search
main
0

На повестке дня – реализация образовательных стандартов нового поколения

Колледж сферы услуг №3 занимает заметную позицию в системе московских учреждений начального и среднего профессионального образования, поскольку с 1943 года неизменно готовит специалистов самых социально значимых профессий – поваров, кондитеров и технологов общественного питания.

1993 года коллектив нашего колледжа принимает активное участие в опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности, темы экспериментальных исследований менялись, но неизменной оставалась суть – приведение содержания профессионального образования в соответствие с требованиями работодателей, удовлетворение личных потребностей и запросов обучающихся и, как следствие, повышение качества профессионального образования. За прошедшее время коллектив колледжа разработал и внедрил в практику модели интегрированных и сопряженных учебных планов и программ, определил организационно-педагогические условия реализации модели интегрированного содержания профессионального образования на основе требований профессиональных стандартов, изучил принципы и подходы к организации дисциплинарно-модульной системы профессионального обучения, накопил достаточный опыт по разработке модульных программ профессионального обучения и подготовки работников индустрии питания с учетом требований профессиональных и образовательных стандартов. Модель типового интегрированного учебного плана и типовые программы были рекомендованы для экспериментального внедрения, апробации и использования в колледжах Москвы, способствовали повышению качественного уровня профессионального образования. Все эти годы научным руководителем, инициатором этой работы была доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора НИИРПО О.Читаева.Сегодня педагогический коллектив колледжа готов к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, основанные на модульно-компетентностной основе. Он стал инициатором разработки примерных основных профессиональных образовательных программ по профессии «повар, кондитер» и специальности «технология продукции общественного питания» в соответствии с требованиями новых стандартов.В прошлом учебном году на базе колледжа действовала экспериментальная площадка «Разработка вариативной части основной образовательной программы по блоку профессий и специальностей индустрии питания с уточнением развития отрасли в Москве». На начальном этапе участники экспериментальной деятельности определили специфику профессии «повар, кондитер» и специальности «технология продукции общественного питания», относящихся к индустрии питания, с учетом потребностей рынка труда и работодателей, для этой отраслевой сферы федерация рестораторов и отельеров разработала уже второе поколение профессиональных стандартов. Однако содержание производственной сферы меняется значительно быстрее, чем обновляются профессиональные стандарты, поэтому при определении вариативной части учитывались особенности и требования социального заказа регионального рынка труда, отдельных работодателей, а также современное состояние и тенденции развития отрасли индустрии питания для определения новых видов профессиональной деятельности, профессиональных функций, дополнительных компетенций (общих и профессиональных), необходимых и достаточных для обеспечения конкурентоспособности выпускника и его дальнейшего профессионального роста.Колледж провел анализ потребностей в умениях, в состав основной экспертной группы вошли опытные и высококвалифицированные работники различных уровней ответственности, представляющие предприятия общественного питания (ООО «Компания СОТ-1», Кантина-Сити, ООО ФудЕкс», ООО «Королевская пивная», ООО «Альтаир», КОП Банка России, Комбинат питания №3 УДП РФ, ЗАО «Чудо-град», ООО «Столичная кухня», ООО «Медторг»). В результате были учтены региональные особенности, определена номенклатура структурных элементов вариативной части (дисциплин, профессиональных модулей), обеспечивающих формирование выявленных компетенций. Подготовительная работа позволила коллективу колледжа разработать и согласовать с работодателями основные профессиональные образовательные программы по профессии «повар, кондитер» (она прошла экспертизу и получила положительную рецензию Федерального института развития образования) и специальности «технология продукции общественного питания». Эффективность предстоящей их реализации в значительной степени обусловлена качеством учебно-методического обеспечения, поэтому в колледже уже проведена огромная подготовительная работа.В рамках экспериментальной работы рабочая группа предложила учебно-методический комплекс по реализации профессионального модуля вариативной части ПМ.09 «Приготовление холодных и горячих десертов», представляющего систему нормативной и учебно-методической документации, необходимых и достаточных средств обучения и контроля. Основной целью создания такого комплекса стало предоставление обучающимся полного комплекта учебно-методических материалов для самостоятельного освоения этого модуля. При этом задачами преподавателя или мастера производственного обучения стали организация учебной деятельности, оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка освоения модуля, мотивация к самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся. Разработчики (Т.Качурина, С.Мальгина, Т.Вострецова) учебно-методического комплекса в 2010 году стали лауреатами конкурса «Грант Москвы».Педагоги колледжа уже разрабатывают электронные учебные пособия, рекомендации по выполнению практических, лабораторных и самостоятельных работ, контрольно-измерительные материалы, особое внимание они уделяли подбору и оформлению теоретического учебного материала (доступность, краткость, наглядность – использование таблиц, схем, графиков, диаграмм, рисунков, иллюстраций, видеоматериалов), выявили несколько проблем, одна из них – поиск необходимой учебной информации, например, нет рецептуры блюд и изделий, предложенных в профессиональных стандартах индустрии питания.Параллельно в прошлом учебном году шла подготовительная работа по поиску и подбору технологий, способствующих реализации требований новых образовательных стандартов. По результатам проведенного анкетирования работодателей рабочая группа колледжа определила перечень компетенций, повышающих конкурентоспособность выпускников на рынке труда и характеризующих профессионально значимые качества специалистов. Работодатели отмечают как личностные качества, обеспечивающие ключевые компетенции выпускника, ответственность за результаты своей работы, самостоятельность, инициативность, склонность к саморазвитию, коммуникативность и адаптивность к изменениям. Основным условием формирования таких ключевых компетенций обучающихся признано их активное вовлечение в самостоятельную познавательную деятельность.Для этого группа преподавателей колледжа (Е.Глебова, Г.Богданова, Е.Шафинская, Т.Сопачева, С.Мальгина) разработала и внедрила в практику работы «учебный организатор» как «инструмент для организации учебной деятельности студентов», подготовили «Руководство (инструкцию) учебного занятия, предназначенное для самостоятельного (полностью или частично) обучения студентов». С использованием «учебного организатора» проведен цикл учебных занятий по таким дисциплинам, как технология приготовления мучных кондитерских изделий, технология приготовления продукции общественного питания, оборудование предприятий общественного питания, математика, информационные технологии в профессиональной деятельности. В процессе экспериментальной апробации целесообразным оказалось использование «учебного организатора» при изучении нового материала, при закреплении, обобщении и систематизации новых знаний и умений.На основе анализа отечественного и зарубежного опыта работы образовательных учреждений одним из условий, способствующих оптимизации и повышения результативности образовательного процесса в колледже, стала его технологизация – ориентация на конечный результат, подчинение всего процесса четко поставленной цели. Для того чтобы на практике реализовать требования ФГОС и добиться необходимых результатов, нужно четко определить место и роль каждого элемента учебного процесса, взаимную согласованность и взаимное соответствие всех его компонентов, подсистем и уровней, ориентировать всех субъектов на определенный конечный результат. А сам образовательный процесс должен иметь еще один показатель – уровень или степень его технологичности. Процесс этот очень сложен для педагогического коллектива по нескольким причинам: недостаточная разработанность и доступность теоретических аспектов, отсутствие рекомендаций по внедрению технологий, неподготовленность педагогов к технологическому творчеству, разработка технологического процесса требует много дополнительных усилий и временных затрат. Однако сегодня при переходе на новые образовательные стандарты без этого не обойтись, для коллектива колледжа сферы услуг №3 это задача следующего учебного года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте