Цель: закрепить у учащихся имеющиеся знания по ранее пройденным темам (Натуральное и товарное хозяйство, Свободный рынок, Единый план, Экономические регуляторы, Дефицит, Конкуренция, Теневая экономика); сформировать представление о товарообороте, о том, как расходуются деньги, полученные торговцем в результате товарооборота, о розничной и оптовой торговле; познакомить с экономическими терминами «Коммерция», «Розничные и оптовые продавцы».
1. Оргмомент (пожелание ученикам на уроке успеха, прочного усвоения нового материала и закрепления уже пройденного).
Обращаю внимание на гостей, присутствующих на уроке, и предлагаю составить карту «Страны Экономика», разрешаю пользоваться штурманским дневником – ученической тетрадью (на доске лист ватмана с изображением долин, дорог, ущелья без названия, рядом – необходимые названия). 1-й этап – начало нашего путешествия – автодом «Экос».
Вопрос: почему у автодома такое название? (в честь слова «экономика», в переводе с греческого «экос» – хозяйство, изучением вопросов которого занимается наука экономика).
Какой девиз в стране Экономика? Объясните его смысл?
«Ничего не дается даром»
(Для того чтобы что-то иметь, человек должен трудиться, что-то делать; на карту помещаем девиз страны Экономика).
Что человеку нужно для жизни?
Нужды и потребности человека:
1. Еда, вода.
2. Жилье.
3. Одежда.
4. Семья, общение.
5. Работа.
6. Деньги, законы.
Выехали на шоссе экономических интересов (что мы называем экономическими интересами?).
«Экономические интересы – это то, что заставляет людей работать вместе, чтобы всем можно было выжить. Хотя интересы эти могут быть противоположными у разных людей, но чтобы человечество могло жить, приходится договариваться». (прикрепляем на доске).
На каком примере мы это рассматривали? (пример изготовления мороженого). Ехали мы по шоссе и встретились нам два указателя. Какие, и что обозначал каждый из них? (натуральное и товарное хозяйство).
«Натуральное хозяйство – это когда все, что нужно для жизни, приходиться делать самому. А выменять что-то еще удается редко и с трудом».
«Товарное хозяйство – это когда человек занимается одним видом деятельности с целью последующего обмена или продажи изготовленных предметов».
Скажите, пожалуйста, какое хозяйство считалось бы эффективным? А сохранились ли элементы натурального хозяйства в наше время?
Мы с вами оказались перед развилкой трех дорог. Вспоминаете, каких? (шоссе свободного рынка, шоссе единого плана, шоссе экономических регуляторов). Давайте очень кратко вспомним.
Шоссе свободного рынка: каждый производит, какие хочет и сколько хочет товаров, нет никаких ограничений или указателей. Самая неприятная ситуация – кризис перепроизводства и «принцип домино».
«Принцип домино» – это значит, что в экономике все друг от друга сильно зависят, и если кто-то разоряется, то страдает не только он, но и те, кто с ним связан по работе».
Шоссе единого плана – пытались просчитать, какое количество и какие товары понадобятся людям в течение ближайших лет? Какой ученый экономист считал, что это возможно? (Карл Родбертус). А какой отрицал? (Фридрих Энгельс). Ваше мнение.
Шоссе экономических регуляторов (что мы называем экономическими регуляторами?)
«Экономические регуляторы – это способы, с помощью которых можно управлять поведением людей, облегчая или затрудняя им путь к личному богатству».
Какие способы мы знаем?
2-й этап урока.
Первый этап заполнения карты завершен, и мы с вами оказались у ущелья рыночного равновесия. Посмотрите, какие интересные холмы изображены здесь (холм спроса и предложения, с помощью рисунка показать изменение спроса и предложения и самый главный показатель данных изменений – это цена).
«Спрос – это то, сколько покупателей будут приобретать нужные им товары при разных ценах на рынке».
«Предложение – это то, сколько продавцы будут на рынок этих товаров приносить, если цены будут на них выше или ниже».
От чего зависит увеличение или уменьшение спроса или предложения (главный фактор – цена)?
Если каких-то товаров очень мало, а желающих их приобрести очень много – что в данном случае наступает? (дефицит).
«Дефицит – это когда спрос больше предложения, а значит, людям приходится искать нужную вещь в магазинах, или переплачивать за нее, потому что сразу поднимается цена».
А что всегда будет дефицитом? (антикварные вещи).
Какой раздел экономики помогает определить, какие товары и необходимое их количество товаров, которое нужно производить? (маркетинг).
«Маркетинг – это такой способ ведения дел, когда выпускаются только те товары, которые точно будут проданы и которые выгодно делать по той цене, которую могут уплатить покупатели».
Оля и ее папа приняли участие в автогонках, где встретились с очень сильными соперниками.
Какое название было у этих автогонок? (конкурентные автогонки, их соперники – конкуренты).
«Конкуренты борются за то, чтобы продать покупателям как можно больше своих товаров и заработать на этом побольше денег. Ради этого им приходится все время придумывать что-то новенькое, а это полезно в конце концов для всех. Борьба между производителями одинаковых товаров называется конкуренцией».
Тот, кто побеждал в конкурентной борьбе, становится монополистом.
«Монополист – это тот, кто сумел захватить большую часть рынка, где продаются его товары. Быть монополистом выгодно, но для остальных людей монополисты вредны, и их монополию надо ограничивать» (работа с картой).
Посмотрите, ребята, далее от нашей дороги идет несколько дорог, но что-то они очень темного цвета. Что хотели изобразить здесь, на что обратить внимание? (зона теневой экономики, спекулянты).
«Теневая экономика – это когда люди зарабатывают деньги на том, что запрещено, или когда нарушают закон о том, что часть дохода надо отдавать на нужды страны».
«Спекулянты – это люди, которые что-то продают, нарушая закон».
Чем опасны такие рынки для покупателей?
Оказывает ли теневая экономика положительное влияние на экономику любой страны? Если нет, то чем она опасна? Как может правительство бороться с теневой экономикой и спекулянтами?
3-й этап урока – новый материал
Запись в тетради числа и темы урока: товарооборот, товарные скидки. «Путешествие по городу Купцовск».
Даю обозначение слову «купец»:
«Купец – богатый торговец, владелец торгового предприятия»
Ставлю перед учениками проблемный вопрос, на который они должны ответить после ознакомления с материалом учебника и обсуждением прочитанного: «Соответствует ли значение слова жизнедеятельности данного города?»
Читаем описание города – стр.84, учебник И.Липсица, «Удивительные приключения в стране Экономика».
Что происходило на улицах города (читает учитель стр.85-86), обсуждение:
Какой новый экономический термин вы встретили?
«Коммерция – так называется то, чем занимаются торговцы. Они покупают товар на фабриках и заводах и продают его, чтобы часть вырученных денег взять себе в доход, а остальные вложить в дело для приобретения новых товаров».
Весь процесс коммерческой деятельности можно представить в виде колеса:
Схема
Купить товар у изготовителя
Продать его покупателю
Часть денег оставляют на свои нужды, а на остальные опять покупают товар
Продавать товары можно по-разному.
Какой выход по продажам и покупкам товаров нашли производители и продавцы? (понятие «Оптовые продавцы» и «Розничные продавцы»).
«Розничные продавцы – это те, кто торгует в магазинах и продает товар поштучно покупателю».
«Оптовые продавцы – это торговцы, которые покупают товары в больших количествах и держат их на складах, чтобы удобнее было работать с розничным продавцом, тем, кто торгует в магазинах».
Скажите, а у нас в городе мы можем встретить оптовых и розничных продавцов? Где?
Соответствует ли название города его деятельности? (наносим на карту).
Итог урока:
1. Чем занимались на уроке?
2. Что узнали нового?
3. Были ли у вас неточные знания по какому-то вопросу и сегодня на уроке вы их закрепили?
4. Что понравилось?
Аргументированно выставляю оценки за работу на уроке.
Жанна ШАБАНОВА, учитель экономики гимназии № 23, Саранск
Комментарии