search
main
0

На разные голоса

Без взрыва эмоций не обойтись

Утро. Перемена после второго урока. Кто-то из нас только пришел на работу, другие же начали день рано. Здороваемся, обмениваемся новостями. Влетает молодой физрук с улыбкой: «Всем физкульт-привет! У кого сейчас девятые классы? У нас был сдвоенный урок, я им такую выдал разрядку, они так умотались, ничего у вас не смогут! У кого контрольные, отменяйте!» Несколько учителей молча берутся за свои сумки, сверяют планы и выходят.

 

Расписание контрольных работ висит на стене, но мы уже знаем по опыту, что с учителем физкультуры разговаривать бесполезно. Он в своем праве, поставил ученикам первыми уроками физкультуру и теперь может нагружать по полной. Войдя в класс, застаю ожидаемую картину с нюансами. Как обычно, работающие со мной в параллели коллеги ни о чем не предупредили, их по разным причинам нет, и весь класс у меня. Дети лежат на партах: одни стонут, другие ни на что не реагируют. Лишь влюбленная парочка полусидит-полулежит, слившись в едином порыве. Увидев их в первый раз в такой неучебной позе, я спросила, удобно ли им так сидеть на уроке. Не моргнув ответили утвердительно. Спросила завуча, та пожала плечами, мол, не знаем, что делать. Ведут себя тихо, никому не мешают. На переменах стоят на лестнице, обнявшись, иногда целуются. «Началка» собирается вокруг, смотрят, как «большие» себя ведут.

Пока я несколько секунд размышляю, распахивается дверь, и влетает взъерошенный парнишка: «Извините, я проспал. Что пропустил? Чего они все такие? Опять Вася всех замучил?» И встает на голову. Это практически неизбежная фигура в любом классе, условно можно назвать ее «клоун». Смотрю на него и серьезно отвечаю: «Да, Вася всех умотал, придется нам с тобой вдвоем заниматься, пока остальные в себя приходят». Он мгновенно встает с головы на ноги и умоляюще складывает руки, изображает страдание: «Спасите! Помогите! Я не такой талантливый, я не волшебник, я только учусь!» Раздается хохот, класс помаленьку оживает. Звенит звонок на урок – и снова в бой.

В России в 2021-2022 учебном году одиннадцатиклассники изучали следующие предметы: алгебра, геометрия, информатика, биология, история России и мира, гео­графия, экономическая география мира, экономика, физика, химия, родная литература, иностранный язык, право или обществознание, труд, технология или черчение, физкультура. Итого 16 предметов.

Реальные списки немного разнятся, я встречала до 20 предметов, считая факультативы. Попадалась и уникальная формулировка: «С целью разгрузки школьников ввести дополнительный предмет…» Что это означает в контексте ежедневной школьной жизни? Каждый день школьники, и не только старшеклассники, имеют 6-7 уроков, разные предметы. Давайте примерим на себя, взрослых. Сделали физкультурную разрядку по полной, затем геометрия, русский язык, биология, иностранный язык, обществознание, технология и история религии. По какому-нибудь предмету обязательно окажется самостоятельная или контрольная работа. На переключение из одной сферы в другую дается 10-15 минут перемены. На самом деле меньше, потому что многие учителя задерживают учащихся и после звонка. Что-то договаривают, диктуют домашнее задание, делают объявления… Мои ученики знали: прозвенел звонок с урока – свободны сразу. Во что выливаются ежедневные непосильные перегрузки, усваивают ли что-нибудь школьники на седьмом уроке или на классном часе? Знакомые рассказывают, что пятиклассники, например, придя домой, засыпают на стуле за обеденным столом. Мальчики-подростки погружаются в сон, даже не поев, а это о многом говорит, потому что они способны есть целый день.

Межпредметные связи – штука сложная. Всем педагогам знакомы протесты школьников средней и старшей ступеней обучения на тему «Зачем мне эта… (подставляем название любой изучаемой дисциплины)?!». Как уверял кто-то из юмористов, в реальной жизни вообще нет такой вещи, как алгебра! Однако при разумном расписании и гуманном подходе мы можем дать вразумительные ответы на вечный вопрос. Каждому из нас, например, приходится считать расходы. Мы встречаемся с людьми из разных областей нашей страны, так что полезно знать, чем отличаются местности, климат. Новосибирск расположен на двух берегах огромной реки Оби, Академгородок – на берегу Обского водохранилища, которое местные жители сразу окрестили морем. Сам город возник во время строительства Транссибирской магистрали в конце ХIХ века, а во время Великой Отечественной войны разросся до мегаполиса. Важно знать о временных поясах, ведь у нас еще утро, а в Хабаровске близится вечер. Родной русский язык нужен нам для общения, но не все в нашей стране и в мире его знают. В Интернете мы регулярно читаем новости, ищем нужную информацию, используя иностранный язык.

Если хочешь после школы продолжить образование, то еще в средних классах можно выделить «свои» предметы, будь то химия и биология или физика и математика. И так далее. Дети не умеют видеть причинно-следственные связи, но мы можем им помочь независимо от того, какой предмет ведем сами.

Мы, учителя, постоянно ощущаем взаимо­связь предметов. Я привела пример с юным физкультурником. Но, если класс приходит ко мне или к учительнице русского языка на урок после сложной контрольной по гео­метрии или физике, тем более если это класс гуманитарного профиля, без взрыва эмоций не обойтись. Лучше дать время «вылиться», пошуметь. Поэтому я всегда проверяла список назначенных контрольных и проводила перемену в кабинете. Выслушала, утешила. Звонок – и мы у цели. Включаю песню или видеоклип, даю 3-5 минут на успокоение. Стараюсь свести письмо к минимуму или вовсе обойтись без него. Приемов много, всегда можно найти то, что удобно именно вам. Иногда помогает просто деление на пары или небольшие группы для составления диалогов, выполнения устных упражнений. А как же учебный план?! Этот вопрос мне постоянно задавали на курсах повышения квалификации. Отвечаю: «Не забывайте, это ваш план». Значит, вы можете его модифицировать, поменять местами намеченное. После сложного урока по другому предмету взять что-то попроще, хотя бы чтение вслух. У меня все классы любили читать по цепочке, ревностно следили, чтобы каждый прочел одно предложение. В старших классах читали уже весь параграф, в начальной школе, напротив, просили читать «по словам» и веселились, изображая разные голоса. На следующий день берем более сложные задания или пишем самостоятельную работу.

В беседах о дисциплине я поделилась опытом работы с самыми обычными детьми. Как и взрослые, они все личности, все разные. Отличник может быть холериком или флегматиком, двоечник – сангвиником или меланхоликом, и наоборот. Мы не знаем, какими они вырастут. Как бы они ни вели себя, они не делают ничего такого, что не свойственно детям соответствующего возраста. Коллеги из разных мест задают вопросы о девиантном поведении, о детях с серьезными отклонениями в психике, в умственном развитии, то есть о популярном сейчас инклюзивном обучении. Мне кажется, это отдельная огромная тема, которая требует тщательного изучения и большой осторожности в обсуждении. В учительской ее тоже постоянно обсуждают. Педагоги, прошедшие ускоренные краткие курсы специальной подготовки, делятся опытом, открыто говорят о том, чего им не хватает, как сложно сочетать работу с особыми учениками и учебный план для целого класса, как страдают от этого многие дети и как часто урок превращается в индивидуальное занятие для одного ребенка. Есть над чем думать.

А пока давайте сверим расписание уроков на завтра и выстроим свои планы.

Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте