Родители московских учеников – активные участники образовательных отношений. Приводя ребенка в школу, они ждут от нее очень разного: у кого-то дошкольники, а кто-то родитель старшеклассника, чей-то ребенок хочет стать врачом, а чей-то грезит робототехникой или информационными системами, кому-то интересен спорт, а кто-то собирается уйти после 9-го класса в колледж и получить востребованную в современных условиях профессию.
Дать своим детям хорошее московское образование стремится большая часть населения. Но из чего складывается это представление о качестве? Потребности детей, представление родителей об их будущем, востребованность такого образования у общества и государства – все эти аспекты одинаково важны. Ведь нельзя реализовывать потребности одной группы, не учитывая других.Многомерные требования семьи в современном мире обуславливают различные формы, в которых выражаются отношения школы и родителей. От того, какую позицию занимает школа, зависит то, какие ценности она транслирует, и то, каковы будут результаты ее взаимодействия с семьей.Если итогом видится вовлечение родителей в жизнь образовательной организации, совместное участие в социально значимых мероприятиях, то школа выступает в роли второго дома. Если же учебное заведение позиционирует себя как ресурс для максимально полного раскрытия способностей ребенка, нацелено на достижение обозначенных результатов, то оно становится интегратором возможностей системы. Главная задача современной московской школы в работе с семьей – рост уважения и доверия родителей к тому, чем занимаются их дети.«В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип – каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов – это наша задача. В этом успех России», – говорил Владимир Путин. Московская школа сегодня – школа успешных детей. В 2010 году 74 московские школы подготовили победителей и призеров последнего тура Всероссийской олимпиады школьников, а в 2012 году – 126 школ. Доля образовательных учреждений, где дети набирают не менее 220 баллов по трем ЕГЭ, выросла почти в полтора раза. В 2016 году, как отметил Сергей Собянин, «москвичи заняли более 44 процентов всех призовых мест на Всероссийской олимпиаде школьников. Такой процент победителей-москвичей является за всю историю Москвы и проведения всероссийских олимпиад просто беспрецедентным». Этот результат стал возможным благодаря переходу от системы поиска и отбора одаренных школьников в отдельных гимназиях к системе поддержки и развития таланта каждого ребенка в любой школе.Современный московский учитель умеет работать не только с разными детьми, предоставляя им широчайшие возможности в любой сфере деятельности и создавая для них ситуации успешности, но и с разными родителями: сегодня целый город со своими уникальными ресурсами по-настоящему открыт школьникам и их родителям. Московская школа занимает активную образовательную позицию по отношению к семье: через образование родителей учебное заведение становится партнером семьи в воспитании гражданина и достойного члена городского сообщества.Важно создать систему «правильных правил» в работе с родителями, которыми будут руководствоваться все педагогические коллективы города: трансляция ценностей и смыслов системы московского образования, открытость и позитивный контекст взаимодействия, результаты ребенка – предмет сотрудничества семьи и школы.Разные способности, но равные возможности. Для каждого московского ребенка есть школа, в которой он нужен и которая нужна ему, где, как говорил Исаак Калина, «готовы помочь определить его направление одаренности, где будут развивать эту одаренность, где не скажут, что у него одаренность литературная, а в этой школе развивают только математическую. Где, если у него не сложатся отношения с классным руководителем 5-го «Б», он сможет перейти в 5-й «Д». Где он сможет выбрать учителя физики, который ему больше всего подходит и который конкурирует с другими учителями физики, работающими в этой же школе. Вот такие возможности мы должны предоставить детям». Переход родителей в позицию активного партнерства во взаимоотношениях со школой позволяет осуществлять этот процесс более эффективно. Это путь взаимодействия, на котором результат зависит от каждого. Роман АБРАМОВ,директор школы «Содружество»
Комментарии