search
main
0

На пути к новому качеству. Находится столичная Школа (продолжение)

Владимир ИЗВЕКОВ, член Московской Общественной палаты по образованию, председатель Юго-Западного окружного совета родительской общественности, предлагает свой взгляд на развитие столичного образования.

образования уже в недалеком будущем может обеспечить возможность: перехода к более открытым образовательным программам, их более облегченным и фундаментальным вариантам; выбора для учащихся самого необходимого из большого количества интегрированных простых и углубленных образовательных курсов; создания комбинации даже самых неожиданных курсов низкого и высокого уровня из разных областей знаний; сочетание учебных курсов с проектной, общественной и профориентационной практикой; освоение знаний в соответствии с собственными интересами и способностями по индивидуальному плану, в который включается создание собственных электронных учебников и пособий по изучаемым темам, а также учебники жизни.

Новые кадры

Кадровая политика в современных быстро изменяющихся условиях становится важнейшим фактором повышения качества образования. В настоящее время, в отличие от прошлого периода, родители все более и более активно ищут образовательные учреждения, способные создать лучшие условия для их детей. Спрос на директоров и учителей, понимающих то, что реально происходит в обществе и детской среде, готовых к быстрым изменениям и качественной работе, резко увеличивается. Сегодня это одна из важнейших характеристик, которой должны соответствовать организаторы образовательной деятельности и учителя.

На общую ситуацию с кадрами влияют новые управленческие решения Департамента образования, в частности по вопросам переподготовки и аттестации педагогического корпуса, внедрения рейтинговой системы, многочисленных конкурсов с участием образовательных учреждений и так далее. Большое значение для профессионального роста имеет опытно-экспериментальная работа, в которой участвуют наиболее продвинутые руководители и учителя.

Вместе с этим возможно расширение практики использования таких эффективных и апробированных способов подготовки кадров, как стажировка в лучших образовательных учреждениях, подбор и переподготовка педагогов из числа родителей и специалистов, имеющих хороший профессиональный опыт в других сферах, ранняя профессиональная и практическая подготовка учащихся, ориентированных на педагогические специальности, участие в осуществлении крупных образовательных программ.

Большое значение для формирования педагогических кадров имеет их умение управлять ученическими коллективами по-новому, способность к проектированию и командно-групповой деятельности, опыт взаимодействия с органами ученического самоуправления и родительской общественности, работа в качестве вожатых ученических учебных и проектных объединений, использование такого института, как «ассистент учителя».

Достижение более высокого качества образования связано с быстрыми реакциями высшей школы на изменения и запросы общества, преодолением предметно-отраслевого подхода в учебно-воспитательном процессе, универсальной подготовкой будущих педагогов, их умением соединять знания из разных областей, создавать новые интегрированные курсы в соответствии с новыми потребностями и технологиями. В этом плане предстоит решение проблемы профессорско-преподавательского состава, который нередко учит прошлым технологиям, тому, что когда-то было изучено и освоено.

В городе получил широкое распространение опыт взаимодействия студентов со школьными детско-взрослыми проектными объединениями. Таким образом, совместно разрабатываются и осуществляются многие образовательные и социальные проекты разного масштаба, которые одновременно считаются для студентов учебными заданиями, курсовыми и дипломными работами. Такое сотрудничество идет на пользу всем участникам образовательного процесса.

Дальнейшее развитие московского образования невозможно без повышения роли психологов в управлении им на всех уровнях. Психологическое сопровождение проектов развития коллективов образовательных учреждений, процесса принятия и реализации управленческих решений, проектной деятельности, работы педагогического состава имеет первостепенное значение для утверждения личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования.

Новое содержание

Многие учащиеся, как показывают социологические опросы, задумываются над смыслом содержания своей учебной деятельности, пытаются найти свое место в жизни и сделать ее успешной.

В эпоху информации непрерывно увеличиваются объемы все новых и новых научных знаний, большинство из которых быстро устаревает. Вместе с этим растут и объемы учебной работы. Из-за этого возникают серьезные проблемы. Чтобы справиться с большими информационными потоками, нужны новые способы эффективной организации учебы, приема и переработки информации, а также ее использования на практике.

Требуется от готовых знаний и знания фактов целенаправленно переходить к знанию, как их добывать, научиться учиться, воспринимать сложные материалы, их анализировать и критически оценивать, применять эти знания к реальной жизни. По этому пути при поддержке органов управления образованием идут уже немало образовательных учреждений.

Наступает время непрерывного образования, когда учебные материалы, литература, интернет, средства массовой информации участниками образовательного процесса начинают рассматриваться как источники информации. Значимыми становятся вопросы развития познавательных интересов и способностей, общеучебных и жизненных навыков, ученического мастерства учащихся и студентов, знания способов работы с информацией.

Известно, что специальная работа по овладению методами познания и совершенствованию ученических качеств в итоге дает больший образовательный эффект, чем стихийный процесс самосовершенствования при осуществлении учебной деятельности старыми способами.

В настоящее время решение проблемы формирования конкретных общеучебных и жизненных навыков возможно только совместными усилиями учащихся, учителей и родителей. Чтобы сформировать простой, а затем и сложный навык, требуются затраты времени на ежедневные тренировки и практику как в классе, так и дома. И тут без командно-групповой деятельности, помощи учителей, их ассистентов и родителей трудно обойтись. Например, отработка умений эффективного чтения быстрее происходит при совместной работе в классе и семье.

В связи со снижением значения готовых знаний растет потребность в самостоятельной учебной работе и повышении ответственности учащихся за ее результаты. Встав на путь добывания знаний, они учатся основам самостимулирования и самооценивания своего учебного труда, а также взаимооцениванию и экспертной работе.

То, что учащиеся действуют самостоятельно, сами проектируют учебный процесс, идут от практики к теории и затем к новой практике, многократно по-разному повторяют учебный материал, работают в группах и в движении, способствует их заинтересованности в результатах учебного труда и повышению качества образования. При таком подходе учеба становится удовольствием, а не только подготовкой для будущего материального благополучия или временем, которое необходимо отбыть за партой для получения аттестата.

Новое содержание образования уже в недалеком будущем может обеспечить возможность: перехода к более открытым образовательным программам, их более облегченным и фундаментальным вариантам; выбора для учащихся самого необходимого из большого количества интегрированных простых и углубленных образовательных курсов; создания комбинации даже самых неожиданных курсов низкого и высокого уровня из разных областей знаний; сочетание учебных курсов с проектной, общественной и профориентационной практикой; освоение знаний в соответствии с собственными интересами и способностями по индивидуальному плану, в который включается создание собственных электронных учебников и пособий по изучаемым темам, а также учебники жизни.

Содержанием становится также разработка и решение образовательных и социальных проблем; творческих задач областей знаний и специальных предметов, неизвестных задач будущего, вопросов улучшения школьной жизни, развития интересов и проектно-деловой культуры учащихся, профориентации.

В системе московского образования идет активный поиск нового образовательного содержания по основным учебно-воспитательным тематическим и творческим направлениям, в которых проявляются ведущие интересы учащихся: информационно-журналистскому, экологическому, театрально-концертному, краеведческому, психологическому, физкультурно-спортивному, компьютерному, оздоровительному, правовому, экономическому, научному, гражданско-патриотическому, дизайнерскому и другим.

Такой многопрофильный подход становится источником развития образовательных учреждений. Он гармонизирует образовательную деятельность, обеспечивает ее разнообразие, ориентирует всех участников образовательного процесса на инициативные действия в соответствии со своими способностями в интересах достижения общих целей.

Тематические направления имеют большое значение для совершенствования нравственных и физических качеств учащихся, формирования ученической, учительской и родительской культуры, обеспечения занятости и досуга учащихся, их профориентации.

Развитие нового образовательного содержания деятельности по основным учебно-воспитательным направлениям тесно связано с развитием новых организационных форм, которых появилось немало за последнее время. В образовательных учреждениях создаются учебные группы на уроках, группы качества и взаимоподдержки, творческие группы по интересам, проектные студии, класс-компании, клубы ученического проектирования, а также общества, лиги, гильдии, имеющие тематическую направленность. При этом организуются ролевая практика и профессиональные пробы, которые проходят в библиотеках, школьных редакциях и издательствах и других организационных формах, путем проведения соревнований и других мероприятий.

Большое значение имеет осуществление программы «Городская проектно-деловая палата (ГПДП)», которая способствует координации в сетях детско-взрослых ученических проектных объединений по основным тематическим направлениям, выражает и защищает их образовательные интересы, оказывает поддержку проектным идеям общегородского значения.

Программа «Городская проектно-деловая палата» так же, как и программа «Команда», становится важным элементом организации ученического самоуправления в городе. Одно из главных мероприятий программы – ежегодный форум проектных инициатив, где разрабатываются предложения по участию учащейся молодежи в реализации проектов городского уровня, согласовываются позиции по вопросам совершенствования проектно-деловой ученической культуры.

Новым явлением становится разработка содержания уроков и занятий совместно с учащимися, которая включает элементы повышения функциональной грамотности, эмоционально-эстетического, психического и физического развития, использования разных типов памяти и мышления, по отработке конкретных общеучебных умений и навыков в ходе проектно-исследовательской работы, иных практических действий и интеграции различных областей знаний. Причем предметные и интегрированные знания служат средством достижения целей индивидуального и коллективного развития.

На следующем этапе предстоит обратить особое внимание на вопросы, связанные с физическим развитием детей, повышением их двигательной активности, укреплением здоровья на уроках и других мероприятиях, проведением уроков в движении и уроков физкультуры, совмещенных с уроками по другим предметам.

Для улучшения содержания образования важное значение имеет создание системы конкурсов, олимпиад и выставок на всех уровнях городского образовательного пространства, в ходе которых учащиеся и студенты имели бы возможность демонстрировать регулярно свои учебные достижения и получать сертификаты и звания, подтверждающие уровень развития ученического и проектно-делового мастерства.

Пребывание в образовательно-оздоровительных лагерях Департамента образования также может стать школой формирования определенных общеучебных и жизненных навыков для учащихся, освоения ими множества профессиональных ролей и проб, повышения ученической культуры.

В связи с развитием нового содержания образования немаловажное значение имеет организация итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений. При ориентире на цели программы развития московского образования на первый план при их оценке выходит то, чему их реально учили, – уровень компетенций, степень познания окружающего мира, способности строить отношения и искать свое место в жизни. Наряду с этим может выясняться уровень эрудиции выпускников, знание определенного набора фактов.

Новое самоуправление

Стратегическая цель и задачи, сформулированные в программе нового этапа развития столичного образования, могут быть в полной мере решены только при сочетании единоначалия и самоуправления, как того требует Закон РФ «Об образовании», при условии соблюдения принципов целостности, партнерства и саморазвития, совершенствования в образовательных учреждениях системы общественного управления на основе сотрудничества учащихся, учителей и родителей.

В настоящее время городские органы власти и управления образованием придают все большее значение вопросам организации общественного управления и общественной деятельности в образовательных учреждениях в интересах повышения эффективности их деятельности, проявляют заинтересованность в решении детско-подростковых проблем с участием самих детей и подростков. Опираясь на их поддержку, развивается ученическое самоуправление, активизировалась родительская общественность, ведется совместное школьно-семейное проектирование. В учреждениях образования стали создаваться управляющие советы.

Опыт работы первых управляющих советов показывает их жизненность. Имея в своем составе представителей учредителя, педагогического, ученического и родительского актива, местных органов власти и общественных деятелей, управляющие советы на основании полномочий, предоставленных общешкольными конференциями и уставами учреждений, берут на себя функции по разработке программ развития и их материально-техническому обеспечению, определению принципов подбора кадров, разрешению различных проблем и конфликтных ситуаций, оценке качества образования и так далее. Они заинтересованы в активизации общественной деятельности в каждом структурном звене образовательного пространства.

Общественная работа в новых рыночных условиях приобретает новый смысл. Она становится важным фактором роста качества образования. С ней связывается заметное увеличение познавательной активности и становление новых прогрессивных традиций. Во многих местах она рассматривается как метод улучшения организации учебно-воспитательного процесса и совершенствования ученического мастерства. И в то же время это способ формирования для участвующих определенных жизненных и общеучебных навыков. При подведении итогов учебно-воспитательного процесса участие в общественной работе может влиять на итоговую оценку, что нередко фактически и происходит.

При организации общественной деятельности важно исходить из того, что учащиеся-подростки стремятся к объединению и освоению новой проектно-деловой ученической культуры в ходе образовательного процесса, независимо от того, поддерживают их взрослые или нет. Природа детей устроена таким образом, что дети лучше развиваются и учатся в совместной деятельности, когда сами чем-то управляют самостоятельно и что-то делают практически. Эта детская особенность должна учитываться органами власти, управления образованием, педагогической и родительской общественностью. В противном случае может происходить рост негативных проявлений в детской среде – неуспешности, безнадзорности, проституции, наркомании, агрессивности, насилия, нетерпимости, национализма.

Управляющие советы, педагогические и ученические советы совместно с родительскими комитетами стали формулировать цели перспективного развития коллективов образовательных учреждений и классов, вокруг которых идет объединение усилий. На базе новых общественных отношений строится повседневная педагогическая работа.

В классах активно используются такие формы и методы общественной работы, как: соучастие в тематическом планировании на год (четверть, месяц) и разработке заданий; соуправление учебными темами, уроками и их элементами, мероприятиями; организация игр, тематических дней и недель, экскурсий, спонтанных и классических сценок; оказание помощи, содействие, поддержка, рефлексивный анализ действий и результатов и т.п.

Педагогические и ученические советы школ и классов все больше заботятся об улучшении школьной жизни не только после уроков, но и в первой половине дня. Учитывается то, что активные школьники не могут оставаться после уроков, так как заняты различными творческими и спортивными делами. Все больше учителей, несмотря на большую загруженность, оказывают помощь детскому активу, привлекают его к организации учебных тем, вводят общественные элементы в подготовку и проведение уроков и мероприятий. Тем самым не упускается самое лучшее утреннее время для общественной работы в плане оживления учебной работы на уроках, где одновременно происходит формирование организаторов ученического самоуправления и других категорий актива.

В интересах повышения качества образования используется общественный потенциал ученических коллективов, детско-взрослых творческих и проектных объединений. В учреждениях образования появилось множество общественных ролей, как выборных, так и инициативных, имеющих значение для повышения мотивации учащихся. Это, например, президенты детских республик, председатели и сопредседатели советов, координаторы групп, консультанты, медиаторы, инструкторы, редакторы, омбудсмены и др.

Руководство образовательных учреждений должно вырабатывать новый стиль отношений с ученическим самоуправлением и родительскими комитетами, вести поиск новых форм организации, общения и разрешения конфликтов. При этом нужно создавать условия для того, чтобы общественный актив учился жить в режиме партнерства и объединения сил, постоянного совершенствования методов работы. Важно также помогать органам ученического самоуправления грамотно организовываться, налаживать деятельность, искать партнеров, приобретать форму, разрабатывать знаки отличия и символы.

В исследованиях ученых отмечаются трудности, которые возникают при развитии общественной деятельности. Прежде всего это то, что многие учителя и родители не могут передать детям опыт и знания освоения демократических норм жизни в гражданском обществе, так как не имеют такого опыта и осваивают его вместе с детьми путем проб и ошибок; нередко руководствуются старыми представлениями, умеют только командовать детьми или, наоборот, потворствуют вседозволенности.

В современных условиях на городском уровне необходимо вести постоянный обмен опытом деятельности органов ученического и родительского самоуправления, подготовку актива учащихся и родителей, кадров руководителей, инструкторов, экспертов и вожатых, координацию ученических связей, представление интересов ученических советов и родительских комитетов в законодательных и исполнительных органах власти.

Требуется также ориентировать центры, кружки и лагеря дополнительного образования на подготовку ученического театрального, журналистского, спортивного и художественного актива для основного образования, создание новой системы взаимодействия ученических проектных объединений с творческими союзами и студиями, техническими центрами, спортивными обществами, воинскими частями, правоохранительными органами, редакциями детских и молодежных средств массовой информации, газет, журналов, радио и телеканалов.

Вместе с этим встает вопрос о развитии научно-методического обеспечения общественного управления и общественной работы, деятельности специалистов научных и высших образовательных учреждений, занимающихся разработкой идей, методик и традиций, организации лаборатории и кафедры общественной работы, экспериментальных площадок.

Немаловажное значение имеет организация мониторинга развития процесса общественной деятельности, ее инфраструктурного обеспечения по организационному, правовому, научно-методическому, информационному, социологическому, психологическому, кадровому, экономическому, материально-техническому и другим направлениям.

Новые инвестиции

Рост качества образования в немалой степени связан с материально-финансовыми возможностями города и попечительских советов образовательных учреждений. Потребности в инвестициях со стороны родителей в образование из-за его непрерывного развития и систематического бюджетного недофинансирования с каждым годом увеличиваются.

Это и непосредственное личное участие родителей в освоении новых образовательных технологий (здоровьесберегающих, личностно- и практико-ориентированных, школ полного дня), и затраты времени на помощь детям в связи с ростом объемов сложных знаний и введением тестирования, и обеспечение охраны учебных заведений, и косметический ремонт помещений, и оплата дополнительных образовательных услуг, и организация праздничных и культурных мероприятий. Соответственно возрастает экономическая активность попечительских советов и родительских комитетов.

Новым в материально-технической поддержке образовательного процесса стало целенаправленное финансовое обеспечение конкретных проектов и программ развития учреждений образования. При разработке проектов развития школ и классов делается экономическое обоснование, в котором предусматриваются фонды-статьи расходов на определенные проектные работы и виды деятельности, от которых зависит достижение запланированных результатов.

В проектах развития образовательных учреждений (на их внебюджетных счетах) могут определяться такие фонды-статьи расходов, как фонд компьютеризации, фонд краеведения и туризма, фонд развития физкультуры и спорта, фонд благоустройства двора и помещений, призовой фонд, фонд стимулирования, фонд материальной помощи нуждающимся… Создание нескольких статей расходов (фондов), а не одного общего фонда, позволяет родителям выбрать финансирование того направления или проекта, в осуществлении которого они больше всего заинтересованы. Тем самым создаются нормальные психологические условия и прозрачные механизмы для привлечения дополнительных средств в образовательные учреждения.

Такой цивилизованный подход с постоянным общественным контролем, соблюдением авторства целевых благотворительных вкладов, проектов и подарков в корне изменяет характер поддержки системы городского образования и стимулирует ее увеличение. Родители и выпускники образовательных учреждений получают возможность добровольно вносить именной вклад в тот фонд, который, по их мнению, направляется на самые полезные проекты. У родителей также есть возможность в соответствии с решением общего собрания участвовать своим личным трудом в реализации этих проектов.

Заслуживает внимания родительской общественности опыт оборудования парков, классов, учебных точек, спортивных и детских площадок на школьных дворах, школьных чайных, проектных библиотек и читален для совместной работы учащихся, учителей и родителей, шкафчиков для одежды и личных вещей учащихся, кабинок в туалетах и многого другого. Родительский вклад может быть значительно увеличен в техническое оборудование классных помещений при условии постоянной учебы в них закрепленных коллективов ученических классов и работы предметных кабинетов после уроков основного образования.

Там, где активно развивается сотрудничество участников образовательного процесса, родители, даже находясь на работе и дома, все время в курсе общих дел, видят развитие своих детей и больше вкладывают средств в их образование.

Важная статья будущих инвестиций – стимулирование развития образования не только как фактора, влияющего на эффективность экономики и на благосостояние, но и как фактора нового потребления. Требуется создавать материальные условия для формирования у детей комплекса новых изысканных интересов и удовольствий, которые пока культивируются только в богатых странах. Ведь они, так же как и взрослые, нередко учатся, мечтая иметь возможности для удовольствий. Речь идет о распространении новой моды потребления на научно-популярную, фантастическую и приключенческую литературу, познавательный туризм, здоровый образ жизни, физкультуру и спорт, творчество во всех его видах. Именно эти занятия могут помочь детям избежать пагубного пристрастия к алкоголю, наркотикам.

В городском образовательном пространстве уже складывается инфраструктура экономической поддержки проектной деятельности. Эта новая инфраструктура включает: помощь в разработке и осуществлении проектных и исследовательских работ, защиту авторских прав, создание условий для презентаций проектных идей в Российской академии наук, ведущих московских вузах, на Всероссийском выставочном центре и других выставках.

Дальнейшее развитие материально-технической поддержки, в том числе и при участии родителей, связано с привлечением детско-взрослых проектных объединений к разработке и осуществлению школьных, муниципальных, окружных и городских проектов, затрагивающих интересы детей и подростков; объединением сил и средств образовательных учреждений, государственных, общественных и предпринимательских структур в интересах реализации проектов, разработанных ученическими проектными объединениями.

Детские проектные разработки в масштабе города и округов требуют более мощной финансовой поддержки. Источниками финансирования проектов могут быть городские и окружные социальные заказы, гранты столичного правительства, префектуры, управы района; органы управления образованием; фонды, предоставившие гранты на осуществление проектов; партнеры по проекту; спонсоры из числа коммерческих структур; родители, перечислившие целевые взносы; само образовательное учреждение, ведущее хозяйственную деятельность.

Хорошая организация выполнения школьных, межшкольных и городских проектов и поэтапный подход способствуют более активному привлечению в сферу образования финансовых ресурсов, создает новые возможности для решения проблемы укрепления материальной базы образовательных учреждений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте