Продолжается подготовка единой концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях. На протяжении нескольких месяцев представители научных, педагогических организаций, широкая общественность обсуждают концепцию преподавания русского языка и литературы, разработку которой инициировала Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Единую концепцию планируют внедрить уже в следующем учебном году.
В состав рабочей группы по подготовке единой концепции преподавания русского языка и литературы входят подгруппы по трем основным направлениям: обучение русскому языку (руководитель – директор Института русского языка им. В.В.Виноградова Александр Молдован), преподавание литературы (руководитель – директор Литературного музея Дмитрий Бак) и преподавание русского языка в условиях ограниченной и иноязычной языковой среды (руководитель – ректор Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина Маргарита Русецкая). «Наши рабочие группы не намерены создавать какие-либо шпаргалки для учителей, которые бы ограничивали конституционную свободу педагогической деятельности. Наша задача состоит в том, чтобы вместе попытаться сформулировать базовые основы для будущих решений по всему комплексу задач, которые касаются развития русской словесности», – отметил на первом заседании рабочей группы Сергей Нарышкин, председатель Государственной Думы России. Необходимость формирования концепции давно назрела, ведь язык и литература – важнейшие составляющие формирования личности человека, его жизни в обществе, профессиональной деятельности, культурной коммуникации. И язык, и литература сопровождают человека на протяжении всей его жизни, образно говоря, человек начинает постигать язык гораздо раньше, чем начинается собственно образование. Язык, в котором человек осваивается по мере развития и роста, можно было бы по аналогии с био- или ноосферой назвать еще одной, важнейшей средой обитания – лингвосферой. Школьное преподавание русского языка и литературы направлено именно на то, чтобы человек уверенно чувствовал себя в лингвосфере, научился максимально использовать ее возможности. При этом оно ключевое звено общей системы филологического образования, включающей все уровни – от дошкольного образования до подготовки профессиональных кадров филологов-исследователей и педагогов-словесников. В рамках деятельности по разработке единой концепции преподавания русского языка и литературы обозначены не только проблемы, но и ключевые «точки согласия», указаны основные направления дальнейшего развития, определены условия, при которых станет возможным достижение ключевого результата – создания современных линеек школьных учебников по языку и литературе. При этом создаваемый документ должен соответствовать законодательству Российской Федерации и соотноситься с утвержденными в установленном порядке нормативными актами и учебно-методической документацией: Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), примерными программами (ПООП), кодификаторами содержания для разработки контрольно-измерительных материалов. В частности, необходимо исходить из того, что в нашей стране филологическое образование в целом фактически строят как ключевой элемент государственной языковой, образовательной и культурной политики. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» закрепляет статус русского языка как государственного, устанавливает сферы, порядок и цели его использования. Этим же законом подчеркивают интегративные функции русского языка, обеспечивающего повсеместное свободное общение народов России внутри государства. Одновременно российское законодательство гарантирует соблюдение языковых прав народов России, предоставление гражданам возможности свободного выбора языка для общения, получения образования, реализации творческих потребностей. Таким образом, существование в России большого количества языков, имеющих различный статус, в совокупности с необходимостью обеспечения равных условий получения образования выводит задачу сбалансированного сопряжения языков обучения и изучения на первый план. Именно эту задачу в рамках подготовки единой концепции преподавания русского языка и литературы ставит перед собой подгруппа, возглавляемая ректором Института Пушкина Маргаритой Русецкой. Преподавание русского языка в условиях ограниченной и иноязычной среды – особенно актуальная сегодня проблема, которая требует незамедлительного решения. Поэтому в рабочую группу по разработке документа включены представители всех национальных республик и автономных округов России, в которых обучение в школах ведут как на русском, так и на родном языках. Создание равных условий получения образования для всех граждан Российской Федерации требует учета того, что в многоязычных регионах выбор языка межличностной коммуникации и языка обучения происходит уже в дошкольном возрасте. Во многом на этот выбор оказывают влияние семейные предпочтения и языковое окружение. Поэтому проблемы филологического образования необходимо рассматривать с этапа начального языкового развития ребенка – с периода дошкольного детства. На решение этой задачи направлен и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяющий среди предметных областей познавательно-речевую и коммуникативную. Сегодня необходимы введение в программы дошкольного образования, реализуемые на национальных языках, русскоязычного модуля, ориентированного на развитие познавательно-речевых и коммуникативных компетенций в двуязычной среде, разработка адекватного методического сопровождения и подготовка педагогов к работе по этим программам. Ведь хорошо известно, что именно учебная деятельность обеспечивает высокую динамику в овладении новой лексикой и новым грамматическим материалом. Именно во время образовательного процесса язык получает мощнейший импульс развития, происходит активное наращение нового словаря, связанного с учебно-предметной деятельностью, происходит активное «взросление» речи ребенка, он стремится говорить так, как говорит учитель, как написано в учебнике, усложняется синтаксическая структура речи, формируется способность построения развернутых монологических высказываний, что требует неких новых механизмов планирования, прогнозирования и коррекции речи. В условиях ограниченной русскоязычной среды обучение на русском становится единственным условием освоения русского языка как государственного языка РФ. Реализацию таких программ должна завершать диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как на родном, так и на русском языках, оценка личных достижений в освоении русского языка. В системе диагностики готовности ребенка к школьному обучению результаты тестирования должны служить ключевыми показателями адаптации к школе и инструментами прогнозирования успешности дальнейшего обучения на русском языке. Включение русскоязычного модуля позволит сформировать у детей элементарные коммуникативные компетенции и подготовить их к дальнейшему обучению с преподаванием большинства предметов на русском языке. В настоящее время в России есть общеобразовательные организации, реализующие программы с региональными, национальными и этнокультурными особенностями, с преподаванием на национальных языках. Здесь обучение организовано в рамках четырех традиционных моделей: 1) национальная школа с родным языком обучения с 1-го по 11-й класс (Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия); 2) национальная школа с обучением на родном языке по 9-й класс, с дальнейшим обучением на русском языке; 3) национальная школа с обучением на родном языке по 5-й класс, с дальнейшим обучением на русском языке (Тыва, Северная Осетия – Алания, Адыгея, Хакасия, Удмуртия, Чувашия, Марий Эл, Калмыкия); 4) национальная школа с обучением на русском языке, с углубленным изучением родного языка (республики Дагестан, Чечня, Коми, школы Севера и Дальнего Востока). Для полноценной реализации ФГОС в школах с национальным, региональным, этнокультурным компонентом и создания равных условий для продолжения образования на всей территории Российской Федерации наиболее оптимальна модель, предполагающая освоение образовательной программы на русском языке с изучением, в том числе углубленным, родного языка и литературы на родном языке. Решение этой задачи предусматривает создание методик сбалансированного билингвального обучения в школах с преподаванием основных предметов на русском языке, а также системы диагностики школьников по русскому языку как неродному. В этой связи задача государственной важности – создание системы непрерывного повышения квалификации преподавателей, осуществляющих педагогическую деятельность в условиях ограниченности русскоязычной среды. В образовательных условиях, когда русский язык становится языком обучения не в полной мере, школьники лишаются возможности овладеть государственным языком на том уровне, который обеспечивает успешное прохождение итоговых государственных экзаменов (ЕГЭ) и равные стартовые возможности для продолжения образования на территории страны. Поскольку обучение в российских вузах ведут только на русском языке, недостаточно хорошее владение русским языком становится серьезным препятствием к освоению образовательной программы.Именно эти предложения Института Пушкина направлены на обсуждение всех членов рабочей группы и широкой общественности. В результате преподавание русского языка и литературы в современных условиях должно стать адекватным времени и постоянно совершенствоваться. По мнению разработчиков концепции, упор нужно делать на качество, а не на объем преподавания. И, конечно, речь не идет о том, чтобы сводить словесность в школе к одному стандарту, – у учителей будет возможность в рамках единого подхода проявлять свою индивидуальность и творческую инициативу. Андрей ЩЕРБАКОВ, начальник Управления научной деятельности Института русского языка им. А.С.Пушкина, кандидат филологических наук
Комментарии