1 изображена трапеция. Найдите ее площадь.Здесь прежде всего проверяется знание определения трапеции, так как на чертеже к задаче фигуру «повернули на бок».Таким образом, авторы пособия помогают научить детей видеть детали. Выпускники приходят к пониманию того, что, когда условие читается по диагонали и мозг фиксирует лишь общую картину, велик риск допустить ошибку и потерять баллы на самых простых заданиях.Советую коллегам использовать задания из сборника «ЕГЭ 2019. Математика. Профильный уровень. 50 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ» не только для непосредственной подготовки учеников к экзамену по математике, но и на обычных уроках: прототипы заданий полезно разбирать уже в среднем звене при изучении соответствующих тем. То есть сборник с успехом может выступать в роли дидактического материала.Большое количество тренировочных работ (50 вариантов) с ответами позволит отработать идеи, подходы, способы рассуждений, а значит, выстроить систему подготовки к экзамену на протяжении всех лет обучения.Если на уроках в среднем звене сказать ученикам, что сейчас мы решили (или будем решать) задачу из экзаменационного варианта профильной математики, то это значительно активизирует их деятельность и станет отличным мотивационным средством. Прототипы заданий 1, 2 из сборника вполне можно использовать для разбора в 5‑6‑х классах при изучении процентов, пропорций, для отработки умения читать диаграммы и т. д.По каждой названной теме у учителя есть 50 дополнительных заданий, что позволит составлять индивидуальные работы, тексты диагностических, проверочных работ, использовать подобные задания для самоконтроля, взаимопроверки.Задачи – это математика в реальной жизни. Собственно, к решению реальных задач и должен сводиться смысл изучения математики. К сожалению, школьная математика часто бывает оторвана от реальной жизни, многие школьники не всегда понимают, как можно применить математические знания в быту. Отдельную подборку заданий из предлагаемого пособия можно составить как раз из задач, в сюжет которых положена жизненная ситуация. Конечно, это будут задания разного уровня сложности, которые можно выбирать как из первой (задания №1, 2, 10), так и из второй части варианта. Например, задание №1 из тренировочной работы 45:Поезд Москва – Ижевск отправляется в 17.41, а прибывает в 10.41 на следующий день (время московское). Сколько часов поезд находится в пути?Из второй части это, безусловно, задание №17 (задача на банковские вклады и кредиты). Например:1 января 2015 года Александр Сергеевич взял в банке 1,1 млн рублей в кредит. Схема выплаты кредита следующая – 1‑го числа каждого следующего месяца банк начисляет 1 процент на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 1%), затем Александр Сергеевич переводит в банк платеж. На какое минимальное количество месяцев Александр Сергеевич может взять кредит, чтобы ежемесячные выплаты были не более 275 тыс. рублей?Кроме «банковских» задач в 17‑м задании авторы предлагают примеры задач на оптимальный выбор.Школьники с высокой мотивацией могут использовать данное пособие для самостоятельной интенсивной работы, сборник поможет им разработать индивидуальную стратегию подготовки к экзамену и при желании периодически устраивать собственный репетиционный экзамен по всем правилам и с учетом времени.Данные типовые тестовые задания дают возможность учителям, ученикам и родителям ознакомиться с примерным содержанием КИМов, правилами заполнения бланков, особенностями экзамена, критериями оценки решений, что позволяет уменьшить предэкзаменационный стресс.В процессе работы с заданиями всего варианта ученики научатся ориентироваться во времени и оптимально его распределять.Приведенные в сборнике решения заданий 2‑й части показывают структуру ответа, образец оформления. Однако выпускникам не надо забывать о том, что методы решения, формы его записи и формы записи ответа могут быть разными. За решение, в котором обоснованно получен правильный ответ, выставляется максимальное количество баллов.Уверена, что новое пособие издательства «Экзамен» по достоинству оценят выпускники школ при подготовке к итоговому экзамену, а их результаты позволят продолжить образование в учебных заведениях по выбранной профессии.

Дорогие коллеги, верьте в детей, поддерживайте их! Желаю всем успехов!

​Ольга РЫЧКОВА, учитель математики высшей категории, почетный работник сферы образования Российской Федерации, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте