Выбор профессии – весьма сложный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья. Причем вопрос «кем быть?» держит в напряжении не только самих молодых людей, но и их родных и близких.
Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.
В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья. Не менее важной для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка становится диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков.
Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками с ОВЗ достаточно многообразны:
– профессионально-ориентационные беседы;
– занятия в кружках, мастерских;
– экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
– встречи со специалистами;
– участие в днях открытых дверей;
– участие в конкурсах, выставках, ярмарках вакансий;
– использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов.
Курс дополнительного образования «На пути к «Абилимпиксу» в школе №1467 создан с учетом особенностей здоровья, возможностей и реальной ситуации на рынке труда для детей с ОВЗ. Его цель – ознакомить ребят с разными профессиями, помочь каждому ученику профессионально сориентироваться, адаптироваться и социализироваться в обществе, стать успешным в выбранном направлении. Формат проведения занятий может варьироваться от очного до смешанного очно-дистанционного с применением образовательных технологий в процессе реализации обучения и воспитания.
Курс состоит из теоретической и практической частей, причем теоретическую часть удобно, безопасно и эффективно проводить в дистанционном формате с применением городских образовательных ресурсов.
Практико-ориентированная часть курса состоит из ознакомительной (выезд в колледжи СПО различной направленности) и практической (отработка некоторых профессиональных навыков). Большое внимание уделяется профессиям строительной направленности (малярное дело, декоративная отделка, сухое строительство) в связи с их доступностью для большинства обучающихся.
Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой деятельности. Работа в объединении построена таким образом, что предоставляет возможность ребятам тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Программа курса «На пути к «Абилимпиксу» адаптирована для детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья, она обеспечивает достижение учениками 7-11‑х классов комплекса личностных, метапредметных, предметных и профессиональных результатов.
В процессе коллективной подготовки у ребят развивается чувство товарищества, и это в дальнейшем перерастает в практику наставничества, когда победившие ребята делятся секретами профессии со своими друзьями, обучают их и поддерживают как во время тренировок, так и во время соревнований.
Весомым плюсом, или бонусом, к победе в чемпионатах «Абилимпикс» прилагается бессрочное предложение от компаний-спонсоров по совместному сотрудничеству после окончания школы, СПО или вузов. Ребята увереннее чувствуют себя, имея в запасе гарантированное предложение работы.
Сразу же после окончания чемпионатов призерам и победителям предлагается трудоустройство, совместимое с учебой, – стать наставниками программы «Кружок от чемпиона», где также предусмотрены материальные вознаграждения.
И конечно же, самое ценное в чемпионате «Абилимпикс» – возможность почувствовать свои силы, укрепить уверенность в себе и сломать существующие в обществе стереотипы об ограниченных возможностях здоровья, они безграничны!
Проведение чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс» включено в национальный проект «Образование», в федеральный проект «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профессионального образования)».
Для эффективной профориентационной работы с подростками с ОВЗ следует выделять:
– индивидуальный характер (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств, интересов обучающегося);
– направленность профориентационных воздействий, прежде всего на всестороннее развитие личности (создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана);
– индивидуальную психолого-педагогическую работу: мотивирующую, стимулирующую и вовлекающую подростков в изучение многообразия профессий и определение своего жизненного пути.
Вера ЛЕВЫКИНА, педагог школы №1467
Комментарии