Не столько контент, сколько организация
Прошедшие недели показали, как развивается ситуация с дистанционным обучением, какие возникают сложности. Но если они все-таки возникают, значит, нужно разрабатывать меры по их преодолению, особенно сейчас, с продлением карантина в масштабах всей страны на целый месяц. Ресурсы выложены, доступ открыт, рекомендации даны. Что дальше? Означает ли это, что все педагоги оперативно перешли на новую систему, легко дают виртуальные уроки? Судя по моим неформальным опросам, положение существенно отличается даже в рамках одной школы, не говоря о целых регионах.
Одна из основных проблем – психологическая. Большинство преподавателей любого уровня, будь то школа или вуз, оказались не готовы к обучению на расстоянии. Многие никогда не давали подобных уроков или даже вовсе не пользовались ИКТ. В вузах дело обстоит лучше, потому что контингент обучаемых существенно отличается от школы. Студенты – почти взрослые молодые люди, которые родились в эпоху быстрого развития Интернета, соответствующей техники. Для них день начинается с нажатия кнопок, проверки новостей, социальных сетей, мгновенного контакта со сверстниками. Моя подруга, услышав кликанье, посылает сыну из кухни одно и то же сообщение по WhatsApp: «Сначала завтрак, потом кликай!» То есть оба поколения показывают свою продвинутость.
Взрослые преподаватели, пройдя поспешный курс, азы дистанционного обучения, храбро или с содроганием уселись за домашние компьютеры и выдали первые лекции, дали домашние задания на семинарах. Отзывы одинаковые как от опытных молодых, так и от менее искушенных в технике пожилых сотрудников вузов: «Очень странно разговаривать с компьютером, не видеть всю аудиторию». Да, система конференц-связи Zoom позволяет провести сессию с сотней слушателей, но, если и преподаватель, и студенты каждый находятся у себя дома, может оказаться, что группа, курс способны подключиться и прослушать лекцию, увидеть педагога, однако он или она их не увидит. Живое общение, способность видеть реакцию слушателей имеют для нас большое значение. Для людей со стажем работы тридцать-сорок лет «разговор с компьютером» – это дополнительная психологическая нагрузка.
Многие школьные учителя просто не знают, как подступиться к новым неожиданным задачам. Любой урок – вызов их возможностям, навыкам и умениям. Те, кто давно и уверенно пользуется техникой как частью привычного урока, сознаются: планирование и проведение одного занятия заняло вдвое больше времени, чем обычно. Устали все – и взрослые, и дети. Привычки к новому методу пока нет. Есть много положительных примеров организации работы, которые стоит быстро тиражировать. Учитель начальных классов, например, провела блицопрос среди родителей, выяснила, какие технические возможности есть в каждой семье, организовала парную работу при необходимости. Удивительно, но факт: не все семьи имеют компьютеры и доступ в Сеть. Оплата связи сейчас, когда большинство взрослых находятся в вынужденном отпуске, может уйти на второй план.
Но при умелом подходе заметны положительные результаты. Во-первых, как советуют психологи мира, важно сохранять привычный режим. Уроки проводятся не когда вздумается, а строго по расписанию. Например, в 9 утра дети садятся за компьютеры дома, открывают школьный сайт, видят записанные учителем объяснения и упражнения. Удобство такой дистанционной работы заключается в том, что школьники могут не сидеть постоянно за компьютером. При наличии возможностей можно либо сгрузить, либо просто записать необходимые сведения, задания, а потом в привычное время выполнять домашние задания. Затем их загружают на тот же сайт, где учитель может все проверить. Вопросы, работа над ошибками, разъяснения пойдут на следующий день, во время следующего урока. Да, нагрузка на педагога резко возрастает. С другой стороны, четвертая четверть – это повторение сделанного за год, последние контрольные, разбор ошибок, возможно, задание на лето.
Выпускные классы и старшеклассники в целом способны на реальный виртуальный обмен. Здесь также важно соблюдать привычный режим, вести уроки по расписанию, хотя их количество неизбежно должно сократиться. Иначе у нас все педагоги попросту заболеют от переутомления.
Поэтому по-прежнему остается актуальной методическая помощь. Что выбрать из учебного плана, что можно оставить в стороне? Не забываем: даже если квалифицированный, сведущий в технике педагог ведет дистанционные занятия в штатном режиме, большей частью мгновенная взаимосвязь, реакция класса, вопросы, просьбы повторить сложный момент отсутствуют. Чаще всего дистанционный урок выложен на сайт ресурсов заранее, а выполненные упражнения учитель проверяет потом, во второй половине дня. Важно грамотно отбирать материал, чтобы вторая половина дня потом не перетекла в ночь.
Словом, организовать процесс можно всегда, было бы желание. Подруга рассказала мне о том, что у ее внучки не прервались даже занятия танцами. Педагог появляется на экране в указанное время или выкладывает запись тренировки заранее либо советует использовать ресурс типа YouTube, дает ссылку на нужный сегмент. Дети занимаются дома в привычное время. Помимо обучения па-де-де и па-де-труа, это и физическая разминка, движение. Их значение сейчас, когда мы вынужденно сидим по домам, трудно переоценить.
Где найти помощь? Если вы владеете иностранными языками, зайдите на сайты международных организаций, таких как IEARN (www.iearn.org), бесплатных методических ресурсов (http://teachingenglish.org.uk). Если вам доступны только ресурсы, предлагаемые Министерством просвещения РФ, регулярно проверяйте сайт «Учительской газеты» (www.ug.ru), где вы найдете все новости и ссылки. Советуйтесь с коллегами. Присылайте свои вопросы. Помните: помощь находится на расстоянии клика.
Нина КОПТЮГ, Новосибирск
Комментарии