Некоторые считают, что после бакалавриата или специалитета надо сразу идти или в магистратуру, или в аспирантуру, иначе потом сделать это будет гораздо сложнее. А вот учитель иностранных языков ставропольской школы №42 Полина Игоревна АНДРИЯНОВА, окончив Северо-Кавказский федеральный университет по специальности «лингвистика», наоборот, решила сначала поработать в школе, а уже потом вполне осознанно выйти на очередной уровень. Сейчас, спустя пять лет, она понимает, что не прогадала. Оказывается, школа – это необычайно интересно и увлекательно! А аспирантура подождет.
С детских лет Полина занималась хореографией, затем, уже в вузе, участвовала в студенческой самодеятельности, была солисткой народного театра танца «Смайл». Поэтому сцены и публичности она не боится, наоборот, сцена ее влечет, манит. Возможно, эта особенность наряду с яркой внешностью и неординарным мышлением позволила ей уже в первый год работы учителем победить на городском конкурсе «Педагогический дебют» и стать лауреатом федерального уровня. Все-таки не случайно ее первый директор школы сказала молодому педагогу: «Ты конкурсный человек!»
– Только сейчас я поняла, что стоит за этими словами, – признается Полина Игоревна. – Идеальный конкурсант – человек, который обладает обширными знаниями в области своего предмета, и не только, методически подкован, выигрышно смотрится на сцене, способен работать в большой аудитории, под прицелом сотен глаз, на камеру, не смущаясь, обладает хорошим голосом, умеет подать себя, способен захватить и увлечь публику своими словами и жестами. Однако это вовсе не значит, что конкурс сам по себе – шоу. Да, в нем есть элементы зрелищности, тем не менее это невероятно сложное, очень серьезное и ответственное испытание. И да, можно дать классический урок, но если у тебя нет харизмы, не будет и эффекта. А хороший урок плюс харизма – это всегда выигрыш. Такой урок может и не выглядеть классическим, но будет ярким, запоминающимся. И содержательным.
При этом, убеждена Андриянова, в школе не должно быть слишком много конкурсных учителей, все-таки это отдельная категория. Они другие. Для них участие в подобных состязаниях – это постоянное преодоление себя, работа на пределе возможностей, стремление к вершинам мастерства и желание это мастерство продемонстрировать. А еще это готовность применить в своей школе, на своих уроках все то уникальное и замечательное, что удалось увидеть и услышать, посещая мастер-классы коллег и общаясь с коллегами (язык не поворачивается назвать их соперниками).
– Не знаю, как другие, но у меня после конкурса (или, точнее, уже в процессе прохождения его этапов) возникло желание помочь тем, кто придет на мое место и будет отстаивать честь региона в следующие годы, – говорит Полина Игоревна. – Каждый, кто через все это прошел, знает, как это непросто и как важна поддержка окружающих. Поэтому я хочу помогать другим разрабатывать сценарии урока, готовиться к психологическим испытаниям, буду стараться вселять уверенность в своих силах.
…Возможно, это как раз то, чего ей самой на финальных испытаниях в Волгограде больше всего не хватало. Полине, привыкшей к тому, что каждое ее слово и действие окружающие оценивают и тут же на него реагируют, было крайне важно получить обратную связь. Любую! В конце концов она же приехала сюда для того, чтобы поделиться опытом, а значит, услышать мнение о себе. И была готова даже на критику, ведь это тоже форма реакции. Но, к сожалению, детального разбора своего урока от предметного жюри она так и не получила. Наверное, такое тоже можно понять, ведь 85 конкурсантов – это, согласитесь, очень много. И все же, все же…
Зато неоценимую помощь оказали именно те, с кем она, по иронии судьбы, должна была бороться за право обладания Хрустальным пеликаном. Как раз учителя из других регионов сказали очень много теплых слов, поддержали в трудную минуту. Благодаря им она, даже не войдя в «пятнашку», была готова точно так же помогать тем, кто прошел дальше, а также ободрять тех, кому это не удалось.
– Очень приятно знать, что соперники, которые уже дали уроки, остаются и смотрят трансляцию чужих занятий, им действительно интересно видеть, кто на что способен и кто как работает, – вспоминает молодой педагог. – Даже если математик смотрит урок биолога или географ – урок учителя английского. А методические мастерские – это же вообще универсальный подход. Мне приятно, когда кто-то говорит, что обязательно будет у себя использовать то же самое. Или когда критикует, говорит, что вот тут не согласен, а тут хорошо бы что-то изменить, улучшить. Кстати, даже если люди дают уроки на одну и ту же тему, это все равно очень разные уроки. Ведь их проводят очень разные педагоги. Я смотрела (по возможности) все трансляции и поняла, насколько важно учитывать чужие ошибки. Например, со стороны видно: один все время ходит по классу, другой не сходит с места, третий делает однотипные движения или часто поворачивается спиной. И тут дело совсем не в предмете, это особенность личности. Интересно было сравнить, как ведут себя мужчины и женщины. Они по-разному презентуют свой опыт, используют разные методы, программы, по-разному расставляют акценты. А еще, посмотрев уроки мужчин, я поняла, что на урок никогда не надо надевать каблуки. Потому что, когда много двигаешься, это отвлекает и тебя, и жюри. Мужчины обуты в обувь на плоской подошве, оттого их перемещения бесшумны, они мобильны. Поэтому я обулась соответствующим образом.
Но конкурс позади. Есть ли жизнь после него? Куда теперь двигаться, к чему стремиться?
Полина Игоревна не скрывает: она приехала на конкурс, надеясь на дальнейший карьерный рост. Ведь желание занимать все более высокую должность вполне нормально для человека умного и амбициозного. Правда, она осознает: это неминуемо приведет к тому, что придется больше заниматься административной работой, а значит, меньше преподавать, меньше развиваться профессионально именно как учитель. И меньше работать с детьми, что, безусловно, ей не нравится. Ведь она учит ребят английскому и французскому, и у нее это отлично получается: дети и родители искренне благодарны ей. Это тем более ценно именно сейчас, когда важность владения другими языками наконец-то стала очевидна всему нашему обществу. Конечно, наше профильное министерство пока что констатирует неготовность российской школы в целом к введению обязательного ЕГЭ по иностранному, но ведь экзамен можно разделить на профильный и базовый, а уж подготовить школьников ко второму не составляет особого труда, ведь это всего лишь умение владеть четырьмя видами деятельности: воспринимать текст на слух и выполнять задание, уметь читать и находить в тексте нужную информацию, обладать базовыми знаниями в области лексики и грамматики, чтобы написать текст, а также иметь элементарные навыки разговорной речи. Все это педагог делать умеет и готова поделиться опытом с коллегами.
Что интересно, у нее самой в школе любимым предметом была математика. Физкультура и французский – тоже, но чуть меньше.
Более того, в старших классах Полина Игоревна всерьез даже думала стать бухгалтером, как ее бабушка. Тем не менее родителям было виднее, что нужно дочери, в результате они все 11 лет водили ее на курсы иностранного языка, поэтому выбор вуза и факультета был предопределен. А еще Андрияновой очень повезло, что на 5‑м курсе появилась возможность улететь на полгода в США, на стажировку. Это была очень хорошая практика, ведь когда погружен в общение с носителем языка 24/7, начинаешь думать по-английски, а точнее по-американски. Там было много того, чего нам так остро не хватает здесь, – разговорной речи, практики.
По ее словам, ученики сразу чувствуют, кто из их преподавателей учил язык по книгам, а кто имеет опыт общения с носителями. А еще всегда вызывает расположение к себе педагог, который показывает фотографии, сделанные им в той или иной стране, и помогает утвердиться в мысли: будете знать язык, тоже сможете там побывать! И, разумеется, они обсуждают английскую литературу и произведения на английском.
– Например, когда ты знаешь, что ребенок обожает мир Гарри Поттера, и показываешь ему настоящую (!) волшебную палочку, все, он твой, будет тебя слушать и за тобой идти, – рассказывает Полина Андриянова. – И мы с детьми смотрим фильмы про Гарри Поттера на английском, читаем произведения Джоан Роулинг в оригинале, разбираем диалоги, смакуем этимологию заклятий… Что интересно, это работает и в 11‑м классе, и в 5‑м.
Кто-то может сказать, мол, пяти лет стажа недостаточно для того, чтобы давать какие-то рекомендации своим более опытным коллегам, и вообще, хорошо бы сначала научиться использовать отечественные наработки, коих у нас огромное количество. Но ведь именно у молодых учителей есть та самая профессиональная смелость, которая помогает отойти от устоев и выбрать собственный, нестандартный путь развития, по которому потом, вполне возможно, двинутся тысячи последователей.
– Мне нравятся многие иностранные пособия, их вполне можно использовать в работе, – говорит педагог. – Однако они не соответствуют нашей программе, следовательно, без наших учебников не обойтись. Знаю, многие критикуют их авторов за то, что слишком большое внимание уделяют грамматике в ущерб прагматике. Но если выполнять все методические рекомендации, результат будет очень неплохой. Не случайно же иностранцы говорят, что те, кто учился по книгам Натальи Бонк, знают английский язык лучше их самих. Есть разные мнения, мол, зачем учить все 12 времен английского языка, включая те формы, которые уже вообще не используются в разговорной речи. На самом деле, я считаю, все это знать необходимо, потому что подготовка должна быть основательной, качественной.
Да, это сложно. И тут очень трудно удержаться исключительно на интересе школьников. Но кто вам сказал, что в основе обучения должен быть заложен только интерес? Надо внушать детям мысль, что какие-то вещи следует выполнять просто потому, что без них невозможно продвинуться дальше. В идеале, конечно, надо создавать такие условия, чтобы школьник сам захотел все выучить. А что делать, если идеал по определению недостижим?
Вот тут как раз все зависит от того, насколько сам педагог готов принять новые условия игры, пойти навстречу своим детям.
– Мои ученики научили меня жить в цифровом мире, – рассказывает Полина Игоревна. – Я была эмигранткой из поколения Y, а не Z-аборигеном, как они. Я бы сама никогда не рискнула зарегистрироваться в TikTok, если бы не увидела, насколько там интересно.
И оно того стоило! Теперь я есть во всех популярных социальных сетях – ВКонтакте, Инстаграм, TikTok и так далее. Сначала, конечно, над этим смеялись, шутили. Но потом, когда я начала там записывать обучающие видео, ребятам стало понятно: это не блажь и развлечение, а серьезное дело. В TikTok есть фишка – нужно попасть в рекомендации, чтобы набирать просмотры в геометрической прогрессии. И дети благодаря своей активности и ссылкам помогли мне выйти в Топ, причем они не только смотрели мои видео, но и записывали свои – тоже на английском. Для меня это ни разу не хайп! Это нужно, для того чтобы уйти в мир детей и использовать новое пространство для обучения, для пользы. Да, я на их территории, но… там они начинают играть по моим правилам. Я пришла туда со своими установками и принципами, хотя не навязываю их никому, а просто следую им, и дети это видят. Любую сеть вполне можно наполнять тем контентом, который будет интересным и полезным для ребят. Жаль, что взрослые этот факт игнорируют.
Вадим МЕЛЕШКО, Ставрополь, фото автора
Комментарии