«Воспитательные системы» – номинация очень сложная: идеи системного подхода, получившие широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике, в педагогике еще только начинают приживаться. Но конкурсантов, приславших в «Учительскую газету» 49 работ, это обстоятельство не испугало. В материалах немало интересных идей, примеров, достойных упоминания и распространения, но, к сожалению, за частностями потерялось самое главное – системный подход к воспитанию.
Лучшие работы прислали учителя начальной школы и школ-интернатов. Педагоги и ученики много времени проводят вместе, поэтому имеют больше возможностей для организации целостного и гармоничного воспитательного процесса.
Очень интересную работу ведет учитель начальных классов гимназии №6 Советского района города Воронежа Наталья Мельникова. Она поэтично называет ее «Уроки Жизни в Пространстве Любви». Пожелаем Наталье Борисовне дальнейших успехов; возможно, она соберется защитить диссертацию на эту тему, ведь серьезный задел уже имеется.
Надежда Николаева из Токкинской школы-интерната Республики Саха (Якутия) прислала на конкурс воспитательную систему «Капельки солнца», ключевыми элементами которой являются игра, путешествие и общение. «Общение – это солнце. В лучах теплого общения мы купаемся, мы согреваем лучами общения своих близких и друзей. Лучи общения проливают свет знаний на ученика и возвращаются чувством гордости и счастья за результаты свого труда к учителю» – пишет конкурсантка.
Оксана Одинаева из Багдаринской эвенкийской школы-интерната Республики Бурятия описала опыт воспитательной работы, гармонично сочетающей традиции эвенкийской, бурятской и русской культуры.
А педагоги Железно-
горской санаторно-лесной школы Г.М. Якименко (Система воспитательной работы с учащимися индивидуального надомного обучения «Капелька надежды»),
И.Н. Субботина (Система воспитательной работы с учащимися 5-го класса «Тропинки познания»), Е.М. Калюк (Воспитательная система 8-й класс-группы «Радуга моей жизни») и С.В. Бондаренко (Воспитательная система 9-10-й класс-группы «Три ступени к успеху») ведут планомерную работу по формированию положительной Я-концепции с учетом состояния здоровья своих воспитанников. Иногда это почти невозможно, но педагоги прилагают все усилия, чтобы исполнилось напутствие профессора И.М. Воронцова: «Ребенок, прошедший через болезнь, сохранивший высочайший потенциал своего развития, должен в последующем занять достойное место среди своих сограждан».
Воспитательных программ на конкурс было прислано еще больше – 59. Многие из них заслуживают добрых слов.
Светлана Васильева из Бадарминской школы (Усть-Илимский район Иркутской области) считает, что «Театральные истины» указывают ее мальчишкам и девчонкам путь во взрослую жизнь: «К седьмому классу наблюдается рост таких качеств личности, как творчество, духовность и гуманность». Театр помог классному коллективу обрести свое собственное лицо и создал условия для самореализации каждого.
Юлия Симонова из образовательного центра №3 города Сызрани Самарской области предложила на конкурс программу «Формирование позитивного отношения к материнству». Актуальная тема и интересное решение выдвинули ее в бесспорные лидеры.
Ольга Колегова, преподаватель из школы-сада села Северный Сарапульского района Удмуртской Республики, работает над формированием у своих воспитанников толерантности; ее коллега Оксана Косинова из школы №10 Междуреченска Кемеровской области создает в классе среду социальной адаптации; Надежда Кочнева из поселка Малиновое Озеро Алтайского края организовала «Союз взрослых и детей», а Галина Марьина из поселка Янталь Иркутской области аналогичный опыт и свою программу описала в стихах:
Совместным творческим трудом – родители и дети –
Мы строим прочный школьный дом на радость всем на свете.
Хотелось бы, чтобы эти педагогические сокровища помогали подрастающему поколению становиться все лучше и лучше.
Елена ЗАЧЕСОВА, методист кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования
Комментарии