search
main
0

На родной стороне и камешек знаком Концепция воспитательной системы

Исходя из того, что наша Псковщина стала западной окраиной России, пограничной территорией, школа посчитала актуальным создать в ее стенах погранично- таможенно-правовой лицей. В мае 1994 года была получена лицензия на отработку данной модели лицея.
Стало очевидным, что воспитательная система школы, которая сложилась усилиями инициативной группы ребят и педагогов, нуждается в существенном обновлении.

В настоящее время наша страна переживает тяжелое состояние экономики, политики, идеологии, культуры, образования, нравственно-духовной жизни, что ведет к глобальному кризису гуманизма. Кризис общества негативно сказывается на всем населении страны, но прежде всего на молодых поколениях, тех, кто особенно нуждается в поддержке, защите и внимании. Условия для взросления и развития молодежи в нашем кризисном обществе весьма неблагоприятные. Вызывает также тревогу основа человечества – его физическое состояние и здоровье. Так, в первых классах лишь треть детей практически здоровые, а к окончанию школы здоров каждый пятый ее выпускник. Велико число детей и подростков с временным отклонением в психическом развитии и различными психическими расстройствами. Основные причины этих явлений – плохая наследственность, опасная для детского организма экологическая обстановка, несбалансированное питание, неудовлетворительное медицинское обслуживание, несоответствующее требованиям здорового организма дозирование физических и психических нагрузок.
Ухудшаются условия жизни и воспитания детей в родном доме, растет число неблагополучных семей. Жестокость, невнимание со стороны родителей толкают подростков к уходу из дома…
Страна имеет шанс выйти из кризиса только в том случае, если коренным образом улучшится положение детей и молодежи в обществе, радикально изменится существующая воспитательная система. Ведь история нашей великой России искажалась, национальные корни нашей великой русской культуры затаптывались. Без создания российской школы, которая способна воспитать качества, возвеличивающие русского человека и присущие русскому народу, вряд ли возможно возрождение нашей Родины. Это школа должна решать задачу возрождения национального самосознания.

Предпосылки разработки и создания новой воспитательной системы

В ПТПЛ (шк. N 22) обучаются в 1999/2000 учебном году 1603 учащихся, 64 класса.
Общеобразовательные классы:
начальные: 1-4-е кл. – 21 класс, 453 учащихся;
среднее звено: 5-9-е кл. – 36 классов, 780 учащихся;
10-11-е кл. – 7 классов, 219 учащихся;
классы ЗПР (2,3,4,5,6,7,8,9-й) – 11 классов, 116 учащихся;
классы расширенного преподавания отдельных предметов:
история XX века: 8-й “А”, 8-й “Б”, 9-й “А”, 9-й “Б”, 10-й “А”, 10-й “Б”, 11-й “А”, 11-й “Б” (классы с изучением основ охранительной деятельности – 254 учащихся);
основы экономических знаний: 10-й “Б”, 11-й “В” – 69 учащихся.
В 1994 году в связи с получением лицензии на отработку модели таможенно-погранично-правового лицея были открыты лицейские классы. Сейчас в школе 8 лицейских классов: 8-й “А”, 8-й “Б”, 9-й “А”, 9-й “Б”, 10-й “А”, 10-й “Б”, 11-й “А”, 11-й “Б”. Есть спортивный, актовый залы, столярная и слесарная мастерские, кабинет обслуживающего труда, компьютерный класс.
Работают кружки:
1. Шахматы (нач.шк., ср. и старш.)
2. Волейбол (6-7-е кл., 9-11-е кл.)
3. Баскетбол (6-7-е кл., 9-11-е кл.)
4. Легкая атлетика (6-10-е кл.)
5. Борьба
6. Ориентирование
7. Футбол
8. Мягкая игрушка
9. Любителям худ.чтения
10. Юный художник
11. Поисковый отряд “Патриот”
12. Хоровая студия “Элегия”
13. Вокальный ансамбль
14. Хореографический ансамбль “Мозаика”
15. Хореографический кружок
16. Оформительская группа
17. Художественное творчество
18. Музей
19. Рукодельница
20. Эколого-биологический
21. Краеведческий
22. Туристический
23. Техническое моделирование
24. Резьба по дереву.

Начиная с 1994 года школа работает над темой “Воспитание гражданской позиции школьников на уроках и во внеурочное время”. С этого же года началась активная перестройка внеклассной работы: ознакомление ребят с русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремеслами.
Педагоги пришли к убеждению, что именно они должны указывать ученику на высочайший идеал тысячелетней русской культуры, идеал, связанный с поисками красоты, добра и правды, идеал преображения души на службе Отечества.
Основной задачей внеурочной воспитательной работы на 1995-1996 учебный год стало формирование общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Мы понимали, что знакомство детей с достоянием своих предков поможет им расти не “Иванами, родства не помнящими”, а личностями, сознающими свою причастность к богатейшей истории родного народа, впитать в себя высокие этические, нравственные законы, лежащие в основе народной культуры, научит любить и ценить духовные богатства, ум, талант и мудрость народную. Весь год школа разрабатывала направление, которое мы назвали “Россия – Родина моя”. Вот этапы работы:
I – Начальная школа “Русские посиделки” (дети вспоминали и разучивали русские народные песни, частушки, пословицы, скороговорки, сказки русских народов).
II – 5-6-е кл. Знакомились с русскими народными песнями, с манерами их исполнения.
III – 7-8-е кл. Серьезно знакомились с русскими национальными обрядами. Инсценировались образы Масленицы, Троицы, гаданий, русских свадеб.
IV – 9-11-е кл. Изучали прошлое нашей Родины. Ребята выезжали в Пушкинские Горы, Печоры, Изборск, музеи С.-Петербурга, Новгорода, не забывали и историко-архитектурный музей Пскова, где продолжалось знакомство с историей своего края.
В 1996/1997 учебном году школа “взяла” направление “К истокам Родины моей”.
1. Начальная школа (1-4-е кл.). Продолжали знакомство с устным народным творчеством.
2. Среднее звено (5-8-е кл.). Изучали “Народный календарь” – через призму жизни и быта предков ребята познавали себя, наш мир, шло развитие вкуса, потребности художественных впечатлений, понимание искусства прошлого.
3. Старшее звено (9-11-е кл.). Изучали историю русской дружины, а также историю создания первых лицеев на Руси. Мы посчитали, что эта работа одушевит жизнь молодого человека, вернет ему генетическую память, интерес и любовь к Отечеству, поможет стать истинным защитником “Великой Земли Русской”.
Разумеется, идеи воспитательной системы школы разрабатываются и реализуются сообща всеми участниками педагогического процесса: учениками, педагогами и родителями.
Прежде всего провели диагностическое исследование состояния учебно-воспитательного процесса в школе. Были проанкетированы 24 класса, а также родители, учителя. Воспитательная система школы не задается “сверху”, а создается усилиями всех участников педагогического процесса, а в процессе их взаимодействия формируются цели и задачи учебно-воспитательной системы, определяются пути их реализации.
Учебно-воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление, поэтому постоянное изучение реального состояния для повышения эффективности системы и обеспечения качественных и количественных изменений в ней необходимо. Поэтому изучение состояния эффективности учебно-воспитательной системы выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции.
При этом решается ряд задач:
1. Выявление реального состояния учебно-воспитательной системы, ее существования или отсутствия.
2. Анализ изменений, происходящих в учебно-воспитательной системе.
3. Выявление потенциальных возможностей ее дальнейшего развития.
4. Определение эффективности влияния воспитательной системы на развитие личности учащихся и педагога.
В ходе нашего исследования мы первоначально выдвинули две задачи – выявить реальное состояние системы и потенциальные возможности ее развития.
Первую задачу решили с помощью психолого-педагогических срезов, в результате изучали состояние и результативность учебно-воспитательной системы с учетом конкретных критериев:
1. Упорядоченность жизнедеятельности школы.
2. Сформированность школьного коллектива, психологический климат коллектива.
3. Самочувствие ребенка в школе, его социальная защищенность, внутренний комфорт.
Так как учебно-воспитательная система направлена на ребенка, мы считаем главным критерием ее – именно самочувствие ученика в школе. В исследовании опирались на оценку учебно-воспитательной системы учащимися. В результате получили общий коэффициент удовлетворенности школьной жизнью, равный 2,3, т.е. средний коэффициент удовлетворенности:
10-11-е кл. – 2,81 – средний,
8-9-е кл. – 2,12 – средний,
3-4-е кл. – 1,85 – высокий.
На основе анализа мы все же сделали вывод, что школа на верном пути, т.к. такое же анкетирование, проведенное в 1995 году, дало очень низкий результат – показатель удовлетворенности был равен 4,6.
В результате деловой игры, которая проводилась и с педагогами, и с родителями, и с учащимися, был определен обобщающий “образ” выпускника школы. Педагогический коллектив видит своего выпускника интеллигентным, самостоятельным, трудолюбивым, ответственным за поведение в обществе и природе, гражданином, в будущем – хорошим семьянином, воспитанным в этическом отношении к миру, готовым к жизни в условиях рынка.
Наш выпускник – человек образованный, обладающий разнообразными знаниями, это патриот своей страны и города, где родился и вырос, он уважает национальные чувства и традиции других людей, дорожит мнением и взглядами живущих и работающих рядом с ним.
Модель выпускника – это ориентир для педагогов, детей и родителей, это тот критерий, по которому они могут сверять свою работу по формированию личности подрастающего поколения.
В результате диагностических исследований были выделены следующие проблемы:
– формирование отношений “сотрудничества” между педагогами, учащимися и родителями;
– развитие познавательных интересов и способностей школьников;
– развитие самостоятельности, инициативы и творчества;
– проблема воспитания достойного гражданина, патриота своей страны.
После продуктивной совместной работы всех участников педагогического процесса была осмыслена цель воспитательной системы.

Цель и задачи воспитательной системы
“Воспитание и развитие образованной и здоровой личности, обогащенной знаниями о русской национальной культуре, готовой к нравственному поведению и творческому развитию”.
Также были сформированы задачи совместной деятельности учителей, учащихся и их родителей, решение которых способствовало бы достижению цели:
1. Создать оптимальные условия для самореализации учителей, учащихся и родителей.
2. Использовать нетрадиционные формы и методы обучения и воспитания.
3. Развивать детей на основе приобщения к русской национальной культуре.
4. Подготовить ученика к самостоятельной жизни и к адаптации в социуме.

Основные идеи и этапы их формирования

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем воспитательную работу школы строить на основе следующих концептуальных положений:
– идея развития ученика как главной цели воспитательной работы;
– идея формирования личности ребенка на основе традиций русской национальной культуры как ведущего направления воспитательной деятельности;
– идея использования дифференцированного и индивидуального подходов в работе с детьми как необходимого условия формирования индивидуальности ребенка;
– идея взаимодействия учебной и внеурочной деятельности учащихся, воспитательных усилий школы, семьи как основы построения целостного педагогического процесса;
– идея коллективной творческой деятельности детей и взрослых как эффективного способа организации воспитательной работы;
– идея использования психолого-педагогической диагностики личности школьника и коллектива как наиболее целесообразной формы анализа результатов воспитательного процесса.
На основании данных концептуальных положений коллектива единомышленников наши дети начиная с первого класса будут знакомиться с традициями русской культуры, из года в год пополняя свои знания, постепенно переходя от русских народных сказок, пословиц, поговорок, игр к искусству народного праздника с изучением обычаев и обрядов русского народа.

Валентина НИКАНДРОВА,
МОУ “Погранично-таможенно-правовой лицей”, педагог
(школа N 22)
Псков

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте