Главный специалист Министерства образования и науки, ответственный секретарь оргкомитета акции «Я – гражданин России», кандидат педагогических наук Ирина КАЛИШ уверена, что гражданское воспитание учащихся является стратегическим ресурсом развития общества, что цель его состоит в подготовке детей к ответственной, осмысленной и успешной жизни в демократическом, правовом государстве и что этому в значительной степени способствует участие школьников в социальном проектировании. Сегодня Ирина Викторовна рассказывает об итогах прошлогодней акции «Я – гражданин России» и сложившихся в ней традициях.
– В этом году Всероссийская акция «Я – гражданин России» пройдет в пятый раз. Она становится все более популярной не только среди детей и учителей, но и их родителей, общественности…
– Нынешняя акция вышла на свой юбилейный виток. За эти годы мы что-то пересмотрели, что-то улучшили. Скажем, в связи с административной реформой нам пришлось пересмотреть все приоритетные направления, которые мы будем продолжать развивать, какие-то вещи ушли на уровень региона, особенно те, которые могут обойтись без государственной поддержки. Но самая большая наша победа состоит в том, что акция «Я – гражданин России» остается в поле зрения исполнительной власти, то есть она официально поддерживается Министерством образования и науки и федеральным агентством по образованию. В связи с объявленным Годом гражданственности через образование, акция на уровне областей, краев, республик приобретает более широкий размах. Наши достижения сегодня определяются не количеством созданных ребятами проектов, а их участием. Хотя, если все-таки иметь в виду цифры, то можно сказать, что свыше 15 тысяч проектов по всей России были разработаны и реализованы. Это не просто цифры. За каждой из них стоит живое, реальное дело.
Где-то дети помогли установить светофор, где-то окружили заботой конкретного ребенка, а где-то появился благоустроенный двор. Казалось бы, это очень локальные дела, но они очень конкретны, они очевидны. И осуществлены именно благодаря ребятам. Они сами и взрослые, в том числе представители органов власти, убедились в том, что подростки способны делать вещи, которые раньше им просто не могли доверить.
Но самое важное, конечно, не в количестве работ, а в том, что каждая из них действительно стала изюминкой. Берясь за то или иное предприятие, дети стараются всеми силами довести его до конца.
– Бывая в разных городах и областях, вы, видимо, воочию видели эти результаты?
– Я много езжу по России и мне нередко рассказывают и показывают, что конкретно сделано с помощью социальных проектов. Видела благоустроенную с помощью учеников набережную, стену, расписанную в зоопарке. Приятно было узнать, что в одном из сел Самарской области появился благодаря детям школьный автобус, в другом – «скорая помощь». Ее даже называют «школьной скорой помощью». Для наших детей это очень важные победы, которые помогают их взрослению, делают их жизнь более значительной, более важной и интересной.
– А как власти на местах относились к социальному проектированию детей с самого начала и спустя годы?
– С самого начала у ребят с властями не было никаких контактов, потому что они еще не знали, куда можно пойти, к кому обратиться. Да и сомневались, не откажут ли? Но с течением времени установилось взаимодействие детей как с представителями местных органов власти, так и с региональными, вплоть до губернаторов. С ними обычно серьезно и внимательно разговаривают, прислушиваются к их предложениям. Опять же это можно считать нашей победой.
Уже стало традицией, когда вернувшиеся с финальных соревнований ребята практически во всех субъектах Федерации приглашаются на встречу с губернатором или его заместителем, или руководителем региональной Думы. Это тоже важно для дальнейшего развития акции, для роста ее популярности. Это связано еще и с тем, что организаторы ее на местах и на федеральном уровне стараются приглашать очень известных и значимых людей на подведение итогов.
– Источники, где берет свое начало Всероссийская акция, – это села, малые города, поселки?
– Сегодня наша акция берет свое начало на школьном уровне. В каждой школе защищаются несколько проектов. Затем идут районные, городские, областные конкурсы. Каждый проект, который попадает на региональный, федеральный уровень, уже отточен, проверен и отработан в стольких местах, что о нем знают не только в своей школе, но и в регионе.
– За эти годы вы познакомились с сотнями детских социальных проектов, что вас особенно в них поразило? Как происходит отбор лучших работ?
– Мы стараемся, чтобы на финальный этап попадали разные ребята, а не одни и те же. Мы прекрасно понимаем, что год от года проект совершенствуется, технология его улучшается. Ведь что такое акция «Я – гражданин России»? Это не только проекты интересных дел. Это еще и технология социального проектирования, и, конечно, проекты год от года становятся технологичнее, глубже. Кто-то имеет возможность много раз один проект пропустить через себя, так постепенно он приближается к каким-то идеальным формам.
Для нас все-таки важно показать новые регионы, новые школы и новые проекты. Они могут быть не столь технологичны. Скажем, смело можно показать любой проект Самарской области, где каждая школа готовит по два проекта в год. Естественно, технология здесь уже почти идеальная. Мы стараемся расширить географию акции. И тем не менее иногда члены жюри разводят руками, потому что иных приходится приглашать на финальные соревнования во второй, а иногда и в третий раз.
Финал IV акции вообще был необычен. Он проходил в рамках Всероссийского гражданского форума. Во Всероссийском детском центре «Орленок» собрались тысячи юных граждан России, которые занимаются различными видами творческой деятельности. И участники акции «Я – гражданин России», и победители I Всероссийского конкурса модели ученического самоуправления, и победители конкурса «Фестиваль артистов России» встретились вместе. И наши ребята, и юные лидеры, и юные артисты, и художники могли общаться между собой.
У нас были дни открытых дверей для каждой творческой смены, когда ребята приходили друг к другу в гости. А на вечернем концерте пели и юные лидеры, и юные граждане, а потом все танцевали.
Как правило, наша акция проходит во время празднования Дня России – 12 июня.
Этот праздник для наших ребят был наполнен осознанием гордости за то, что они живут в России, это был отчет о малых и больших полезных делах, которые они сумели совершить.
В прошлом году у нас получился большой оркестр, когда пять тысяч ребят, приехавших в «Орленок», исполнили гимн.
– Есть ли еще регионы, школьники которых еще не участвовали в акции?
– Да, к сожалению или не к сожалению, у нас есть территории, которые не включились в нее до сих пор. С другой стороны, нам пришлось пересмотреть свое отношение к акции. Допустим, в каких-то регионах очень хорошо развито художественное творчество детей. Есть еще туристическая деятельность, другие разные формы гражданского участия подростков в жизни социума. Поэтому мы вполне допускаем, чтобы в каждом регионе и дети, и учителя сами выбирали, что для них важнее и интереснее, и развивали это у себя.
Комментарии