search
main
0

На природу в любую погоду. О лесовичках и дачниках

Знаете, почему архангельская танцующая кукла так называется? Когда соломенную фигурку нарядишь в фартук и завяжешь ей платок да начнешь постукивать ладонью по столу, кукла… запляшет. Если таких рукодельных красавиц сделать несколько, то они под ритм вашей ладони образуют целый хоровод. А узнала я эту премудрость на семинаре экологических школ Ленинградской области, что проходил на базе детского оздоровительного лагеря «Чайка».

Конечно, изготовление танцующей куклы и посадка комнатных цветов – лишь малая часть того процесса, ради которого на берегу Финского залива собрались руководители образовательных учреждений и учителя. Процесса воспитания экологии души. Именно такая цель закладывалась в основание программы, которая реализуется во многих школах и детских садах области. Ее можно обозначить как «природная школа». Она включает в себя создание экологических маршрутов, исследовательскую деятельность, походы, экспедиции, акции по уборке мусора и озеленение территорий.

Семинар, организованный Ленинградским областным институтом развития образования и Управлением образования МО «Ломоносовский район», был своеобразным подведением итогов летней работы. Каждое из учреждений представляло свои программы, делилось успехами и обязательно предлагало небольшое практическое занятие. Гостилицкая средняя школа, например, с помощью участников семинара составила экологическую карту области, на которой каждый район отметил особенности, характерные для своей территории. Лебяжинская средняя школа, работая по шведской методике, воплотила на деле лозунг «На природу в любую погоду». Веселые уроки на природе – это одно из направлений целой программы, которой в Швеции уже несколько десятков лет. Как рассказала Мэрилин Барден, международный координатор организации «Прозрачные воды Невы», в Швеции не одно поколение выросло из «природной школы». Всем малышам знакома «Школа Мулле», где занятия проходят на свежем воздухе и где воспитатель, как лесовичок Мулле, импровизирует с природным материалом. Целью занятия при этом является не получение академических знаний, а чувство комфорта, единения с окружающим миром. Достигнув высоких постов, бывший ученик «Школы Мулле» никогда не примет закон, идущий вразрез с защитой природы.

Однако семинар – это не только возможность обменяться опытом, но и разговор о волнующих проблемах. А их в вопросах экологического воспитания немало. Прежде всего – пассивность учителей. Даже если в районе есть директор школы, понимающий важность подобной природозащитной деятельности, и есть руководитель органа управления образованием, который его поддерживает, то без учителя, готового работать в этом направлении с детьми, цепочка рвется.

Вторая «головная боль», по мнению участников семинара, – дачники. Идет планомерный захват привлекательных мест у Финского залива, у озер и рек. Местное население медленно оттесняется. Каковы последствия такой «дачной политики», учителям-экологам объяснять не надо: в скором будущем детям негде будет отдыхать, поскольку самозахваченные территории станут частной собственностью.

Шведская «Школа Мулле», сюжет которой по популярности стоит на втором месте после сказок Астрид Линдгрен, тоже приживается не везде. Для того чтобы существовать свободно в природном пространстве, нужно полностью менять сам стиль учебного процесса. Над российским учителем довлеет стандарт, который необходимо выполнить. К тому же гораздо проще работать, когда твоя деятельность распланирована на месяц вперед и, если и допускает импровизацию, то в строго заданных рамках.

И все-таки, несмотря на сложности, экологическое направление приоритетно в области. А в Ломоносовском районе вообще взято за основу при воспитании личности. Одни только названия детско-взрослых сообществ чего стоят: клуб «Экос», школа «Лесовичок», клуб «Домовенок». Эффект от этого почувствуется, безусловно, не сразу, но то, что он будет, уверены абсолютно все. Когда-нибудь сегодняшние юные экологи примут и в России закон об охране природы, который, как в Швеции, не нужно будет менять тысячу лет.

Ломоносовский район, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте