Как показал наш опыт работы, образовательная модель, предлагаемая детским садом, действительно создает условия для получения каждым ребенком первого положительного опыта социализации. В условиях инновационной модели детского сада каждый ребенок получает возможность независимо от своих особенностей находиться в коллективе сверстников и приобретать определенный социальный опыт.
Усилия педагогов, психологов и других специалистов Ресурсного центра «Я и мир» обеспечивают столь необходимое в детском возрасте объединение детей в группы и подгруппы с учетом их личных симпатий и предпочтений, а это в свою очередь способствует формированию у них чуткости, симпатии к другим людям, в том числе к детям, имеющим те или иные особенности в развитии. Одновременно они проводят раннюю диагностику различных нарушений в развитии детей и на ее основе выстраивают программы по их своевременной коррекции. Большое внимание педагоги уделяют созданию условий для максимальной самореализации детей, всемерной поддержки их возможностей, все это способствует мягкой и естественной интеграции их в общество. Этот путь особенно актуален для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (особые образовательные потребности).
Большинство родителей первоначально обращаются в консультативный пункт, специалисты которого стараются помочь им по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей. Организация психолого-педагогической помощи родителям здесь строится на основе интеграции деятельности воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов. Взаимодействие с родителями и детьми проводится в различных формах – групповых, подгрупповых, индивидуальных. Одна из эффективных форм – обучающие игровые сеансы, цель которых – ознакомить родителей с различными методиками, программами развития детей, а также с новейшими игровыми развивающими материалами.
Многие дети, посещающие консультативный пункт, затем становятся нашими воспитанниками. Сравнительный анализ данных относительно адаптации детей, посещавших консультативный пункт и не посещавших его, показывает: дети, имевшие возможность хотя бы ненадолго погрузиться в атмосферу детского сада, слегка расширить свои социальные контакты, легче адаптируются в новых для них условиях.
Для нас не менее важно выявление отношения родителей к детскому саду. Наши исследования показывают, что родители, посещавшие со своими детьми консультативный пункт, больше готовы к изменению социальной ситуации для ребенка. Они более спокойны, зная, чего ожидать, более открыты, более контактны, понимают, что происходит с их малышом, знают, как вести себя в период адаптации.
Помня об основной задаче консультативного пункта – помощи родителям по различным вопросам развития ребенка, оказании содействия в социализации детей, мы считаем, что консультативный пункт вносит свою лепту в этот процесс.
Если ребенок не может посещать ясли или детский сад в силу каких-либо психологических особенностей, родителям предлагается посещать Центр игровой поддержки ребенка, основная цель которого – подготовка детей раннего возраста к поступлению в ДОУ, а одна из задач – оказание содействия родителям в социализации детей раннего возраста на основе игровой деятельности.
ЦИПР в нашем детском саду посещают родители с детьми от 1 года до 2 лет. С детьми проводятся занятия по изобразительной деятельности, музыке, общему развитию, развитию двигательной активности. На занятиях мы стараемся увеличивать социальную активность малышей, развивать у детей доверие к взрослому (педагогу), создаем ситуации или даем малышу такие задания, решение которых требует от ребенка проявления самостоятельности или помощи от педагога, а не от мамы. Через такое познание окружающего мира и взаимодействие со взрослыми происходит, на наш взгляд, получение ребенком первого положительного опыта социализации.
Совместное посещение ЦИПРа малышами и родителями не только сказывается благоприятным образом на развитии ребенка, но и способствует повышению психолого-педагогической культуры родителей, развитию эмоциональной связи с детьми.
После посещения ЦИПРа и консультативного пункта большинство детей приходят в адаптационные группы кратковременного пребывания, где решается одна из важных задач – всестороннее развитие ребенка, его ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения. И с этой задачей мы успешно справляемся. Анализ данных, полученных нами в ходе работы, наглядно свидетельствует о том, что посещение детьми группы кратковременного пребывания оказывает благоприятное влияние на степень адаптации детей к поступлению в младшую группу детского сада, уровень заболеваемости и общее развитие ребенка. Кроме этого, следует отметить, что эти дети заметно чувствительнее к воздействию взрослого, эмоциональнее, легче вступают в контакт, у них лучше развита речь, а также навыки общения со сверстниками.
В нашем дошкольном учреждении открыта и лекотека – служба игровой поддержки и психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями развития. Одной из главных целей ее работы стала социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребенка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребенку погружение в общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые. Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны, создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум, а с другой – стимулировать желание «особых» детей находиться в этом социуме и сформировать доверие к нему. Эти задачи решаются через различные формы работы с детьми и их родителями.
Опыт работы нашего детского сада – Ресурсного центра «Я и мир» показывает, что открытие таких центров, в которых объединены как структурные подразделения новые формы дошкольного образования, способствует увеличению контингента детей, охваченных государственной системой дошкольного образования, так как родители получают возможность выбора удобной для них и адекватной потребностям ребенка организационной формы его пребывания в ДОУ, определению для каждого ребенка индивидуального образовательного маршрута, индивидуального стиля социализации, повышению профессиональной компетентности педагогов, которые имеют возможность выбирать формы, методы и средства, необходимые конкретному ребенку в конкретных условиях.
В целом работа РЦ «Я и мир» позволяет каждому ребенку получать свой первый положительный опыт социализации, успешно адаптировать к жизни в социуме большое количество детей, имеющих проблемы в развитии, дать им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает успешную самореализацию ребенка, помогает ему стать активной, гармонично развитой личностью.
Н.АВЕРИНА, старший воспитатель Центра развития ребенка – детского сада №26, почетный работник общего образования РФ
Комментарии