Одной из исторических особенностей формирования управленческого класса России, как и ряда многих стран, является широкое использование школьного военно-гражданского образования для дальнейшей подготовки кадров государственного аппарата. При этом подобный подход не ведет к милитаризации самого управления, а создает устойчивые социальные связи в широком спектре социальных сообществ и институтов.
Этот феномен, описанный историками и социологами, позволил сделать научно обоснованный вывод о двуедином характере подготовки элит в ряде государств, проходивших период модернизации на пути формирования гражданского общества. Как российский, так и мировой опыт является особенно полезным с точки зрения его практического применения в современных условиях Российской Федерации.
Следует напомнить, что появление первых кадетских учебных заведений, относящееся ко времени Петра I, было призвано создать определенную профессиональную социальную среду в интересах прежде всего армии и флота. Однако в действительности в силу особенностей сложившейся в них системы военно-гражданского образования они выполняли более широкие функции, став одними из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России, да и в истории российского просвещения в целом. Надо отметить, что вначале опыта обучения одновременно гражданским и военным дисциплинам не существовало. Все приходилось делать впервые. Вот почему система обучения кадет, создаваемая в первые годы существования кадетского корпуса, в дальнейшем вышла далеко за рамки этого учебного заведения и стала служить образовательным эталоном для программ вновь создаваемых кадетских корпусов и других учебных заведений. Большую роль сыграл в этом процессе европейский опыт, когда в программу обучения российского кадетского корпуса наряду со специальными военными предметами были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук. Широкий образовательный диапазон изучаемых наук давал большие возможности выпускникам кадетских корпусов для самореализации в обществе. Поэтому сама система обучения и воспитания создавалась с учетом этих особенностей, а перечень преподаваемых там предметов был обширен. В корпусе изучались российская словесность (язык и литература), история (в том числе история Древней Греции и Рима, причем и на латинском языке), геральдика и генеалогия. Кадеты обучались верховой езде, фехтованию, танцам, юриспруденции, новым и древним языкам. Каждому учебному предмету был определен такой объем, чтобы все предметы сообразно их важности составили целостную программу курса. Несмотря на дифференцированный подход, программа была рассчитана на среднего кадета и подлежала обязательному усвоению. Кроме подробных программ были составлены конспекты, учебники для изучения этих программ были заказаны профессорам и выдающимся учителям. Более 50 учебников было составлено известнейшими педагогами того времени.
Несмотря на то что кадетские учебные заведения являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров, они также были ориентированы и на подготовку гражданских служащих. Важно, что накопленный в кадетских корпусах педагогический опыт значительно превосходил рамки чисто военного образования, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное, но и широкое гражданское образование, делая упор на воспитание и взращивание государственных деятелей, обладающих высокой эрудицией и знаниями в области наук («Ведать законы государственные и уставы воинские»), владеющих иностранными языками, а кроме того, такими ценностными духовными ориентирами и устремлениями, как проявление преданности, самоотверженное и доблестное служение во имя высших государственных интересов и общего блага страны, правдивость, честность и скромность.
В этой связи исследователи, изучающие деятельность корпуса кадет в первые годы его существования, пришли к выводу, что при наличии некоторых недостатков в организации учебного процесса присутствовали атмосфера товарищества, сплоченности, простота обстановки и зачастую суровый режим кадетской жизни, которые вырабатывали цельные и стойкие характеры, укореняли в большей части воспитанников чувство чести и долга, прочно связывали их духом дружбы и взаимопомощи, сохранявшейся между товарищами после выпуска из корпуса. Каждый из них вспоминал о кадетском братстве с искренней признательностью и любовью. Об особенностях военно-гражданского кадетского образования можно судить по многим выпускникам, к числу которых относились такие военачальники, генералы и адмиралы, крупные гражданские государственные чиновники, дипломаты, писатели, поэты, драматурги, композиторы, как П.А.Румянцев, Ф.Ф.Беллинсгаузен, Ф.Ф.Ушаков, П.С.Нахимов, Ф.И.Тютчев, А.Н.Радищев, А.И.Куприн, В.И.Даль, Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов. Всего в России до закрытия осенью 1920 года последнего кадетского корпуса в разные годы было в общей сложности около пятидесяти кадетских или схожих по сути военно-учебных заведений.
Существовавшая ранее практика приобрела в условиях современной России новые формы, когда наряду с кадетскими училищами стали существовать в рамках школьных гражданских учебных заведений кадетские классы. Президентская академия реализует программы предпрофессионального образования в рамках проекта «Кадетский класс в московской школе». Патронируя ряд школ, РАНХиГС вырабатывает и внедряет уникальную методику военно-гражданского образования в интересах формирования интереса у учащихся к государственной управленческой деятельности, создает таким образом резерв потенциальных студентов, желающих и способных в дальнейшем специализироваться в рамках программ институтов академии в области государственного и муниципального управления. Она объединяет лучшие интеллектуальные резервы академического и военного образования, стремится подготовить будущие кадры, способные к участию и выполнению управленческих задач государственной службы, выпускников с государственным видением, знающих теоретические основы государственного управления, способных оценивать и соотносить планируемые результаты и затрачиваемые ресурсы, владеющих навыками решения стандартных и нестандартных задач в государственной управленческой деятельности, стратегически мыслящих, понимающих возможные последствия организационно-управленческих решений с позиций социальной значимости.
Одной из удачных и реализуемых ныне попыток объединения военно-гражданского образования с учетом управленческих потребностей являются современные программы профильного обучения кадетских классов Российской академии народного хозяйства и управления при Президенте Российской Федерации. Создана система образовательного и методического сопровождения обучающихся с 7‑го по 11‑й класс, приоритетом в подготовке которых является воспитание развитой личности и создание определенных условий, способствующих развитию стремления к познанию, важных для современного человека, управленческих подходов и принципов государственного видения. Благодаря специализации «Государственное и муниципальное управление» в систему обучения входит углубленное знакомство с различными областями гуманитарного знания и общественных наук по школьным предметам: истории, обществознанию, основам государственной службы в области устойчивого развития и национальной безопасности. Старшеклассники изучают научные подходы к государственному и муниципальному управлению, базовые принципы организационно-управленческой деятельности, знакомятся с основами государственного управления и государственной службы на принципах ответственного служения интересам Российской Федерации.
Особую роль в организации предпрофессиональной подготовки играет передача традиций и ценностей академического образования самих институтов РАНХиГС. В частности, Институт права и национальной безопасности специализируется на специфической области знаний, позволяющих определять важные с социальной и личностной точек зрения подходы к проблемам функционирования общества и формулирования принципов его защиты. В работе с кадетами он приобщает их к определенным навыкам и умениям, а также знакомит с социальной средой управленческого слоя в этой области, организуя встречи с государственными служащими и общественными деятелями, имеющими отношение к профилю института. Этому служат ознакомительные посещения кадетами государственных учреждений управления и знакомство с функционированием государственных законодательных институтов, включая аппараты Московской городской и Государственной Дум, Совета Федерации, а также встречи с депутатами, работающими в различных комиссиях и комитетах. Эта практика призвана сформировать у учащихся представления о характере деятельности законодательных органов, функционировании их механизма, в целом об основах государственного управления и государственной службы в Российской Федерации. Особое внимание обращается на деятельность местных органов управления. Одной из форм знакомства с этим является просмотр фильмов о работе законодательного собрания Москвы, истории столичного парламентаризма, а также с работой залов, библиотек, позволяющих составить у учащихся представление о важности гуманитарного и социального знания в образовании. Примечательным в этой связи является постулат, сформулированный начальником отдела внеучебной работы ИПиНБ Сергеем Черкасовым:
– Наша задача – сформировать у ребят осознанное отношение к государству, к государственной службе – и гражданской, и военной. В этой совместной работе заинтересованы и ИПиНБ, который ждет нацеленных на учебу, мотивированных и понимающих студентов, и сами школьники, которые знают, куда и зачем они хотят поступить.
В свою очередь Институт финансов и устойчивого развития реализует комплекс годовых учебных программ по основам государственного управления устойчивым развитием. Изучаются понятия и механизмы «зеленой» экономики, влияние целей устойчивого развития на критерии принятия решений, рассматривается вопрос, как построить карьеру государственного служащего. Особое внимание уделяется формированию мотивации у учеников к получению смешанного военно-гражданского образования через понимание смысла социальной, профессиональной и общественной значимости государственной службы в контексте целей устойчивого развития. Результатом этого становится не только развитие профессионального интереса, но прежде всего создание единого контента и формата взаимодействия профильного кадетского и академического образования. При этом Институт государственной службы и управления традиционно успешно ведет образовательные курсы по основам государственного и муниципального управления. Таким образом, реализуются историческая традиция взаимодействия академического и кадетского образования и в определенной степени преемственность ряда программ российского образования.
Деятельность институтов ИПиНБ, ИФУР, ИГСУ РАНХиГС по патронированию кадетских классов ориентирует учащихся на будущую государственную службу, которая рассматривается как особый социальный институт с правовой и организационной точек зрения, формирует основы понимания правовых отношений между государством и служащими, реализующими полномочия органов государственной власти и управления. В рамках школьного обучения сочетание именно кадетского и общего, гражданского образования позволяет уже на ранних этапах предпрофессиональной подготовки будущих управленцев определить характер личных склонностей учащихся, их мотивацию, сформировать специальные компетенции уже со школьной скамьи.
Елена УЛУНЯН, ведущий специалист Центра компетенций по развитию общего образования РАНХиГС
Комментарии