Владимир ИЗВЕКОВ, член Московской Общественной палаты по образованию, председатель Юго-Западного окружного совета родительской общественности, предлагает свой взгляд на развитие столичного образования.
Московское образование стоит на пороге нового качественного этапа. Об этом говорилось в статьях и докладе руководителя Департамента образования Ольги Ларионовой на городском августовском педсовете в 2007 году, во время встреч членов городского Совета родительской общественности с руководством департамента, на прошедших в 2007 году собраниях городского родительского актива, «круглых столах», конференциях, школьных педагогических советах, в период обсуждения программ школ – участниц проекта «Строим школу будущего» и их экспертной оценки с участием родителей.
Важно, чтобы мысли и предложения родителей как для сегодняшнего дня, так и перспективные не затерялись, были учтены в качестве социального заказа при разработке новой целевой программы развития московского образования «Столичное образование-5» и организации образовательного процесса на ближайшие годы.
Новый этап
Глобальным фактором, который существенно влияет на развитие образования, в том числе и на московское образование, стало то, что изменения в природе и обществе происходят намного быстрее, чем раньше. Наступили очень динамичные времена.
С одной стороны, научно-технический прогресс, с его многочисленными открытиями и высокими технологиями, когда в оборот ежегодно вводится множество достижений, связанных с нефтегазодобычей, нанотехнологиями, роботизацией, компьютеризацией, генной инженерией и так далее. На этой основе происходит экономический рост в стране и городе.
С другой стороны, природа уже не справляется с загрязнениями, вызванными результатами человеческой деятельности. Стремление человека к комфорту ведет к большим социально-экологическим проблемам. Опасностей становится все больше и больше, участились техногенные катастрофы, многие живые организмы не выдерживают климатических изменений, заметно растут агрессивность, преступность и терроризм, увеличивается процент школьников, имеющих хронические заболевания и обладающих вредными привычками.
Общемировые и общегородские процессы ведут к большим изменениям в образовательной политике, что позволяет нам рассчитывать хотя бы в среднесрочной перспективе на то, что Россия останется в клубе развитых стран. Образование становится мощнейшим средством массовой коммуникации, одним из решающих факторов развития города, а школа – активным субъектом социально-экономических отношений. С использованием его возможностей идет развитие институтов гражданского общества, достигается воспроизводство управленческой и интеллектуальной элиты.
Из-за глобальных изменений в образовании все пересматривается, всюду вносятся коррективы, меняются учебные планы, технологии обучения, аттестация учреждений образования и педагогов, оценивание учащихся, появляются новые технические средства, идет поиск дополнительных возможностей. Словом, все новое, как вода, просачивается в поры образовательного процесса.
Объединение государственных и общественных усилий становится важнейшим средством решения многих проблем. Осуществить намеченное в новой программе развития московского образования невозможно силами только одних органов управления образованием и педагогического сообщества. При переходе на законы развития возрастает роль государственно-общественного управления. Ученическая, педагогическая и родительская общественность принимает все более активное участие в школьной жизни. Весь ее потенциал, возможности социальных партнеров должны быть в полной мере включены в общий процесс.
Соответственно появляются новые требования к программе развития московского образования. Городская программа, как программа прямого действия, должна быть изложена простым, ясным и понятным языком, иметь привлекательные опережающие идеи, конкретную стратегическую цель и основные задачи по ее достижению, звать вперед и касаться всех участников образовательного процесса в городе, а не только педагогического состава. В ней каждый горожанин должен увидеть и ведущую роль образования не только как одной из многих отраслей, но и как приоритетного социально-экономического направления в городе, и свое место в новом процессе.
Новый выбор
О предстоящем выборе из двух возможных путей развития образования как у нас в Москве, так и в мире говорил в свое время выдающийся физик и эколог Никита Моисеев.
На одном пути требуется строить образовательный процесс, который способствует усмирению экономической гонки и ограничению человеческих аппетитов, включению буквально во все элементы образования экологической составляющей, организации учебы и жизни в согласии с природой. Здесь явно придется на первое место ставить проблемы развития как личности ребенка, его интересы и способности, так и интересы учителей и родителей.
Другой путь предполагает ориентацию образования прежде всего на высокие технологии, с тем чтобы вывести науку и технику на новый уровень развития и на этой основе уже решать экологические проблемы. В этом случае при одностороннем подходе по традиции могут вновь на передний план выйти технократические подходы, структурные и технологические вопросы.
Кто здесь прав? От правильного выбора зависит жизнь на Земле. За каждой стратегией стоит своя часть человечества и соответственно городского сообщества. Младшее поколение, дети и юношество ближе к природе! Старшее поколение, большинство взрослых ориентированы на прогресс и экономический рост. Причем многие взрослые, стремясь к успеху, благополучию и комфорту, далеко не всегда заботятся о будущем. До сих пор, как известно, приоритет отдавался более радикальному направлению – технократическому в ущерб гуманитарному, природно-человеческому пути. Это наглядно подтверждает плачевное состояние планеты Земля, ухудшение экологии города и проблемы с переходом образования на качественные параметры.
Теперь однозначно ради будущего решающим должно быть слово за реальным союзом юного и старшего поколений!
Новый союз
Аналитики и специалисты предупреждают, что вечный конфликт отцов и детей в последние годы в обществе значительно обострился. Например, многие молодые люди, и дети в том числе, не уступают место старикам в транспорте, не признают их заслуг. Отмечается откровенная агрессия и стремление обидеть подростков со стороны части людей старшего поколения. Молодым труднее найти работу.
Углубление противоречий между поколениями вызывается также непрерывными изменениями в технологических сферах, в том числе и образовательных, которые дети нередко осваивают быстрее, чем взрослые. При этом старые знания, опыт и технологии нередко оказываются невостребованными.
Под флагом необходимости реализации учебной программы порой господствуют чувство превосходства, командные подходы, начальственное отношение к детям со стороны родителей и учителей. Не случайно медленно изживаются укоренившиеся техники выявления ошибок у детей, подавления творческой и двигательной активности инициативных и подвижных детей дома и на уроках. В ходе учебного процесса слабо учитываются детские интересы и их индивидуальные маршруты учения. Влияет и то, что юные создания более энергичны и хотят идти по пути развития, а многие взрослые малоподвижны и не очень любят изменяться.
Нарастают взаимные обвинения. Нередко родители и учителя говорят о том, что дети не хотят учиться и плохо себя ведут. А дети в ответ предъявляют свои претензии, и зачастую справедливые: учебные программы слабо связаны с развитием личности и с практикой, превышают детские возможности, используются старые методы обучения, на занятиях скучно.
Огромная роль в разрешении этих конфликтов принадлежит системе городского образования. Оно становится тем самым мостом, который способен обеспечить реальный союз поколений, детей и взрослых. Ведь воспитание культуры межпоколенческих отношений происходит во многом на основе сотрудничества участников образования в ходе этого процесса.
Строя новый союз, следует учитывать, что сегодня все независимо от возраста и социального положения – и учащиеся, и учителя, и родители – находятся в положении учеников. Все должны быть готовы к непрерывному образованию, постоянно учиться и совершенствоваться, осваивать основы уважительного общения и ученической культуры.
Вместе можно более успешно решать сложные задачи новой программы московского образования. Вместе быстрее развиваются дети и лучше учатся взрослые, формируются общеучебные и жизненные навыки.
Новые ценности
Общечеловеческие ценности вечны, и они не меняются. Они должны лежать в основе как всего образовательного процесса, так и каждого его элемента. Заповеди, испытанные временем, надо просто знать и соблюдать.
В то же время вместе с изменениями, происходящими непрерывно в общественном сознании, появляются новые ценности. Среди них на первом месте – ценности образованности и развития детей, детского здоровья и детских способностей, а также ценности сотрудничества и поддержки со стороны учителей и родителей. Эти ценности, как никакие другие, связаны с выживанием человеческого рода на Земле, конкурентоспособностью страны и города.
Система московского образования по инициативе Департамента образования, окружных управлений образования и при научном сопровождении городских НИИ и педвузов переходит на рельсы развития. Это означает, что приоритет должен отдаваться непрерывному укреплению здоровья, развитию интересов и способностей учащихся, их практическому применению в ходе повышения уровня образованности. Это главные ценности, характеризующие революционный характер перемен. Теперь требуется всю школьную жизнь сверять, соответствует она или нет этим новым ценностям.
Проблема здоровья детей волнует не только врачей и учителей, но и все родительское сообщество. Многие дети перегружены запредельными объемами знаний, их организмы не выдерживают высоких темпов учебного процесса, чрезмерно устают от сверхопеки, постоянных родительских и учительских назиданий, критики, криков, недоверия и неинтересных занятий. К многочисленным детским стрессам и страхам еще добавляется страх перед тестированием, которое начинает преобладать при подведении итогов в образовательном процессе. Из-за слабой поддержки со стороны взрослых и нехватки внутренней энергии подростки нередко бросают учиться, используют допинги, приобретают алкогольную, табачную и наркотическую зависимость. Родители и учителя много говорят, но мало что делают для решения этой проблемы.
Кроме создания школ здоровья и здоровьесберегающих технологий важно изменить отношение взрослых, родителей и учителей к детям, перестать их рассматривать как объект воспитания и образования, перейти на новые субъектно-субъектные отношения. Важно сформировать полноценные условия для повышения их личной ответственности за состояние собственного здоровья, соблюдение здорового образа жизни и развитие своих способностей.
Невооруженным глазом видна тесная зависимость материального состояния родителей-пенсионеров, в том числе и учителей, от состояния здоровья и уровня развития личных качеств детей. Только обладая крепким здоровьем и развитыми способностями, молодые люди в будущем могут стать надежной опорой семье и родителям в старости, помогать в развитии образовательных учреждений и городской жизни.
Поэтому так важны раннее воспитание и самовоспитание чувства личной ответственности у учащихся за развитие своих интересов и талантов. Необходимо понимание, что за рост их способностей отвечают не учителя и родители, а они сами. Это серьезный труд. Дети должны научиться владеть общеучебными и жизненными методами, вырабатывать у себя умения и привычки, имеющие значение для здоровья, эффективной учебы и успешной жизни.
Степень ответственности детей во многом зависит от степени доверия к ним, их участия в управлении учебными делами. Это необходимо учитывать при формировании как стратегии, так и тактики учебно-воспитательного процесса. Учиться доверять детям должны и родители, и учителя, и руководители образовательных учреждений.
Родители первыми согласно Закону «Об образовании» отвечают за образование детей, развитие их личности и воспитание чувства ответственности за собственное здоровье и способности, должны показывать пример в вопросах учения.
Новые ориентиры
Проблема обеспечения равенства возможностей детей в городском образовании сегодня все больше и больше наполняется новым смыслом.
В Москве на начальном этапе строительства новых общественных отношений в условиях рыночной экономики был создан большой выбор образовательных учреждений. Появились элитные образовательные учреждения – гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов и определенными уклонами, центры образования, многочисленные центры дополнительного образования. Этот шаг был необходим, и он сыграл свою роль в московском образовании.
В настоящее время обозначились современные ориентиры, которые отражают новые реалии. Речь идет о формировании новой системы развивающего образования в массовых и особенно в отстающих образовательных учреждениях, которые расположены в жилых микрорайонах. Такие детские учреждения со временем могут стать местными многопрофильными центрами развивающего образования и культурно-эстетического воспитания. Для детей разного возраста в шаговой доступности должны быть созданы полноценные условия для их разностороннего развития. И такое возможно осуществить в союзе с заинтересованными родителями и общественностью.
Образовательный комплекс по месту жительства может включать в себя разнообразные возможности основного и дополнительного образования: дошкольные группы (постоянные, временные, прогулочные, игровые, домашние, помощи и др.); разные формы основного и дополнительного образования; курсовое образование детей и родителей; школьно-семейные клубы и разновозрастные объединения; школьно-семейное проектирование и т.д.
Интеграция основного и дополнительного образования может происходить на разных основаниях, в том числе и за счет подготовки в подразделениях дополнительного образования актива мотивированных учащихся, способных к управлению, в соответствии с их интересами и талантами, по основным тематическим направлениям учебно-воспитательного процесса.
Новые принципы
Все больше родителей и учителей начинают понимать, что изменения в образовании, так же как и в других сферах жизни, теперь и всегда будут происходить непрерывно. В общем потоке изменений важное место занимают современные принципы. Прежде всего речь идет о твердом закреплении в московском образовании принципов, – целостности, партнерства и саморазвития, которые были определены прежде в программе «Столичное образование-4».
Передовая роль, приоритетность образования в социально-экономической жизни города придает принципам целостности и партнерства ведущее положение. При их использовании активнее внедряется межведомственный подход, о котором неоднократно говорили первый заместитель мэра в Правительстве Москвы Людмила Швецова и руководитель Департамента образования Ольга Ларионова. В этом случае все правительственные, общественные и коммерческие структуры подчиняют свои интересы целям развития московского образования как межведомственного социально-экономического направления и становятся социальными партнерами для образовательной системы.
Отраслевой подход в современных условиях становится анахронизмом. Ведь при постоянной борьбе методистов, методобъединений, кафедр и учителей за приоритет своих учебных дисциплин и количество часов не видно общей картины образовательного процесса, нарушаются его целостность и саморазвитие.
В городской системе образования наблюдается активизация процесса саморазвития на основе интеграции. Старые правила строгого деления на классы с учениками одного возраста, на теорию и практику, на множество учебных монопредметов, основное и дополнительное образование, воспитание и обучение, однопрофильные школы все чаще нарушаются и все больше подвергаются критике за свою неэффективность.
Важным шагом на пути внедрения новых принципов организации московского образования становится формулирование центральной образовательной идеи для всего детско-взрослого городского сообщества.
Новая идея
Для нашей страны, которая претендует на роль сверхдержавы и стремится соответствовать требованиям конкурентной рыночной экономики, чтобы утвердиться в этом положении, необходимо иметь как можно больше умных и активных детей, создать условия, чтобы они хотели непрерывно учиться.
Образование может оставаться конкурентоспособным, считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, только лишь благодаря постоянным изменениям, и тут главное – научить человека учиться. Одна из ключевых задач школы научить детей совершенствоваться в течение всей жизни, адекватно воспринимать информацию и мыслить самостоятельно.
В прошлом веке – веке промышленности, да и сейчас, нередко акцент делается на книжных знаниях и на их объяснении. В выигрыше – учащиеся, обладающие хорошей слуховой и зрительной памятью, логическим мышлением. Другим способностям внимания уделяется мало. А это означает, что те учащиеся, у кого, например, лучше развиты творческие качества, образная, эмоциональная, ассоциативная, двигательная память и «нестандартные» типы мышления, оказываются недостаточно успешными. Среди них также «непоседы» и «практики».
В настоящее время для освоения более сложных и объемных знаний требуется использование одновременно многих детских способностей, разнообразных типов мышления, памяти и возможностей.
Сегодня получает широкое распространение в московском образовании согласованная с основными ценностями центральная идея – идея развития интересов, способностей и талантов учащихся, их умений и навыков в ходе добывания знаний, происходит постепенный отказ от старой идеологии, нацеливающей на приобретение знаний, знание фактов.
Новая центральная идея образования ориентирует учащихся на совершенствование своих качеств с тем, чтобы на этой основе добиваться лучших результатов во всех видах учебной деятельности. Они должны уметь самостоятельно добывать необходимую для жизнедеятельности информацию и эффективно использовать ее. Требуется учиться задавать себе вопросы, самим делать анализ и самим искать ответы, обладать индуктивным мышлением. Учащимся предлагают самим мыслить, активно участвовать в процессе приобретения знаний и отвечать за эту работу. Этому учат мыследеятельностные технологии, разрабатываемые коллективом, возглавляемым Юрием Громыко. То есть необходимо перейти от пассивной роли, при которой требовалось только запоминать данные, написанные в учебниках, к роли активного ученика.
Становится важным для школы и для семьи не сколько выучили, а как продвинулись их подопечные в развитии познавательных способностей в ходе выполнения учебных заданий. В результате учащиеся повышают свою готовность к выполнению все более и более сложных заданий. При таком подходе дети чаще всего учатся самостоятельно, и родителям не нужно тратить по многу часов в неделю на помощь в выполнении домашних заданий.
Очевидно, что в системе московского образования, как это отмечалось на общегородском августовском педсовете, предстоит радикальный пересмотр процесса и технологии приобретения знаний, осуществить переход к новому качеству.
Новое качество
Из повседневных изменений, практики жизни и многочисленных экспериментов вырастает новый стратегический курс мэра Москвы и Департамента образования, действующих вместе с родительской общественностью, на рост качества образовательной деятельности, основанный на строгом соблюдении принципов целостности, партнерства и саморазвития.
Такой курс предполагает более динамичное развитие всех элементов процесса достижения качества. Речь идет прежде всего о качественных долгосрочных и краткосрочных целях, задачах, средствах, мероприятиях и показателях развития личности учащегося, педагогических и ученических коллективов, о соответствующих им оптимальных условиях по принципу «ничего лишнего», которые обеспечивают такое развитие.
Новая стратегия целостного образования ориентирует на долговременные прогнозы, перспективные индивидуальные и коллективные цели, непрерывный рост готовности к решению все более и более сложных задач как важнейшего качественного показателя личных достижений учащегося и коллектива, их продвижения по пути развития.
В этом плане необходимо как можно быстрее преодолеть практику решения только краткосрочных задач, определяемых на урок или до следующего урока, что не способствует развитию перспективного мышления у детей.
Важно быстрее переходить на качественные показатели результатов образования, которые имеют чаще всего субъективную основу и очень трудно оценить по количественным параметрам. К ним относятся: ощущение улучшения жизни в школе, степень заинтересованности детей и взрослых, удовлетворенность результатами учебного труда, стремление продвинуться в своем развитии, уровень освоения общеучебных и жизненных навыков… Тут требуются соответствующие качественные измерители, включающие самооценку, взаимооценку, экспертную и общественную оценку, а количественные показатели в этом случае имеют регулирующий характер.
Преобладание оценивания промежуточных и конечных учебных результатов на основе многочисленных тестов облегчает работу учителей, но при этом парализует процесс саморазвития личности, педагогического и ученического коллективов, порождает бездушное отношение к детям и детей к учителям и родителям, нивелирует результаты воспитательных усилий. Этот технократический подход в конечном итоге не способствует росту качества образовательного процесса и отрицательным образом сказывается на здоровье детей.
Особое значение для повышения качества образования имеет значительное сокращение содержания учебных предметов в интересах углубления знаний, связи их с практикой и многократного повторения, устранение спешки при изучении учебных материалов и в результате избавление детей от многих стрессов, страхов и болезней.
Качество образовательного процесса заметно повышают целевые, информационные, исследовательские, проектные, интегрированные, интенсивные, групповые, игровые и иные технологии. Эти технологии и обеспечивают необходимые условия, которые стимулируют учебную деятельность.
Непрерывный рост уровня и качества образования связан с ростом активности его субъектов, формированием новой проектно-деловой ученической культуры.
Новая культура
Для того чтобы стать профессионалом в какой-то области, требуется не один десяток лет. Не случайно в законе РФ «Об образовании» выдвинута задача формирования профессиональной, а значит, и общей деловой культуры, в школах осваиваются новые проектные и практико-ориентированные технологии.
Существует серьезное противоречие, когда при приеме на работу у выпускников школ, колледжей и вузов требуется наличие умений и опыта, а чтобы их приобрести, необходимо где-то поработать. Единственным местом, где можно заработать опыт, развить свои деловые и организаторские качества, остается образовательное учреждение. Из жизни исчезли многочисленные в прошлом дворовые компании, большие семьи и семейные фирмы. Детям негде приобретать деловой характер, созидательное и организационное мастерство.
Еще 100 лет назад такой проблемы не было, родители и дети были вместе. Родители работали мастерами, лавочниками, а дети у них были помощниками, подмастерьями и приказчиками. Таким образом, развивались деловые и организаторские качества.
Чтобы сегодня успешно конкурировать в мире рыночных отношений, необходимо подготовить большое количество эффективных менеджеров и специалистов новой формации, мирового, федерального, городского и муниципального уровня, готовых к постоянным переменам.
Сильные организаторы нужны как в государстве, так и в ученическом классе. Никакие фирмы не могут обойтись без менеджеров, воинские подразделения – без сержантов, а коллектив класса не может успешно учиться и развиваться без учащихся-организаторов, ассистентов учителей, выполняющих посреднические функции между учащимися и учителями, консультантов-переводчиков с взрослого языка на детский язык. Без них трудно поднять производительность рабочего и учебного труда, качество продукции и учебной деятельности. В особой цене такие качества, как умение планировать, решать общие проблемы, готовность к коллективным действиям.
В истории образования и в настоящее время есть немало примеров привлечения лучших учащихся, действующих в качестве инструкторов для помощи неуспевающим и взаимообучения. Во многих классах учителя имеют помощников, которые периодически участвуют в организации процесса обучения. Они оказались важным связующим звеном в учебном процессе, так как помогают учителю дойти до каждого учащегося, помогают товарищам в учебе, делают то, на что у учителя иногда не хватает времени. У этого явления появились новые черты – систематичность и организованность. Стал зарождаться институт ассистентов учителей, которые сами лучше учатся, когда помогают другим учиться.
Самый богатый организационный опыт дает активная учебно-проектная и общественная деятельность в классе и школе начиная с раннего возраста. Такого опыта не получишь будучи продавцом палатки, курьером или почтальоном на почте. В начальной школе, как показывают опросы, большинство детей хотят быть организаторами. Потом это их желание нередко без поддержки и без участия в управлении деятельностью различных детских объединений, естественно затухает. Так появляется слишком много бездумных исполнителей, иждивенцев и потребителей. О чем говорится в народной пословице: «Один с сошкой, а семеро с ложкой».
В экономической и социальной сферах резко возрос спрос на деловых людей, обладающих универсальными умениями и опытом, способных учиться и сотрудничать, проектировать и работать на результат, эффективно справляться с непрерывно растущими проблемами, психическими нагрузками и объемами информации. Предъявляются сверхжесткие требования к технологической дисциплине и профессиональным качествам работников. Становится ясно, что и учащемуся надо обладать деловой культурой, которая сочетается во многом с ученической культурой и фактически является ее частью. Должны создаваться благоприятные учебные условия не только для детей-теоретиков, но и для подвижных детей, детей-практиков и детей-организаторов.
Стержнем деловой ученической культуры детей должна быть способность к активной и непрерывной учебе. Требуется учиться жить в режиме партнерства и объединения сил, постоянного совершенствования методов учебы, общеучебных умений, навыков и привычек. Формирование деловой ученической культуры тесно связано с развитием сочинительства, письменной и устной речи, техники чтения, психического и физического здоровья, лидерских качеств, компьютерной грамотности, освоением методов общения, учебной, общественной и проектной деятельности.
Делового человека отличают чувство ответственности за себя и за дело, оптимизм, интерес к непрерывной учебе, приятный внешний вид, ясная и точная речь, грамотное письмо, быстрое чтение, соблюдение меры, уважительность к собеседнику, работа в полную силу, обязательность, аккуратность, умения вести переговоры и презентации, стремление к партнерству, достижению результатов и постоянному самосовершенствованию.
Таким образом, проектно-деловая ученическая культура представляет собой совокупность личных достижений учащихся в учебно-проектной, общественной и профориентационной деятельности, обладающих жизненными (когнитивными, творческими, социальными) и общеучебными навыками, ориентированных на повышение своего мастерства в ходе освоения образовательных программ. Обладание такой культурой учащимися в полной мере возможно только при условии, что ею также обладают в определенной степени учителя и родители.
Представления о мировых процессах и потребности в кадрах для страны и города позволяют более точно и ясно сформулировать новую стратегическую цель развития московского образования.
Новая цель
Московское образование в целом, так же как и каждое его структурное звено, развивается в соответствии с определенной целью. Такая конкретная цель существует независимо от того, формулируется она или нет. Вопрос заключается только в том, насколько правильно отражает ее формулировка действительный вектор перспективного развития. И насколько она целостнополновесна? Захватывает ли стратегическая цель развития московского образования все городское пространство с его экономикой, политикой, хозяйством, социальной жизнью или носит характер узкоотраслевой? Включает ли она все ее составляющие, то есть распространяется ли она на всех участников образовательного процесса и социальных партнеров или только на органы управления образованием и педагогический состав?
Стратегическая цель служит основой для построения эффективного государственно-общественного управления и сотрудничества, организующим началом для разработки городской целевой программы и упорядочивает работу по всем направлениям. Система образования в целом, так же как и каждое образовательное учреждение, без верной формулировки стратегической цели не имеет стержня развития. В плане совершенствования идет туда, сама не зная куда.
В программе развития стратегическая цель занимает первейшее положение. В ней в концентрированном виде выражается желаемый стратегический результат, то, что планируется конкретно достигнуть за предстоящие несколько лет.
В стратегической цели каждый учащийся, учитель и родитель могут видеть всю перспективу развития – свою личную цель развития, цель развития коллектива класса и школы, городского образовательного сообщества, цель по совершенствованию образовательной деятельности. Поэтому в стратегическую цель изначально закладываются такие три цели как три составные части единого процесса.
Правильно сформулированная стратегическая цель в программе развития московского образования должна быть привлекательной, конкретной, реальной, иметь дальнейшую и ближайшую перспективу, касаться как учащихся, учителей, родителей, так и всех субъектов городской жизни. Сегодня все москвичи, дети и родители должны быть в той или иной степени готовы непрерывно учиться. Такая цель вдохновляет людей, рождает большую энергию и чувство причастности, зовет вперед, играет воспитывающую роль, увеличивает возможности, удесятеряет силы. У многих появляется желание добиваться ее осуществления.
Стратегическая цель действует словно закон, который ориентирует на конкретную работу, обязывает всех членов коллектива нести ответственность за запланированные общие конечные результаты.
Каждое слово в цели такого уровня имеет значение. Очень важно, чтобы в содержании цели московского образования и, соответственно, всех его звеньев впереди значилось нечто возвышенное, ориентиры на рост индивидуальной и коллективной культуры, а не на вопросы структурные и материально-технологические, которые являются только технократическими средствами достижения цели.
Например, как вариант подобная стратегическая цель в широком смысле может иметь общую формулировку для всего московского образования: «Развитие проектно-деловой ученической культуры у учащихся и студентов, готовности коллективов образовательных учреждений к решению более сложных задач московского образования в условиях быстрых изменений в обществе и природе, распространения инновационных технологий», а в узком плане конкретизироваться для каждой структуры отдельно как на отдаленную, так и на ближайшую перспективу.
В настоящее время на передний план выходят вопросы освоения проектно-деловой ученической культуры учащимися, учителями и родителями, всеми москвичами, и это логично. В городе, как отмечает в одной из своих статей в «УГ-Москва» руководитель Департамента образования Ольга Ларионова, нужно вести целенаправленную работу по воспитанию рабочих кадров.
Без высокой организованности, ответственности, обязательности, аккуратности, взаимоуважения, взаимоподдержки, партнерства нельзя повысить уровень и качество обучения и учения, ученическое мастерство, учебную дисциплину. Все это связано между собой.
Такая образовательная политика – выражение социального заказа многих родителей, которые желают видеть своих детей хорошо подготовленными и успешными в жизни, способными обеспечить процветание своей семьи и страны в будущем. Вместе с тем из-за необходимости непрерывно учиться самим растет интерес родителей к совместной деятельности с детьми в области учебной и общественной работы, проектирования и профориентации.
Для родительского, педагогического и ученического сообщества, каждого участника процесса важно видеть, куда идет развитие московского образования, а также образовательного учреждения, класса, студии и кружка, сверять с ними свой собственный индивидуальный путь развития.
Когда все подчинено единой генеральной цели, когда каждое занятие и мероприятие проводятся с учетом ее основных задач и показателей, тогда появляется синергетический эффект. Результаты могут удваиваться, достижения рождают новые достижения. При этом коллектив перестраивается на курс непрерывных качественных и количественных изменений в образовательном процессе.
Новое планирование
В стране и столице активизируется процесс перехода на долговременное – трехлетнее и десятилетнее планирование, осваивается целевой подход.
Обращение в образовательных учреждениях и классах, так же как и в государстве, к практике целевого планирования – примета времени. В условиях, когда непрерывно растут объемы знаний, увеличивается количество занятий, мероприятий и проверок, а также присутствуют спешка и демонстрационность, становится ясно, что старыми средствами решать новые задачи образования невозможно.
Целевой подход – это средство, обеспечивающее на практике реализацию системного подхода к организации государственно-общественного управления, реальное соуправление учебно-воспитательным процессом и проектом развития образовательного учреждения. Он предполагает построение иерархии реальных целей и задач, ориентацию учащихся, учителей и родителей на развитие и конечный результат, способствует реализации принципов целостности, партнерства и саморазвития.
При этом устанавливается приоритетное положение одной-единственной цели по отношению ко всем задачам, методам и мероприятиям, обеспечивающим ее достижение. Хорошо известно, что отсутствие иерархии целей, одновременная работа сразу по реализации двух и более целей приводят к распылению сил и средств и, как правило, дают очень низкие результаты.
С помощью целевого подхода в образовании ограничивается действие реактивного управления, то есть управления по текущим моментам, негативным событиям, занятиям, мероприятиям, праздничным и иным датам. На передний план выходят вопросы долговременного развития личности и коллектива, непрерывного движения вперед и получения новых, более высоких результатов, а не только сиюминутные интересы; поддержка достоинств и наращивание достижений учащихся, а не устранение ошибок и недостатков. В процесс работы по целям включаются дополнительные резервы – стремление к эффективной организации и улучшению дел, укреплению дисциплины и порядка, сила ученических коллективов, способности, творчество и инициатива участников. То, что при традиционных способах работы используется явно недостаточно.
В развивающемся коллективе образовательного учреждения и каждого класса всегда есть ведущая цель, которая ставится на учебный период. Эта цель рождает большую энергию, ускоряет развитие и гармонизирует всю систему отношений, тянет за собой все остальное. На ее
Комментарии