Все мы родом из детства. Однако становимся взрослыми, и… куда исчезают та искренность, непосредственность, ребяческая непоседливость, свойственная юным? Мне кажется, это передается тем, кто не хочет расставаться с детством, точнее, с миром, в котором правят Любовь, Добро, Сказка. Мой герой не живет в сказке, он делает ее сам, своими руками. Заслуженный артист России Александр Носов – актер-кукольник. Вот уже 28-й год он служит в Нижегородском академическом театре кукол, где сыграл десятки самых разнообразных ролей. Если Носов вдруг уйдет из театра, я уверена, «полетит» больше половины репертуара. В спектакле-игре «Гусенок» он один исполняет все пять ролей. Почти час без антракта артист держал самых маленьких, а значит, самых непоседливых зрителей в напряжении, показывая эту историю. Как же все были удивлены, когда узнали, что таким волшебником зрительного зала был всего лишь один-единственный Александр Носов. А его граф Бони в оперетте Кальмана «Сильва»! Здесь и великолепный тенор, и безупречное чувство стиля, точно попадающее в этот необычный для кукольного театра жанр. Посмотрев однажды, хочется еще и еще раз прийти на спектакль, поэтому нисколько не удивилась, когда в разговоре с одной из поклонниц оперетты та сказала, что на «Сильву» теперь ходит не в оперный, а в Нижегородский кукольный театр. Настоящее признание пришло в 1987 году, когда из Венгрии привезли Гран-при Международного фестиваля театров кукол. С того времени многих наград различных конкурсов и не перечесть. Дважды становился лауреатом Премии Нижнего Новгорода, что великая редкость за историю существования этой награды, причем в 2000 году в номинации «За лучшую мужскую роль года».
– Александр Федорович, почему вы решили пойти в театр?
– Скорее всего, «виновата» в этом моя первая учительница Нина Григорьевна Жгутова. В Заволжье я пошел учиться в школу №8, и она увидела во мне что-то и стала заниматься. Сначала я читал басни по ролям, и танцевать она меня научила, как сама могла. Благодарен ей за то, что научила не прятать свои эмоции.
А потом еще у меня был очень хороший учитель Геннадий Михайлович Табаков – сначала художественный руководитель, а потом директор Дома культуры там же, в Заволжье. Он меня взял к себе в драматический коллектив и в агитбригаду. Полюбилось мне это дело, и после восьмого класса поехал сюда, в Горький, поступать в театральное училище. Поступил, приехал домой, стал всем хвастаться, а мне говорят: «Там восьмиклашек не любят», – и я пошел учиться не в театральное училище, а в девятый класс. А после выпуска из школы поехал и не поступил. Там набирали на драматическое отделение высоких, с внешностью героев-любовников, а мне сказали: «Ну не подошел ты с маленьким ростом! Если б набирали в ТЮЗ, мы б тебя взяли».
И я пошел на завод. Ну как я там работал – то с хором уеду, то в агитбригаде выступаю. А потом подумал: «Что ж я так мелко плаваю? Поеду-ка я в Ленинград». И поехал в ЛГИТМИК, чтобы стать актером кино. Сдал все экзамены, а потом был коллоквиум, где меня спросили, кто такой Таиров, что тебе из системы Станиславского нравится, какие у тебя любимые актеры в БДТ. Ну что может знать обычный мальчик из города Заволжье. Выхожу такой расстроенный, что меня не взяли, и вдруг слышу: «Саша!» Это один из членов приемной комиссии – свердловский режиссер Роман Михайлович Виндерман, и он говорит: «Я тебя беру, приезжай в Свердловск, поступай к нам». Сказано – сделано. Я собираюсь и еду в Свердловск. Только захожу в училище, там уже Роман Михайлович мне улыбается, я читаю и прохожу. Все три тура у меня пятерки, потом сдаю на пятерку историю, чего никогда не было – на тройку, на четверку знал, но чтобы на пятерку… Потом пишу сочинение. И вот мы уже гуляем в гостинице «Исеть», а на следующий день я вижу, что меня нет в списках. Я к директору, она говорит: «У тебя 26 ошибок в сочинении, ты не принят». И все. В Заволжье, еще не поднимаясь домой, я заглядываю в почтовый ящик, а там телеграмма: «Принят кандидатом, выезжай. Едем в колхоз». Вот так я поступил в театральное училище. Роман Михайлович вернулся с гастролей и уговорил администрацию взять меня. Он дал мне жизнь как актеру. Я влюбился в кукольный театр благодаря ему. Он сказал мне: «Ты будешь кукольником». – «Но я ведь хотел стать драматическим актером?» – «Потом, если передумаешь, перейдешь, – ответил он. – Но я думаю, что не передумаешь». Я, конечно, не передумал.
Потом два года я отслужил в армии и приехал сюда, в Горький, потому что курса уже не было, и здесь окончил театральное училище как актер кукольного театра. И здесь были хорошие педагоги. А когда пришел в наш театр, то в Александре Ивановне Харчевниковой, Елене Мишиной видел не просто актрис, а мастеров, которые учили меня своим поведением, своими поступками профессиональной этике, жизненным каким-то вещам. Конечно, в нашем театре молодым давали играть очень много, и режиссер Александр Иванович Мишин очень приветствовал, когда приходила молодежь – он ее бросал сразу в огонь, если выживали, значит, останутся в театре.
– Вы считаете себя профессионалом?
– Стараюсь, конечно. Вообще-то я практик, мне предлагали получить высшее образование, но я подумал, что в театре я большему научусь. А вообще я уважаю мастеров своего дела, профессионалов. Считаю, что хорошую школу получил здесь в Нижегородском, теперь академическом театре именно как актер-кукольник. Мы ездим на многие конкурсы, фестивали. Я был в Америке, два раза в Германии, два раза во Франции, в Испании, Венгрии. И мне не стыдно перед своими коллегами, как я работаю.
– А сколько ролей вами сыграно, не считали?
– У-у, этого не скажу. Дело в том, что у актера-кукольника ролей больше, чем у драматического актера, в несколько раз. Мы же играем по пять-шесть ролей, я, например, в одном спектакле играю восемь ролей.
– Не путаете слова?
– Нет, вот в «Швейке…» у меня 26 листов печатного текста, и суфлера нет. И мало того, еще и куклой надо управлять. Так что 30 спектаклей – для детей, 6-8 – для взрослых, и все это в голове. И такое, в общем-то, почти у каждого.
– То есть вы не считаете себя звездой?
– Нет, у нас много актеров, и каждый по-своему интересен. А потом у нас очень ценится плечо друга. Вот я веду куклу, а сзади мне помогает актер, работающий ручками, и еще один – ножками. В спектакле «Руслан и Людмила» я играю Черномора, так там четверо впереди меня с бородой идут, я веду голову и туловище, а сзади актер ведет руки, и еще ножками надо работать – так что одну куклу семь человек ведут. Я главный, потому что все действия от головы, но мы работаем как один человек.
– Вы тоже прошли этот этап бессловесного помощника?
– Да. Когда я только пришел в театр, был и хвостиком, и забором, и дверью скрипел (я вздрагиваю, настолько натурально это звучит. – И.М.), и ветром дудел, и листья кидал.
– Такой голосовой дар и помогает вам создавать моноспектакли?
– Конечно. У меня свои личные спектакли, которых девять, и я их очень лелею. Стараюсь один работать, потому что меня много раз подводили. Одному тяжелее, должен приехать, поставить спектакль, сыграть его, потом все собрать и уехать. Я, вероятно, артист-одиночка: левой ногой включаю музыку, правой ногой убираю свет. Но интереснее тем, что ты и отвечаешь за все один.
– Дети сразу «берутся»?
– По-разному. Погода очень действует, особенно когда хорошая, им же гулять хочется. Я еще дни рожденья провожу, занимаюсь больше 20 лет – есть уже целые программы. Был преподавателем в детском театре «Бемби», и там мне приходилось играть и волшебника, и гнома. А дети фальши не приемлют, они тут же распознают ее. Я вот уже 24 года Дед Мороз, и это у меня отдельная страница. Пусть говорят, что это новогодний сенокос, халтура, но я люблю это время. Оно начинается для меня 24 декабря, я уже вхожу в образ Деда Мороза, стираю кое-что, собираю чемодан, где хранится костюм и все, что нужно. Вот уже лет пять-шесть меня приглашают на елки, не на большие, а на домашние.
– Это не утомляет – работать в выходной день?
– Мне моя работа не в тягость. Вот есть выражение «На работу как на праздник» – это про меня.
– То есть театр – это вся жизнь?
– Нет. Сейчас уже нет, потому что у меня много связано с моими девочками. У меня шесть девочек и один мальчик, правда, трое старших – уже взрослые. Я их люблю, и для меня это как бы отдельная вторая параллельная жизнь. У меня очень милая жена – она по образованию учитель, работала педагогом в театре и очень хорошо знает эту сферу. Сима не дает мне засыпать в жизни. Бывает, сделаешь спектакль и гоняешь его и гоняешь. Надо двигаться вперед, говорит она, надо еще что-то новое сделать.
– В семье есть ведущий?
– А у нас нет такого… (задумывается). Как-то свободен этот кабинет – директора нашего дома. И туда иногда забегает кто-то, побудет немножко и убегает. Потом другой, третий, четвертый…
– Дети тоже забегают?
– Запросто. У нас Маша, например, приходит и говорит: «Я сегодня по французскому получила «пять». Все, она директор. «Машенька, умница моя! А что тебе хочется?» – «Мороженого». – «На тебе пятачок, купи!» – «А остальным?» – «Хорошо, вот тебе двадцаточка на всех». Или пойдем сразу арбуз купим.
– Вам хотелось бы, чтобы дети продолжили профессию?
– У меня такое ощущение, что у каждого жизнь своя и он должен пройти ее сам.
– Вы следуете в жизни какому-то правилу?
– С детства помню слова отца: «В любом случае всегда оставаться человеком».
Фото автора
Нижний Новгород
Комментарии