Справка об итогах II этапа конкурса на разработку федеральных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.94 г. # 174 “Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования” с 1 июня 1994 г. Министерством образования Российской Федерации обьявлен конкурс на разработку федеральных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования. Проведены два его этапа.
На I этапе членами конкурсной комиссии были рассмотрены общие концепции федеральных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования, представленные творческими коллективами Института общеобразовательной школы РАО (рук. В.С.Леднев), Научно-методического центра стандартизации и диагностики Института общего образования Минобразования России (рук. М.Ф.Королев), Московского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (рук. Ю.С.Сахаров), Координационного совета по технологиям индивидуализации обучения (рук. Ю.С.Драль), Красноярского краевого центра развития образования (рук. Г.Н.Блинов), и три концепции по отдельным направлениям функционирования системы образования: концепция стандарта учебно-материальной базы общеобразовательной школы (рук. Т.С.Назарова, Институт средств обучения РАО), концепция стандарта государственной аттестационной службы (рук. С.Д.Некрасов, Государственная аттестационная служба Краснодарского края) и концепция школьного учебника (Д.Д.Зуев, Институт общего образования Минобразования России).
Концепция, представленная творческим коллективом Института общеобразовательной школы РАО, получила наибольшее одобрение и заняла первое место.
После доработки в соответствии с предложениями членов конкурсной комиссии концепция творческого коллектива под руководством академика РАО В.С.Леднева была утверждена распоряжением министра образования Российской Федерации от 08.02.95 г. # 09-P как основа для разработки проектов образовательных стандартов по предметам и предметным областям в ходе второго этапа конкурса.
Создание концепции федеральных компонентов государственных образовательных стандартов завершило научно-методологическое осмысление идеологии стандартизации общего образования.
По итогам I этапа конкурса в феврале в Министерстве образования Российской Федерации проведена пресс-конференция, на которой присутствовали 30 представителей средств массовой информации. Концепция федеральных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования была опубликована во всех предметных журналах, а также в “Учительской газете”.
Разработка федеральных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования ведется при постоянном соотнесении нарабатываемых материалов с международной теорией и практикой.
Проблемы разработки образовательных стандартов Российской Федерации обсуждались на: международном семинаре в Нидерландах (Университет г.Твента, апрель, 1995 г.); международной встрече экспертов в Москве (Министерство образования Российской Федерации, сентябрь, 1995 г.); международной конференции “Стандарты в образовании: проблемы и перспективы” (Москва, октябрь, 1995 г.). Разработанные в России проекты федеральных компонентов образовательных стандартов общего образования получили одобрение экспертов Совета Европы из Англии, Нидерландов, Испании, Швейцарии, а также России.
На базе Вологодского региона проводилась работа по созданию тестового инструментария для контроля качества обученности школьников. Создаваемые системы тестов должны использоваться для дихотомической оценки достижений учащимися образовательных стандартов.
С 1 января по 30 ноября 1995 года проведен второй этап, конкурсной комиссией подведены его итоги. На второй этап было представлено 44 проекта федеральных компонентов образовательных стандартов по отдельным предметам и образовательным областям.
Представленные на II этап материалы рассматривались в подкомиссиях по образовательным областям. По решению конкурсной комиссии (протокол от 15 сентября 1995 г. # 4) ее члены представили в комиссию экспертное заключение на каждый из рассмотренных ими материалов.
Оценка конкурсных материалов проводилась на основе Концепции федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, победившей по итогам I этапа конкурса (рук. академик РАО В.С.Леднев) и доработанной в соответствии с предложениями членов конкурсной комиссии (утверждена распоряжением министра образования от 08.02.95 г. # 09-P), и критериев оценки проектов стандартов по образовательным областям (предметам), разработанных руководителями подкомиссий по образовательным стандартам и экспертами Совета Европы на совместной консультативной встрече 11-13 сентября 1995 г. Рассматривались материалы с позиции их соответствия образовательным областям базисного учебного плана, структуре стандарта образовательной области, реальности требований к минимально необходимому уровню подготовки и их влиянию на развитие личности обучающихся, соответствия предлагаемых измерителей заданным функциям. Каждый член конкурсной комиссии высказал свои предложения о дальнейшем участии в конкурсе рассмотренных им материалов.
Из 44 проектов образовательных стандартов, представленных на II этап, на III этап для дальнейшей доработки рекомендовано 28 проектов. (Приложение).
Из анализа экспертных заключений следует вывод о том, что все представленные на конкурс проекты образовательных стандартов требуют некоторой доработки с точки зрения утвержденных на заседании конкурсной комиссии в сентябре 1995 г. требований к разработке образовательных стандартов.
Предложения
2. Опубликовать проекты стандартов, рекомендованных на III этап конкурса, в периодической печати для обсуждения педагогической общественностью.
Зам.министра,
зам. председателя конкурсной комиссии А.Г.Асмолов
Ответственный секретарь В.И.Жукова
СПИСОК
проектов образовательных стандартов, рекомендованных конкурсной комиссией на III этап для доработки
Вся власть – советам
Вся власть – советам
Министерство образования Российской Федерации
Письмо
# 196/11 от 12.02.96
Об активизации процессов создания и функционирования советов общеобразовательных учреждений
В последние годы в общеобразовательных учреждениях России активизировались процессы создания и функционирования советов общеобразовательных учреждений. В настоящее время созданы советы в 80% общеобразовательных учреждений, из них половина – активно действуют.
Заслуживает внимания опыт работы советов Страшевичской средней школы Жирятинского района Брянской области, Соколовской средней школы Зонального района Алтайского края, Садовой средней школы Отрадненского района Краснодарского края, 624-й школы г. Москвы, 40-й школы г. Улан-Удэ, 16-й школы г. Ростова-на-Дону, 41-й школы г. Челябинска, значительной части школ Тверской области.
Однако поступающая в Министерство образования Российской Федерации информация, изучение и анализ работы советов общеобразовательных учреждений свидетельствуют, что их деятельность не стимулируется органами управления образованием, что приводит к недостаткам в их деятельности.
В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” (ст.35) и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.94 # 1008, управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Одной из форм самоуправления является совет учреждения. В состав совета, как правило, избираются педагоги, обучающиеся, их родители (законные представители), представители учредителей и общественных организаций.
Порядок выборов совета и вопросы его компетенции определяются уставом общеобразовательного учреждения.
Во многих общеобразовательных учреждениях руководители создают препятствия для организации деятельности выборного органа, чем ущемляют права участников образовательного процесса, лишают их возможности участвовать в управлении школой, гимназией, лицеем. Даже там, где созданы советы, обучающиеся и их родители (законные представители) не знают об их деятельности. В уставах общеобразовательных учреждений не определена компетенция совета общеобразовательного учреждения.
Такая позиция руководителей общеобразовательных учреждений затрудняет формирование социальной активности, воспитание гражданственности обучающихся и ограничивает права участников образовательного процесса (обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов).
Ослаблению функционирования советов общеобразовательных учреждений во многом способствует пассивность общественности, родителей и учредителей в осуществлении законодательно закрепленных за ними функций и полномочий.
Признавая большую социальную значимость создания и функционирования советов общеобразовательных учреждений, учитывая предложения руководителей органов управления образованием и общеобразовательных учреждений и поддерживая предложения Международной ассоциации содействия школьным советам по стимулированию деятельности советов общеобразовательных учреждений, Министерство образования Российской Федерации рекомендует органам управления образованием субьектов Российской Федерации:
– обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования, уделив особое внимание соблюдению законных прав участников образовательного процесса в части их участия в управлении общеобразовательным учреждением;
– изучить опыт работы руководителей подведомственных им общеобразовательных учреждений по активизации работы советов, а также проанализировать причины и обстоятельства, затрудняющие создание и функционирование советов общеобразовательных учреждений;
– регулярно информировать педагогическую и родительскую общественность о формах самоуправления в общеобразовательных учреждениях, об опыте работы и допущенных нарушениях в их деятельности;
– организовать курсы повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений по вопросам деятельности советов на базе региональных ИПК и ИУУ.
Министерство образования Российской Федерации сообщает, что Международной ассоциацией содействия школьным советам подготовлены научно-методические материалы по деятельности советов общеобразовательных учреждений. Контактные телефоны в Москве: 924-39-97, 413-92-03, 283-84-30.
Заместитель министра А.Г. АСМОЛОВ
Комментарии