search
main
0

На севере диком…. Интеграция вуза в единое информационное пространство

Российский Север всегда был территориально удален от центров высшего образования, науки и культуры, фундаментальных библиотек и замкнут на местную производственную сферу. Здесь всегда были проблемы с доступностью, качеством культурной и социально-политической информации, слабая связь с мировыми образовательным и научным процессами.

К положительным факторам, характеризующим северные нефтегазоносные провинции, относятся высокая по российским меркам платежеспособность населения территории, достаточные финансовые ресурсы региональных администраций и, следовательно, структур государственного и муниципального управления общим и профессиональным образованием. Важнейшим фактором развития регионального образования становится потребность производственной сферы в квалифицированных кадрах, грамотных управленцах, экономистах и инженерах, что особенно актуально в условиях диверсификации региональной экономики, неизбежной при перспективном развитии и грамотном управлении.

Подготовка специалистов на удаленной территории даже по некоторому ограниченному перечню направлений и специальностей – недешевое мероприятие. Однако, кроме социального эффекта трудоустройства молодежи, оно дает также и экономический эффект, который заключается в обучении молодого специалиста, прошедшего практику и адаптированного к местной специфике, и в уменьшении затрат на его первичное обустройство.

Сургутский государственный педагогический университет (СГПИ) создан в 1995 году в городе нефтяников, газовиков и энергетиков, вдали от сложившихся центров вузовской и академической науки.

К особенностям организации учебной и научной работы у нас относятся:

сложности в организации учебного процесса и научных исследований по причине недостаточной спаянности преподавательского состава, так как во многом его кадровый состав составляют бывшие учителя общеобразовательных школ;

разноплановость и непрезентабельность научных направлений, малочисленность их участников по причине приезда, как правило, одиночных специалистов с «большой земли» из годами складывающихся научных школ;

необходимость быстрого развертывания начальной схемы учебного процесса с одновременным выстраиванием его по множеству новых учебных специальностей;

сложности, связанные с дальнейшим достаточно оперативным переходом к более сбалансированным и стабильным схемам функционирования учебного и научно-исследовательского процессов;

недостаточное понимание новой расстановки интеллектуальных сил и невосприимчивость на начальном этапе специфики окружающей социальной, производственной среды территории, ранее обходившейся без вузовской образовательной базы.

Научные исследования в любом вузе должны решать целый ряд задач и прежде всего поддерживать качество учебного процесса путем усиления его фундаментальности. Также очень важно повышать квалификацию профессорско-преподавательского состава, проводить экспертизу и научно-исследовательскую проработку методов решения наукоемких социальных, образовательных, экономических и промышленных проблем региона. Наконец, необходимо повышать образовательный и культурный уровень преподавателей, студенчества, педагогов, школьников и населения территории.

Методы решения всех этих задач взаимосвязаны и должны опираться на информатизацию учебного процесса, учитывающего потребности территории в специалистах, и научно-исследовательскую работу, выполняемую на основе финансируемого заказа (договоры, гранты, фонды, средства ПНП «Образование»).

В решение актуальных проблем, стоящих перед северным университетом, вносят достаточно весомый вклад образовательно-методические и финансовые ресурсы международной программы «Обучение для будущего», основанной и развиваемой корпорацией Intel.

Для эффективного совместного творчества исследователям и преподавателям вузов нужно общее интеллектуальное пространство. Оно имеет материальное воплощение в виде библиотек, периодических журналов, доступа в Интернет, научных семинаров и конференций, научных и учебно-методических публикаций, регулярно обновляемого научного и офисного оборудования, персональных компьютеров и вычислительных центров коллективного пользования с более мощными вычислительными системами, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов.

Чтобы мечта об общем интеллектуальном пространстве не осталась прекраснодушной утопией, создание и поддержание в рабочем состоянии всех этих ресурсов должно быть профинансировано из бюджетных или внебюджетных источников. Известно, что без такой интеллектуальной среды перспективные и конструктивные мысли редки и случайны, а профессиональная наука без единой информационной среды вообще развиваться не может.

Качественная вузовская наука генерирует новые знания. Продажа вузом потенциальному заказчику этих знаний требует инициативных людей, а также проведенных на современном уровне рекламной кампании и маркетинговых исследований. В современных условиях это невозможно без использования ИКТ.

С 2003 года наш университет – полноправный участник перспективной международной программы корпорации Intel «Обучение для будущего». Важнейшие задачи этой программы – пропаганда применения ИКТ в образовательном процессе и подготовка грамотных пользователей этих технологий в широкой среде вузовских и школьных преподавателей, аспирантов, студентов и школьников-старшеклассников. Реализация этих задач даже в отдельном вузе создает условия для формирования регионального информационного научно-образовательного пространства.

Создание единой среды и информационного пространства устраняет многие проблемы, порожденные региональной обособленностью. Это также обеспечивает научные и учебно-методические контакты преподавателей и исследователей вновь образованного регионального вуза с российскими и зарубежными коллегами из давно состоявшихся вузов, интегрирует их в интеллектуальную мировую среду.

Сергей ИНЮТИН, профессор СГПИ Сургут

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте