search
main
0

На шаг впереди

Детский сад-новостройка создал уникальную среду для развития детей

В октябре 2023 года заведующая детским садом №5 Петрозаводска Елена Рябикова стала почетным работником сферы образования Российской Федерации. О награде она говорит весьма сдержанно. Вернее, видит в этом не только собственную заслугу, но и работу и помощь коллег, наставников, друзей и родных людей. В системе образования Елена Николаевна с 1992 года. Работала воспитателем, психологом, заместителем заведующего и четыре года назад возглавила сад №5 «Гармония» в самом динамично развивающемся районе Петрозаводска.

 

– Елена Николаевна, как, на ваш взгляд, меняется с течением времени система дошкольного образования?

– Отвечая на вызовы времени, она становится гибкой в зависимости от различных факторов, событий, происходящих в стране. От того, как меняются наше общество, его взгляды, зависят деятельность и результат работы всей системы. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Основными идеями модернизации этой сферы являются комплексность и вариативность, поэтому на педагогов возлагается ответственность в выборе, разработке и применении ресурсов образовательной организации. Переход от единообразия типов дошкольных учреждений к созданию гибкой многофункциональной системы, включающей новые виды государственных и негосударственных учреждений, позволяет реагировать на разнообразные образовательные потребности населения и удовлетворять их, обеспечивая широкий спектр образовательных услуг.

– Каким образом коллектив детского сада может идти в ногу со временем, учитывая изменения?

– В ногу со временем для меня значит развиваться и действовать согласно требованиям современности. Как руководитель образовательной организации я считаю, что для этого необходимо создать команду. Наличие команды можно считать одним из признаков высокоэффективной организации. Для успешного развития учреждения необходимы качественный подбор кадров, достаточный уровень профессиональной подготовки и квалификации сотрудников. На сегодняшний день одним из наиболее востребованных личностных качеств наряду с профессионализмом является способность специалиста работать и взаимодействовать в команде. А эффективная работа коллектива – это в свою очередь способность каждого сотрудника работать на результат. Команду единомышленников формируют мысли, идеи, творчество, объединяют убеждения, взгляды, традиции, обобщение опыта и обмен им. Дружный коллектив помогает своим членам реализоваться в профессиональной деятельности и в социуме. Работая одной командой, можно выполнить те задачи, которые слишком сложны или трудоемки для одного человека. К лучшим результатам мы приходим благодаря использованию коллективного знания, навыкам, опыту, креативности каждого члена команды. Это позволяет сэкономить время, сократить количество ошибочных действий, способствует сплочению коллектива, повышает производительность труда.

– Что помогает быть в тренде, не скучать?

– Важно не просто идти в ногу со временем, а быть на шаг впереди, не бояться перемен и не останавливаться на достигнутом. Поиск новых решений, социальное партнерство, активная позиция и возможность реализоваться всем участникам образовательного процесса – залог успешного развития нашей организации. В последнее время в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных технологий, что позволяет нам использовать новые методы взаимодействия и обучения не только детей, но и сотрудников. Обогащение педагогического процесса за счет реализации проектов, организации дополнительных образовательных пространств (библиотека детского сада, «Карельская горница», интерактивные стены, галерея, выставки и другие нововведения) придает индивидуальность и уникальность нашей образовательной организации. Участие в конкурсах профессионального мастерства, акциях, фестивалях различного уровня способствует личному развитию, повышению профессионального мастерства педагогов, то есть помогает быть в тренде и не скучать. Не так давно мы выпустили сборник стихов.

– Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста.

– Совместное творчество детей и взрослых помогает в решении задач программы воспитания. Воспитатели умело вовлекают родителей в этот процесс, папы и мамы активно участвуют в выставках поделок из природного материала, рисунков, в фотовыставках. В минувшем учебном году мы вышли за рамки традиционных видов совместного творчества, педагоги и родители вместе создали сборник стихов о Карелии. В результате у нас получилась первая книга со стихами и иллюстрациями «Значит, в Карелии ты очутился…». По итогам этого проекта у нас прошел поэтический фестиваль: дети и взрослые читали стихи об удивительной красоте нашего края. Нам очень хочется сделать это совместное словотворчество традиционным, теперь мы запланировали создать сборник карельских сказок. В честь 95‑летия журнала «Юный натуралист» хотим делать ежемесячные тематические выпуски журнала для детей «Карельский юный натуралист». Они будут содержать рубрики с познавательными заметками, загадками, головоломками, стихами, рисунками, фотографиями нашей замечательной карельской природы.

– Как вы считаете, что еще можно назвать визитной карточкой вашей образовательной организации?

– Мы у себя создали образовательное пространство «Карельская горница» для проведения бесед, викторин, досугов. В горнице воссоздан интерьер жилища с печкой, мебелью, самоваром, кухонной утварью, предметами быта и промыслов карел, предметов декоративно-прикладного искусства, национальным женским костюмом и т. д. Горницу создавали, как говорится, всем миром, и в садике есть теперь старинные предметы быта наших предков: прялка и веретено ХVIII века, утюги в эволюции – от рубеля до парового, берестяные, деревянные предметы, туеса, игрушки и многое другое.

Ребята охотно работают с наглядным материалом и настоящими историческими предметами, строят гипотезы о назначении того или иного изделия, например мутовки. От педагога они узнают, как создавался этот предмет, как его использовали, и потом самостоятельно приходят к выводу, что привычный нам миксер – это современная мутовка.

Продолжением создания обучающей среды стала реализация проекта «Интерактивная стена». В холлах и коридорах мы разместили доступные для всех карты с пейзажами Карелии, видами города Петрозаводска с подсветкой, государственную символику Республики Карелия. В отдельной рекреации расположили авторскую разработку – игру-бродилку «Путешествие по Карелии». Такие игры хорошо знакомы детям, они эмоционально окрашены и вызывают у ребят большой интерес.

В своей деятельности мы учитываем потенциал социального партнерства для разностороннего развития детского сада. Активно взаимодействуем с дошкольными образовательными учреждениями, обмениваясь передовым педагогическим опытом, осуществляем преемственность сада и школы в сотрудничестве с организациями общего образования. Кроме того, взаимодействуем с Петрозаводским государственным университетом, Петрозаводским педагогическим колледжем, Национальной библиотекой и Национальным музеем Республики Карелия, музеем «Кижи», Экостанцией имени Кима Андреева, с театральными и творческими коллективами города Петрозаводска. Наши воспитанники стали участниками интерактивных программ и выступлений творческих коллективов «Кантеле», «Карьялас», Национального театра и Театра кукол.

– О чем вы как руководитель детского сада мечтаете?

– Мне бы очень хотелось, чтобы сохранялись лучшие традиции воспитания и развития детей, а детский сад оставался местом, где дети счастливы от общения со сверстниками и взрослыми, где каждый участник образовательного процесса имеет возможность проявить свои таланты.

 

Мария ГОЛУБЕВА, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте