Лексическая тема
“Земля родная”
Задачи: обобщить и систематизировать знания и навыки по теме; сформировать умение расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами;
показать особенности стилистического использования изученных конструкций в речи;
воспитание чувства красоты к природе, развитие эстетического вкуса учеников (через творчество И.И.Шишкина).
Оборудование: экспозиция, посвященная И.И.Шишкину (его автопортрет и 8 работ);
тексты для лингвистического анализа;
словарь: экспозиция, гений;
грамзапись.
Ход заседания.
Звучит гимн клуба.
Президент клуба. Уважаемые друзья! Сегодня мы с вами собрались на заседание лингвистического клуба. Темой заседания является вопрос об обособленных членах предложения. Обсуждать ее будут лингвисты и ведущие лингвисты. Познакомим вас с повесткой дня заседания:
1. Обобщение теоретических сведений об обособленных членах предложения.
2. Наблюдение над стилистической ролью обособленных определений.
3. Работа над лингвистическими текстами, посвященными обособленным членам предложения.
4. Знакомство с творчеством гениального русского художника Ивана Ивановича Шишкина.
А сейчас слово для ведения заседания предоставим ведущему лингвисту.
Ведущий лингвист. Спасибо за предоставленное слово. Итак, вы уже знакомы с повесткой дня клуба. Наше заседание обещает быть интересным, увлекательным. А уходя с этого заседания вы, дорогие друзья, должны:
знать
– правила обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств и уточняющих членов предложения,
– стилистическую роль обособленных членов предложения;
уметь
– находить в тексте, осложненном другими конструкциями, предложения с обособленными членами, выделять их интонацией и знаками препинания,
– использовать указанные конструкции в связной речи.
Эти знания и умения необходимо показать на уроке. А наши удачные, правильные ответы будут отмечаться жетонами. По количеству набранных жетонов мы будем судить об активности членов клуба. Персональная оценка деятельности каждого будет отмечена открытками: “за знание”, “за старание”, “за творчество”, а работа групп – грамотой, Почетной грамотой, благодарностью “За активное участие на заседании лингвистического клуба”. Распоряжаться жетонами, оценивать ваши ответы будет президентская команда во главе с президентом клуба. В прочитанных текстах, услышанных сообщениях мы встретим следующие, новые для вас слова. Используйте их в своей речи.
Экспозиция – размещение каких-нибудь предметов, выставляемых для обозрения.
Гений – человек, обладающий высшей творческой способностью.
Итак, дорогие члены клуба, мы сегодня с вами обобщаем сведения об обособленных членах предложения. скажите, какими лингвистическими средствами достигается обособление в современном русском литературном языке.
Перекрестный обмен вопросами.
С какой целью обособляются члены предложения?
В какой позиции чаще всего обособляются определения и приложения?
Какие условия необходимы для того, чтобы обособить определение и приложение, стоящие перед определяемым словом?
Почему не обособляются при одиночном употреблении слова стоя, сидя, лежа…?
Почему не обособляются фразеологизмы спустя рукава, сломя голову?
При каких условиях обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами?
Назовите предлоги, с которыми обычно обособляются дополнения?
С каким уточняющим значением, как правило, обособляются обстоятельства?
Как отличить, когда союз ИЛИ соединяет однородные члены предложения, а когда присоединяет уточняющие приложения?
При каком условии обособляется приложение с союзом КАК?
Учитель: Что общего между обособленными членами предложения и чем они различаются?
Ведущий лингвист.
Для разговорного стиля употребление обособленных определений нехарактерно. Причастный оборот более соотнесен с книжными стилями речи. Это стилическое качество было отмечено еще Александром Сергеевичем Пушкиным. Докажите справедливость следующих слов: “Обособленные определения широко используются в научных определениях, где надо довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и четкостью выразить мысль”.
Лингвист приводит примеры из учебника алгебры.
Ведущий лингвист.
Причастия широко используются в деловом, научном стилях, в меньшей – в публицистическом и стиле художественной литературы. При создании тестов, чтобы передать определенное содержание и придать звучанию речи соответствующую интонационную направленность, используются определенные синтаксические конструкции. Какие конструкции вы бы использовали для подчеркивания напряженности, динамичности повествования, а какие конструкции – для создания плавного, напевного описания?
Лингвист.
Я бы использовал конструкции с необособленными причастными оборотами для подчеркивания напряженности, а для создания плавного, напевного описания – предложения с обособленными причастными оборотами. Приведу пример сочинения, представляющего собой плавное, мелодичное описание.
Ночь у реки
Мы на берегу реки. Синяя даль, только изредка вздрагивающая от порывов ветра, опять утихает. Солнце, высунув красный язык заката, не налюбуется на свое отражение в воде. Но вот и оно покидает свои владения. Все утихает. Неугомонный кузнечик трещит еще в траве, но скоро и он умолкает, и все погружается во мрак ночи. Птичка, опоздавшая в свое гнездо, бесшумно пролетает во тьме. Но это уже не тьма! Кто раскидал эти звезды по небосклону, кто повесил эту луну, кто рассеял мрак ночи? Светлячки в траве и в небе, они освещают непонятным блеском изумрудную траву. Видно, как рыбы толпятся около отражения луны в воде и как вдруг шарахаются в стороны от непонятного испуга. Вот появляется огромная зубастая щука, еще не заснувшая, так напугавшая рыб. Костер, разведенный нами, раздваивается на языки пламени, и искры, отлетающие в стороны, создают огромный фейерверк. Вдали видны бесчисленные огни. Это еще не уснувший город. До нас долетает уханье филина. Вода при всплеске рассыпается на многочисленные капли, светящиеся во тьме.
Вдруг прыгнула огромная рыба, и каскад брызг, рассыпаясь, рассек воздух с шумом. Вот пузатый линь, играющий своими чешуями, забыл об опасности, и он уже на крючке. А в это время алая заря всколыхнула на востоке лес. Начинался рассвет. Огромное солнце показалось на востоке и осветило луга, поля и леса. Эту ночь, которую мы провели на реке, я не забуду никогда.
Учитель.
Произведите стилистический анализ текста.
Лингвист.
… неплохо справилась с задачей создать художественный текст, который бы имел характер плавного, неторопливого описания. Она неплохо вычленила микротемы, которые определены общей темой высказывания, отобрала изобразительные средства.
… неплохо использует конструкции с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, которые помогают придать речи в целом замедленное, напевное звучание. Причастные обороты подчеркивают признаки предметов.
Ведущий лингвист. С какой целью использованы обособленные определения?
Лингвист. Обособленные определения выполняют изобразительную функцию.
Перед нами картина летней ночи у реки. Если убрать эти определения, образ природы теряет свою привлекательность.
Учитель. Таким образом, обособленые определения являются стилистическим образным средством, используемым автором с целью придать речи эмоциональность и оценочное отношение рассказчика к предмету речи.
Выполняются групповые разноуровневые задания. Группы обмениваются заданиями.
1-я группа.
Расставьте знаки препинания, укажите уточняющие обстоятельства.
Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.
На склоне небольшого пригорка у самой дороги одиноко стояла молоденькая береза.
Ручей бежал влево на север.
После утренних заморозков особенно при ветреной погоде усиленно падают листья.
2-я группа.
Сравните попарно данные предложения. Укажите, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга.
Светлая, холодная таежная река зачаровывает. Таежная река, светлая и холодная, зачаровывает.
В больших лиловых глазах лесного великана настороженное любопытство. В глазах лесного великана, больших, лиловых, настороженное любопытство.
3-я группа.
Вставьте на месте многоточия сначала уточняющее обстоятельство, а потом однородное по отношению к предшествующему обстоятельству (без союза), затем обстоятельство другого вида.
Над лугом … поднялся туман.
На нашем берегу … горело врассыпную несколько ярко-красных огней.
4-я группа.
Замените придаточные предложения синонимичными конструкциями с обособленными членами.
Хотя еловый лес и был освещен солнцем, он все-таки казался темным и мрачным.
Хотя люди покорили природу, они еще не научились беречь ее.
Проследите роль причастного и деепричастного оборотов сравнительно с синонимичными им придаточными предложениями.
5-я группа.
Спишите текст, расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания. Озаглавьте текст.
Сосновые боры настоящие ветроломы. Они сосны любую бурю встречают достойно сразу вступая в борьбу с разбушевавшейся стихией. Напитав шквальным ветром все свои иголки сосна плавно раскачивается наклоняясь все ниже и ниже. Сражается до последнего. Весь бор ходит ходуном а верхушки то устремляясь вниз то взлетая (в)верх, ведут рискованную игру от которой захватывает дух.
И часто случается что сосна столь великолепная в отчаянной раскачке не устоит рухнет начисто вырвав себя из почвы до последнего. Дерево погибшее в схватке напоминает мне павшего в атаке солдата.
(По Н.Хохлову)
Ведущий лингвист.
Известный русский художник Иван Иванович Шишкин в своих картинах изображал красоту русской природы. Он изображал преимущественно леса, сосновые и дубовые, то есть самые мощные, самые высокие, недаром художника называли богатырем русского леса.
Творчество художника было тесно связано с родным краем. Замечательные пейзажные виды елабужских окрестностей продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.
Я приглашаю вас на заочную экскурсию по экспозиции, посвященной творчеству Ивана Шишкина. На экспозиции имеются: автопортрет Шишкина, репродукции картин: “Рожь”, “Утро в сосновом лесу”, “Сосны, освещенные солнцем”, “Родник в лесу”, “Лесные дали”, “Лето в лесу”, “На севере диком”.
Продолжите рассказ по картине, введите в него обособленные члены предложения,
1-й группе – “Утро в сосновом лесу”.
Глухой уголок соснового бора. Тихое утро. Неуклюжие медвежата. Кто не знает этой картины И.И.Шишкина – “Утро в сосновом лесу”!
2-я группе – “Рожь”.
Шишкин – один из выдающихся основоположников русского реалистического пейзажного мастерства. Он глубоко и преданно любил родную природу, вкладывал в ее художественное отражение весь пламень взволнованной души.
3-й группе “Сосновый лес”.
Перед нами одно из сильнейших произведений его могучего таланта. Остановясь перед этой картиной, чувствуешь запах и шум леса. И немудрено. Это родные сосны, а не итальянские. Кому не знаком этот ручеек, выбегающий из глубины леса!
4-й группе – “Сосны, освещенные солнцем”.
“Сосны, освещенные солнцем” – один из наиболее поэтических пейзажей художника. Он напоен душистым запахом нагретых солнцем сосен, ароматом трав и цветов, какой-то ликующей радостью яркого летнего дня.
5-группе – “Корабельная роща”.
В картине Шишкин изобразил сосновый мачтовый лес. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного с каменистым дном ручья купаются в чуть розоватых лучах. Художник проникновенно передал тишину, успокоенность леса.
(Каждая группа зачитывает свои рассказы).
Учитель. С работой мы справились. Для более полного и выразительного описания картин были использованы обособленные определения. Во многих работах чувствуется авторское отношение к описываемому. Итак, что же мы сегодня обобщили о предложениях с обособленными членами?
Президент клуба. Работа заседания подходит к концу. Пришла пора подводить итоги. Всем предлагаю подсчитать свои жетоны.
(Вручение персональных открыток и грамот группам учащихся).
Звучит гимн клуба.
Альфия ХАБИБУЛЛИНА,
учитель средней школы N 1
Тетюши,
Республика Татарстан
Комментарии