Нынешние учебники у людей вызывают много нареканий. При этом каждый знает, чем они плохи. А вот каким должен быть идеальный учебник – не знает никто. И это правильно, ибо очень многое зависит от задач, которые мы перед собой ставим. Если вы готовитесь стать инженером, вам нужен один учебник. Если для вас главное – сдать ЕГЭ на 100 баллов, нужна уже совсем другая книга. А если важно вывести страну в Топ-10 по PISA – это вообще отдельный разговор.
Напомню, что большинство действующих учебников – это наследие Яна Амоса Коменского, который пропагандировал всеобуч, то есть стремился всех научить всему. Он жил в эпоху Реформации, и для него было очень важно, чтобы дети могли читать единые религиозные тексты. Но Коменский выравнивал детей по нижнему уровню, из-за чего мы в итоге получили проблемы массового заучивания, потери интереса к учебе у одаренных детей и так далее. Что в конечном счете мешает общему развитию детей.
Очень хорошие (для своего времени) учебники были у Ушинского, Магницкого, Киселева и целого ряда других знаменитых педагогов. Но потом наши изобретатели-методисты решили для чего-то усовершенствовать их творения с учетом нового времени. В итоге получилось нечто крайне громоздкое и неудобоваримое, перегруженное содержанием. Потому что современной школе нужны качественно новые решения.
В этом плане для меня образцом учебника является тот, который развивает не столько память, сколько воображение, развивает интерес, ориентирует на решение проблем, которые хочется решать. Ребенка надо заинтересовать, зацепить, удивить, потом предложить ему задуматься – а почему так – и вместе с ним искать правильный ответ.
В новом учебнике должна быть предусмотрена связь с цифровым пространством. Не всем нравятся химия, математика или история в углубленном или, наоборот, стандартном варианте, поэтому учителя должны иметь право выстраивать собственную, облегченную (или усложненную) линию изучения материала. В бумажном варианте сделать это нереально. Зато очень легко в электронном. Современные дети способны усвоить гораздо больше информации сверх того, что есть в книге, но только если все это дается им дополнительно, через видео, анимацию, звук, наглядность. ИКТ позволяют реализовать индивидуальный подход, о котором все сегодня так много говорят, гораздо лучше, потому что каждый может сам организовать процесс достижения посильной ему цели.
Напомню, что даже в советские времена, когда мы работали по самым лучшим (как многие считают) учебникам, все равно почти каждый педагог считал своим долгом переработать материал под себя, что-то пристегнуть к нему из дополнительной литературы, книг, периодики. Но о чем это говорит? О том, что если человек вынужден выдумывать к каждому уроку кучу всего, готовить массу разных заданий, делать самому или искать где-то схемы, таблицы, графики, значит, об идеальном учебнике говорить не приходится. А вот если предположить, что все это, плюс в миллион раз больше, есть в облачных хранилищах, на профильных сайтах и порталах и существующий учебник (он, кстати, вполне может оставаться и бумажным) ориентирован на работу с этим массивом, значит, мы на пути к идеалу. Более того, у учителя появляется время на то, чтобы обсуждать с детьми «точки удивления».
Но, повторяю, я за то, чтобы обучение начиналось с удивления. А книга и интернет-ресурсы уже должны помогать в понимании, что, как и почему.
NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии