search
main
0

На равных с ректором, на «ты» с законом,. или Правовая головоломка для профлидера

​Тульский обком профсоюза работников образования провел двухдневный семинар-совещание с профактивом высших учебных заведений. Преподаватели слушали лекции и участвовали в диспутах, проходили психологические тесты, делились опытом. Словом, учились.

Зачем профсоюзному активу, представленному опытными сотрудниками высших учебных заведений, столь масштабная учеба? Как выяснилось, не от хорошей жизни. По словам председателя обкома профсоюза Ольги Ларичевой, в последнее время стала падать численность вузовских первичек, но не студенческих (они-то как раз растут), а преподавательских. Оказалось, первички вузов страдают той же проблемой мотивации, что и, допустим, рядовой детсад в сельской глубинке. Большая часть сотрудников относятся к профсоюзу с потребительских позиций: «Мы платим взносы – дайте!»Удастся ли переломить ситуацию, зависит от активности и искренней убежденности профкома в важности выполняемой работы, а также от правовой грамотности актива, которую необходимо повышать, чтобы не отстать от быстро меняющегося законодательства. Много нового и непонятного принесли социальные указы президента, Закон «Об образовании в РФ», эффективный контракт и другие документы, устанавливающие иные правила игры в сфере образования. И каждый профлидер вуза, подчеркнула Ларичева, должен быть с ними на «ты», чтобы разбираться в правовых вопросах не хуже (а может, и лучше) администрации учебного заведения, чтобы быть на равных с ректором. Знания – это больше, чем умение справиться с правовой головоломкой, это авторитет профкома. Значит, и педагогам надо учиться.Заодно в обкоме стремились понять, чем сегодня живут первички, посильно помочь им в профсоюзной работе – выявить и нейтрализовать «болевые точки».Разобраться с регулированием правовых отношений в сфере высшего образования участникам семинара помогла Светлана Краюшкина, проректор по учебно-методической работе Тульского государственного педагогического университета. Она убедительно и доходчиво прокомментировала те проекты нормативных правовых актов, которые содержат «подводные камни» в регулировании работы вузов. Обратила внимание, что документы меняются буквально на глазах. Значит, профсоюзу нужно быть начеку – постоянно отслеживать законодательные новации, чтобы уметь защищаться. И профактив, судя по активному участию в работе круглого стола и дискуссионной площадки, совет усвоил хорошо.На круглом столе активисты и сами вопросы задавали, и других внимательно слушали – знакомились с опытом коллег. К примеру, председатель профсоюзной организации Тульского филиала финансового университета при Правительстве РФ Валерий Комов поведал о том, какие трудности пришлось преодолеть активу, чтобы возродить первичку после реорганизации учебного заведения. И сегодня, закалившись в перипетиях, профактив по-новому смотрит на свою работу, разделяя ее на четкие составляющие: за что и против чего профсоюз должен выступать.Участники семинара попробовали подсчитать, сколько возможностей имеет профком для защиты интересов работников. Их немало. Это участие в комиссиях по аттестации, по распределению стимулирующих выплат, по разработке локальных нормативных актов учреждения, по вопросам награждения и других. Чем не мотивация? Если, конечно, мнение профсоюза будет тем голосом, к которому нельзя не прислушаться.Сошлись на том, что кроме традиционных направлений в защите и социальной поддержке работников надо развивать инновационные. Правда, дальше обсуждения проблемы льготных путевок дело не пошло. По мнению Ольги Ларичевой, реальная картина требований и запросов членов профсоюза намного разнообразнее. Кому-то нужна переаттестация, кто-то недоволен зарплатой, третий просит помочь с детским садом, а четвертый интересуется экскурсией… на Багамы. Но профсоюзный работник, по твердому убеждению председателя обкома, не имеет права давать огульные обещания, он должен знать, какими защитными функциями владеет реально и чем может помочь работнику.К сожалению, понятия «должен» и «может» не всегда совпадают. Как выяснилось, профсоюзный актив не очень грамотен в вопросах оплаты труда, с которыми люди чаще всего и обращаются. И новая форма трудового договора (или эффективного контракта) практически для всех участников семинара оказалась большим сюрпризом. В хитростях оплаты труда, отныне учитывающей «эффективность» каждого работника, помогла разобраться главный специалист обкома Любовь Казакова. Хотя, конечно, тут не один семинар нужен, чтобы понять все «зарплатные» нововведения. Как показала учеба, техника подсчета пока не по зубам активистам, и вряд ли с такими знаниями они помогут рассчитать зарплату другим членам профсоюза.Отмечены и другие слабые места вузовского профактива. К примеру, недостатки в информационной работе – рядовые члены профсоюза зачастую не знают и не ведают, чем занимается профком. Не все профорганизации имеют свои странички на сайтах вузов…Как сказала Ольга Ларичева, подводя итоги мероприятия, польза от семинара получилась обоюдная. Профактивисты получили необходимый импульс и ориентир в дальнейшей работе. И сотрудники обкома вынесли для себя что-то новое. В частности, поняли: многогранный областной семинар нужен, но он не должен быть основным источником информации для первичек. Можно проводить более «узкие» мероприятия – приглашать специалистов, которые могли бы квалифицированно и доходчиво рассказать о налоговых вычетах, пенсионном обеспечении, дополнительном медицинском страховании и т. п.Очень важно, чтобы профсоюз включался во все проблемы, стоящие сегодня перед высшей школой, для этого его активисты – преподаватели вузов должны помимо знаний по специальности овладеть и другими, в первую очередь правовыми.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте