17 августа 2006 года Правительство РФ наконец рассмотрело проект федерального бюджета на 2007 год. Подготовка документа почему-то шла в авральном режиме, хотя уже долгое время ведется разговор о том, что разработка показателей бюджета на три будущих года будет вестись обдуманно, степенно и размеренно. Но мало того, что Минфин РФ работал в спешном режиме, так и премьер Михаил Фрадков на заседании правительства сказал министрам: проект бюджета нужно доработать к 22 августа и подготовить для внесения в Госдуму РФ.
Галопом по бюджетам
С одной стороны, почему бы министрам и не поработать резво: денег в стране достаточно, а потому разбить все по статьям бюджета – не такое уж сложное дело для опытного финансиста. С другой стороны, известно, что Минфин РФ несколько раз пересчитывал основные показатели бюджета на следующий год. «Виной» этому ведомство министра Германа Грефа – Минэкономразвития РФ, которое неутомимо представляло уточненные прогнозы социально-экономического развития страны на 2007 год. Дело в том, что птенцы гнезда Грефа никак не могли предсказать цену на нефть, а наш бюджет, как известно, питается нефтедолларами. В результате Минэкономразвития РФ предложило два варианта прогноза на период до 2009 года, объединенных гипотезой о стоимости нефти 65 долларов за баррель в 2006 году, 61 доллар со снижением до 54 долларов в 2007-м и 48 долларов в 2008-2009 годах. В первом варианте темпы роста ВВП снизятся с 6,6 процента в 2006 году до 4,8-5 процентов в 2007-2009 годах, во втором – темпы роста ВВП составят в 2007-2009 годах 5,8-6 процентов. Естественно, что за основу для разработки бюджета на следующий год и прогноза на 2008-2009 годы был взят более приятный второй вариант. После чего министр финансов Алексей Кудрин смело заявил, что доходы бюджета будущего года составят почти 7 триллионов рублей, а расходы – около 5,5 триллиона. Казалось бы, соотношение неплохое, но все на таком пределе, что чуть-чуть сдвинь расходную часть в сторону увеличения, и получишь дефицитный бюджет. Наверное, этим и объясняется та скорость, с какой формировали бюджет, чтобы никто не ввязался в дискуссии насчет того, что неплохо было бы, скажем, еще повысить стипендии студентам, зарплаты бюджетникам или увеличить еще какие-то расходы на социальную сферу. Кстати, бюджет гордо поименовали «социальным», видимо, намекнув работникам социальной сферы, что сделали для них все, что смогли. Непосредственно на социальную политику смогли выделить 17276,3 миллиона рублей, что для социального бюджета, прямо скажем, негусто. Но, конечно, интересно, а что же вообще смогли дать социальным отраслям.
Образование
в рублях и…
Расходы на образование в 2007 году, включая расходы по разделу «Межбюджетные трансферты», расходы по нацпроекту «Образование» и вопросам, связанным с реализацией государственной демографической политики, относящимся к образованию, определены в сумме 306112,4 миллиона рублей, или на 42,1 процента больше, чем в 2006 году. В частности, предусмотрено повышение в 1,5 раза стипендий учащимся и студентам в учреждениях НПО, СПО и ВПО с 1 сентября 2007 года (4178,5 миллиона рублей) и надбавок научно-педагогическим работникам федеральных образовательных учреждений за ученую степень кандидата и доктора наук до 3000 и 7000 рублей (12865 миллионов рублей), выделение дополнительных средств (8042 миллиона рублей) на проведение капитального и текущего ремонта зданий федеральных образовательных учреждений гражданского назначения, на приобретение учебного и учебно-научного оборудования для этих учреждений, на укрепление их материально-технической базы. Проведение эксперимента по государственной поддержке образовательного кредитования обойдется бюджету 2007 года в 63,6 миллиона рублей.
…приоритетах
На обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году будет выделено 48891,5 миллиона рублей, или на 66,9 процента больше, чем в 2006-м. Структура расходов приведена в таблице.
Народ хотел бы
узнать
Разговоры о бюджете правительство вело так, как будто он уже чуть ли не принят. А как иначе, ведь большинство в Госдуме РФ – проправительственное, и смешно было бы опасаться, что оно не примет то, что правительство считает правильным. Но по закону правительство должно учесть мнение Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений (РТК), в состав которой входят представители правительства, профсоюзов и работодателей. Вот тут и была разыграна власть имущими ситуация, достойная пера Федора Михайловича Достоевского. Ситуация, в которой профсоюзам была отведена довольно странная роль.
Дело в том, что перед заседанием РТК обычно все получают документы, после чего рабочие группы формируют свое мнение по тому или иному вопросу и затем высказывают его на заседании трехсторонней комиссии. На этот раз все было по-другому.
В принципе в бюджете, названном социальным, для членов РТК не было ничего нового, но речь шла не столько даже о новом или старом, а об уважении, которое правительственная сторона должна была по определению проявить по отношению к своим социальным партнерам. Конечно, правительство очень торопилось, но никто ему никаких сроков не ставил, могли бы заседание РТК перенести, тем более что депутаты Госдумы пока еще на каникулах. Но!
Во-первых, членам РТК практически ночью прислали материал «Социальные аспекты бюджета», и рабочим группам пришлось все рассматривать накануне заседания комиссии, хотя обычно на это раньше им давали гораздо больше времени. Во всяком случае профсоюзной стороне практически не удалось обговорить, кто будет выступать и по какому вопросу. То есть ни договора, ни тем более сговора не было и не могло быть.
Во-вторых, официально, скажем, Профсоюзу работников народного образования и науки вручили окончательные материалы практически за час-полтора до заседания рабочих групп, и рассмотреть их серьезно и внимательно времени, конечно, не было. Профсоюз был изначально поставлен в сложное положение, так как мог задать вопрос относительно того, что в документах уже прописано, и правительственная сторона могла попенять ему за невнимательность.
Самое печальное, что в документе не было никакого анализа, он напоминал смету, в которой все разложено по статьям, и почему все так, а не иначе, догадайтесь, мол, сами и никаких вопросов не задавайте. А вопросов оказалось много. Например, в документе нет объяснений, почему индексация зарплаты бюджетников в 2007 году будет 15, а не, скажем, 20 процентов.
Три угла,
и все острые
На заседании РТК, в котором принял участие вице-премьер Александр Жуков, с докладом выступил заместитель министра финансов РФ Антон Силуанов. Выступал он довольно уверенно, заявив, что зарплата бюджетников повысится в 1,5 раза, но вот когда это произойдет, никто не знает: дескать, президент не сказал, откуда начинать счет. Минфин считает точкой отсчета 1 января 2005 года, когда зарплата бюджетников возросла на 20 процентов.
Председатель Профсоюза работников народного образования и науки Галина Меркулова высказала мнение, что при таком отношении к РТК, какое было продемонстрировано правительством, работать нельзя. В результате такого отношения все меньше членов комиссии приходят на ее заседания, и все превращается в профанацию. Наотмашь Меркулова хлестнула словом представителей правительства: «На заседании РТК сделал доклад замминистра финансов, заявив, что на правительстве все утверждено и одобрено, а завтра, он предполагает, все будет отправлено в Госдуму. Уже сейчас в СМИ представители правительства дают комментарии, что практически с депутатским корпусом проект бюджета согласован. СМИ пишут, что Президенту РФ уже доложили так: со всеми все согласовано. Что тогда мы тут делаем? Такое ощущение, что депутаты уже тайно проголосовали за правительственный бюджет. Нам его не прислали, а обсуждать закон за день до внесения его в Думу и после заседания правительства бессмысленно. Нужно принять информацию к сведению и разойтись, иного выхода вы нам, профсоюзам, не оставляете, а потом говорите, что профсоюзы не удовлетворены, не готовы к диалогу». Следующие слова Галины Меркуловой были вызовом правительству: «Скажите, может ли нас, профсоюз, Ассоциацию профсоюзов непроизводственной сферы, кто-нибудь за все время совместной работы упрекнуть в том, что мы не склонны к переговорам, к каким-то оправданным компромиссам?!» На это Александр Жуков ответил, что, дескать, одни эмоции, а нужно иное…
Понять вице-премьера можно, ведь не исключено, что игнорирование профсоюза было намеренным. Перед съездом ФНПР, на котором пройдут выборы ее руководителя, власть имущим нужно или дискредитировать нынешнего главу Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова, или, наоборот, показать его как главного борца за права трудящихся, не боящегося вступить в борьбу с правительством. Но в любом случае Галина Меркулова планы чиновников нарушила, поскольку в ее выступлении заявки на лидерство в ФНПР не было уж точно. Зато были оправданные упреки в адрес представителей исполнительной власти, которые никак не хотят считаться с мнением работников бюджетной сферы. И дело тут не в амбициях профсоюза, с которым не посчитались, а в том, что налицо нарушение закона.
В решении РТК было записано несколько пунктов – ни один из них не назван СМИ и не стал достоянием педагогической общественности. А между тем есть пункт о том, что бюджет рассматривается без предварительных консультаций с профсоюзом, и надо дать правительству пять дней на доработку законопроекта о бюджете с учетом мнения РТК.
Каким будет в конечном итоге бюджет 2007 года, сегодня сказать трудно. Во всяком случае многое зависит от позиции профсоюза. Напрасно, как утверждают источники в Белом доме, чиновники считают, что протесты бюджетников маловероятны. Еще как вероятны, но хорошо бы до протестов дело не доводить.
Комментарии