Нерчинско-Заводский район Забайкальского края – территория особая. Здесь окраина нашей страны: всего-то несколько десятков километров и вот она – граница с Китайской народной республикой. И здесь место рождения серебряной промышленности Российской империи. Добыча собственной серебряной руды стала событием грандиозным, поскольку до этого момента страна была вынуждена пользоваться заграничными драгоценными металлами. Не случайно на медали в честь заключения Ништадтского мира Петр I велел отчеканить «из серебра домашнего медали». Развитие горнорудной промышленности потянуло и организацию других отраслей. Так, именно здесь начала зарождаться инфраструктура будущего Забайкалья. Первая аптека, первый минералогический музей и даже первая каменная двухэтажная тюрьма – все это вначале создавалось здесь. И первая светская школа была построена в селе Нерчинский Завод еще в 1723 году. Поэтому интерес работников Забайкальского крайкома профсоюза, выехавших в очередную командировку в один из самых отдаленных районов, был самым искренним и неподдельным. А как сегодня живет образование в этом районе? Каково настроение работников? Чем они дышат и о чем думают, о чем горюют и чему радуются?
Эх, дороги…Командировок на счету каждого работающего в крайкоме немало. Но в отдаленные районы удается выехать не так уж и часто. Немалые расстояния ставят порой препоны: почти 12 часов дороги только в одну сторону на маршрутной «газели» – это не на самолете в столицу златоглавую слетать. К слову, перелет до Москвы – 6 часов. Поэтому выезд команды крайкома во главе с Нэллой Поликарповой, заместителем председателя краевой организации профсоюза, изначально планировался многоплановым. Перво-наперво бригада посетила 12 образовательных учреждений района. Вопросы соблюдения трудового законодательства, состояние охраны труда, профсоюзной работы, ну и, конечно же, изучение проблем на местах.Первая остановка – село Большой Зерентуй. Образовательный и культурный центр здесь, конечно же, школа. В следующем году тут будут справлять ее столетие. На самодельно оформленных стендах в актовом зале старые фотографии и репродукции. Вот рисунок небольшой бревенчатой избы. В ней изначально размещалась церковно-приходская школа. А рядом на снимке семья: женщина с ребенком и молодой мужчина. Это первая учительница – дворянка Елена Смолянинова. Какой ветер перемен занес ее в эти края, никто не знает. Но благодаря ей в этом далеком краю, на самых крайних рубежах империи дети получали путевку в будущее. И пусть поначалу обучение могли себе позволить только чада состоятельных родителей, тем не менее камень в фундамент образования был заложен.Кстати, в этой школе на заре двадцатого века работал Иннокентий Жуков, прославившийся как скульптор-самоучка и педагог. Именно ему Советская страна обязана появлением пионерии. Инициатор создания скаутских отрядов, а затем и пионерского движения – Иннокентий Николаевич до сих пор жив в памяти сельчан. Уроженец далекого приграничного района, он смог предложить такую форму работы с детьми, которая приобрела массовый характер. Да и термин – пионер – придумал и ввел в оборот именно он.Семь девчонок – одна школаКуда бы ни приезжали работники крайкома, везде находилось то, чему можно было порадоваться и удивиться. К примеру, в маленьком селе Байка, где нет ни дома культуры, ни детского сада и даже до последнего момента не было магазина, единственная достопримечательность – это школа….Небольшое одноэтажное здание, цветы на подоконниках, чисто и уютно. И коллектив под стать – маленький и дружный. Педагогов здесь всего десять человек, причем семерым из них нет и 35 лет. Удивительная картина! В крае сегодня одна из проблем в образовании – это старение кадров. В образовательных учреждениях 39% педагогов пенсионного и предпенсионного возраста. А тут на 40 учеников семеро молодых учительниц. Кстати, все работники – члены профсоюза. И председатель первичной профсоюзной организации по стажу и по возрасту такой же молодой. Как такое получилось?«Наши кадры», – с гордостью говорят старшие коллеги. Все молодые педагоги учились и выросли в стенах Байкинской школы, а после окончания педагогических учебных заведений вернулись в ее стены. Четверо из них сейчас получают высшее профессиональное образование. К примеру, Наталья Дмитриева, председатель первички, заканчивает в этом году Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет. Мечтает об аспирантуре и о том, чтобы в школе было больше наглядных пособий.В классе у Натальи Викторовны всего пятеро учеников. Ее второклашки – ребятишки веселые и непосредственные, скучать с ними не приходится.- Это мое призвание, – говорит Наталья Дмитриева. – Я, когда еще училась в школе, думала, что пойду работать учителем. Так и получилось.Скромная сельская учительница с открытым и дружелюбным взглядом. О проблемах говорит, немного смущаясь: хотелось бы каких-нибудь учебных материалов, чтобы было с чем работать, ну и зарплату повыше, а так – все нормально.Здесь живут по принципу – жизнь такая, какой ты ее создаешь. Праздники и будни этой школы складываются так, как хочет этот маленький и дружный коллектив. И пусть мебель старая, и проектор энцатилетней давности, зато есть три компьютера и даже локальная сеть. И пока есть дети, которых нужно и должно учить, жизнь в этом маленьком селе на самой окраине России не остановится…Тюрьма… школа… музейГорный Зерентуй – еще одно примечательное село Нерчинско-Заводского района. Этот населенный пункт знаменит своей тюрьмой, то есть ее каменным двухэтажным зданием. Построенное в XIX веке, оно и сегодня впечатляет своей архитектурой и обустройством. С середины прошлого века до 2005 года в нем располагалась школа. А теперь – спортзал и музей.Новая школа, большая, со светлыми и просторными кабинетами, хороша. Одно только ставит в тупик: в ней нет спортзала. То есть он как бы есть, из окон видны стены недостроенного корпуса, но по факту его нет. Как так получилось, до сих пор никто понять не может. Когда основное здание ввели в строй, сказали, что корпус спортзала будет достроен позже. А потом выяснилось, что на эту пристройку нет ни проекта, ни сметы, ни тем более денег. И вот уже несколько лет педагоги и ученики любуются на рушащиеся стены несбывшегося спортзала и ходят заниматься в здание бывшей тюрьмы.Стародавнее пенитенциарное заведение вызывает любопытство. Входим. Высокие потолки, полутемные коридоры с арками, лестница и холод. Отапливать полупустое здание затратно, но иного выхода нет – выполнять учебную программу нужно, а уж насколько это комфортно детям, видимо, вопрос последний, который волнует только учителей.Здесь же на энтузиазме местных педагогов держится музей. В его сокровищницах есть все, начиная с муляжа каторжанина и заканчивая старинными иконами на деревянных досках. Тематические витрины, посвященные декабристам, советскому периоду и прошлому села, сиротливо теснятся в полутемном помещении. В сундуках и резных шкафчиках предметы старины – посуда, фоторамки… Татьяна Попова – хранитель, смотритель и идейный вдохновитель этого музея, сама учитель истории, что, впрочем, и неудивительно. Будучи еще ученицей, под влиянием учителя истории, создателя этого музея Виктора Таскаева, она увлеклась изучением прошлого. Так и переняла эстафету от своего педагога: выучилась на историка, пришла работать в эту же школу, а теперь вот заведует музеем.Вместо послесловияНерчинско-Заводский район, что и говорить, немного удивил. Здесь самая старая школа (семь лет назад широко отмечалось 300-летие села Нерчинский Завод и 280-летие школы) и самые молодые педагогические кадры. Именно такое впечатление сложилось после посещения нескольких образовательных учреждений. К примеру, директору Ивановской средней школы Сергею Петунину нет еще и тридцати. Зато есть желание и призвание работать. Кроме того, здесь больше всего, наверное, мужчин-педагогов. Так что с учительским потенциалом положение в этом районе, пожалуй, лучшее в крае. Надо отметить, что отдаленность этого тихого уголка России накладывает свой отпечаток. Здесь прекрасно понимают, что без взаимовыручки и понимания, поддержки и солидарности выжить просто нельзя. И потому если что-то и совершают, то делают это всем миром: ставят ли крест на горе Крестовке, отмечают ли праздники или скидываются на помощь землякам. К примеру, педагоги Михайловской средней школы решили отдать свою часть стимулирующей выплаты тяжело заболевшей коллеге. При этом они не считают это чем-то экстраординарным, для них естественно помогать друг другу.Вот глядишь на этих людей, которые трудятся каждый на своем месте, вдали от неоновых огней рекламы, политических интриг и скандалов, и совершают свой маленький подвиг – создают Человека, – и становится грустно. Грустно оттого, что им, кому так важно увидеть успехи своих учеников, приходится оплачивать командировочные расходы, чтобы пройти курсы повышения квалификации. Оттого, что педагоги, среди которых много работающих по призванию, вынуждены отстаивать свои сжимающиеся, как шагреневая кожа, льготы и делить мизерные стимулирующие выплаты. В школах Нерчинско-Заводского района, как, впрочем, и в других, стимулирующая часть составляет 10 и менее процентов фонда оплаты труда. А задолженность по оплате командировочных расходов только педагогам – около 400 тысяч рублей.При всем при этом надрывных вопросов специалистам крайкома никто не задавал. Люди довольны тем, что уже просто работают. Хотелось бы еще, чтобы и государство их труд ценило. А уж они не останутся в долгу, потому что и так ежедневно и ежечасно работают на будущее.Забайкальский край
Комментарии