Образовательная сфера нынче живет по законам бизнеса. А это прежде всего жесткое планирование, конкурентная борьба и борьба за выживание вообще. Никто никому денег просто так не дает, а потому на плаву только рентабельные образовательные учреждения. Нет, конечно, осталась архиважная цель – сеять разумное, доброе, вечное… но за определенную плату. Теперь в каждом вузе есть факультеты, где помимо бюджетных мест есть и платные. Причем количество последних преобладает. Для того чтобы открывать платные факультеты, нужен солидный статус – университет. Даже в провинции теперь сплошные академии и университеты.
Статфакт В России 147 государственных вузов, ведущих подготовку педкадров. В них обучаются 350 тысяч студентов. Ежегодно выпускается 61 тысяча педагогов, прием же составляет 88 тысяч человек. Собственно педвузов (институтов и университетов) в стране насчитывается 79, включая 2 профессионально-педагогических высших учебных заведения и 3 лингвистических. 10 тысяч студентов обучаются в негосударственных вузах, ведущих подготовку по педагогическим направлениям и специальностям.
В Брянске, городе партизанской славы, практически не осталось институтов. Одним из самых популярных был и остается (!) Брянский государственный университет. Правда, раньше он был популярен как пединститут, затем как педуниверситет и лишь пять лет назад приобрел статус классического университета. Почему и зачем нужно было менять вывеску на двери самого престижного вуза области? Ведь новый статус – прежде всего новые проблемы. Этот вопрос немного смутил ректора Андрея Антюхова. «Я не совсем понял вопрос… это ведь очевидно…». Кстати, буквально за день до нашей встречи Андрей Викторович и его коллеги проводили высокую аттестационную комиссию…
– Андрей Викторович, надеюсь, итоги аттестации оптимистичные?
– Да, мы приняли к сведению рекомендации и замечания, но в целом все прошло хорошо.
– И все-таки зачем было отказываться от статуса пединститута, ведь учителей как не хватало на Брянщине, так и не хватает?
– Переход в статус классического университета – новая ступень в поступательном развитии вуза. Мы чутко реагируем на потребности региона в специальностях того или иного уровня. Статус педагогического вуза не давал нам возможности готовить специалистов для различных сфер экономики и производства. Однако, перейдя в статус классического университета, мы сохранили, правда, уже не в тех объемах, и подготовку педкадров для образовательных учреждений области. И это оправданно. В школе, я знаю, не хватает сегодня учителей иностранного языка, информатики, химии, физики. А мы ведь каждый год как выпускали, так и выпускаем дипломированных учителей-предметников. Но они неохотно идут в школу. К тому же раньше у молодого специалиста были обязательства перед государством: необходимость отработать три года по специальности. Сегодня система преемственности разрушена, и, кроме того, без расширения возможностей вуз не выживет.
Кстати, Брянский классический университет до сих пор сохраняет социальную направленность. Это значит, что вуз заключает с областной администрацией целевой договор, в рамках которого выпускникам сельских школ, особенно из малоимущих семей, сиротам предоставляется дополнительная возможность получить высшее классическое образование. И замечу, педагогическое в том числе. Кроме того, на данный момент в БГУ учатся почти 200 сирот.
Однако сегодня количество мест на факультетах жестко регламентируется в зависимости от кадровых нужд региона. Все это, безусловно, хорошо и правильно, но учителей как не хватало, так до сих пор и не хватает. «Мы стараемся отслеживать дальнейшую судьбу наших выпускников, сразу могу сказать: их на бирже труда немного», – замечает ректор. По данным областного центра занятости, на бирже в основном бухгалтеры, экономисты и юристы – педагогов действительно единицы.
– Мы ведь определяем набор студентов и выбор новых специальностей не просто так. Учитываются интересы региона: специалисты какого профиля сегодня нужны Брянщине? Мы тоже анализируем рынок труда, – говорит Андрей Викторович.
И вот парадокс: по статистике службы занятости юристов и экономистов уже больше чем достаточно, нужны учителя. Пединститут в это время расширяет возможности, приобретая солидный статус, и пытается заработать деньги, потому открывает новые «престижные специальности», среди которых юристы-экономисты. Только за первую пятилетку в БГУ открыто 20 новых специальностей. Но (опять парадокс!) на каждом факультете при поступлении серьезный конкурс. И, конечно, увеличивается количество платных мест, – продолжает ректор.
– …А это наши внебюджетные фонды. Мы ведь активно строимся. В ноябре прошедшего года сдали новый учебный корпус на 8 тысяч квадратных метров. Готовится к эксплуатации новый корпус общежития на 688 мест, там же откроется реабилитационный комплекс для студентов из юго-западных районов Брянщины, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Кроме того, в новом учебном корпусе мы планируем создать мощный информационный центр. Кстати, одна из рекомендаций прошедшей комплексной проверки нашего университета – усилить компьютеризацию. А для этого тоже нужны деньги…
И статус университета помогает их зарабатывать. Вот и получается, какое время, такое и образование. Но тут возникает резонный вопрос: а как качество? За педагогические специальности можно быть спокойным: практически не изменен базовый курс, сложились традиции. И, к удивлению, по-прежнему серьезный конкурс при поступлении. Кроме того, директора школ, особенно сельских, довольны молодыми кадрами с дипломом родного вуза. Но есть ли гарантия, к примеру, что по специальности «регионоведение» юридического факультета можно получить качественное образование? Где профессура, научно-исследовательская работа, открытия и… Хотя насчет открытий – это, пожалуй, уж слишком. У БГУ задачи прежде всего образовательные, но и возможностей для научной деятельности, как выяснилось, немало. Но обо всем по порядку.
Профессура: из 570 преподавателей БГУ – 59 докторов наук и профессоров. И некоторые результаты их научной деятельности хранятся в кабинете проректора по научно-исследовательской деятельности и международным связям, доктора исторических наук, профессора Сергея Ивановича Михальченко. Прежде всего это учебники и учебные пособия, авторы которых – преподаватели БГУ, профессора и доктора наук. Учебник немецкого языка для 7-го класса, учебник по технологии.
– Сергей Иванович, в БГУ создан Центр славяноведения…
– Да, еще в 1998 году. Конечно, одна из главных задач центра – образовательная. Мы готовим студентов по специальности «регионоведение». Они изучают языки: польский, белорусский. Толковые ребята, неплохо показали себя на Всероссийской студенческой олимпиаде в Саранске в ноябре прошлого года.
Стоит уточнить: если собрать индивидуальные победы брянских студентов, то в сумме получится, так сказать, серебряная медаль олимпиады.
Словом, смена статуса привнесла значительные изменения, расширила возможности и помогает провинциальному вузу утверждаться на рынке образовательных услуг. Значит, это необходимость, продиктованная временем. Скорее даже неизбежность. Кстати, дипломированные «регионоведы» на биржу труда точно не отправятся. Ведь это специалисты широкого профиля со знанием иностранного языка, и не одного. То есть переводчики, специалисты по связям с общественностью, руководители отделов, администраций, отраслей и так далее. И кстати, такие специалисты Брянщине необходимы, как воздух – регион ведь пограничный. Так что для Брянской области преобразовать педагогический институт в классический университет выгодно. Это помогает регулировать рынок труда, определять кадровую политику региона и к тому же повышает его престиж.
Выходит, что в России в скором будущем останется десяток институтов, узконаправленных, со скромными внебюджетными возможностями, где будут готовить специалистов одной профессии, к примеру, врачей и учителей. Ведь эти профессии требуют не расширения, а углубления.
И напоследок итоги собственного эксперимента. После беседы с ректором и проректором БГУ я решила провести небольшой блиц-опрос. Двум десяткам студентов классического университета, будущим, кстати, педагогам, я задала один-единственный вопрос: получив диплом, они отправятся работать в школу? Пять человек ответили положительно, семеро хитро улыбнулись, остальные восемь категорически заявили – «ни за что!»…
Комментарии