search
main
0

На повестке дня – качество и контроль

В целях повышения эффективности функционирования системы начального профессионального образования целесообразна разработка программ развития начального профессионального образования на региональном уровне.
Исходя из этого, а также в соответствии с распоряжением Минобразования России от 22.12.2000 N1260-19 “Об исполнении решений Совета руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации” Минобразованием России совместно с Институтом развития профессионального образования подготовлены Рекомендации по разработке региональных программ развития начального профессионального образования.

Рекомендации
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке региональных программ развития начального профессионального образования

1. Общие положения
Региональная программа развития начального профессионального образования (далее – Программа) разрабатывается в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”, Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Федеральной программой развития образования, “Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу”.
Программа должна стать организационной, научно-методической, нормативно-правовой основой для реализации государственной политики органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части выбора тактических и стратегических направлений деятельности по обеспечению высокого уровня профессиональной подготовки молодежи с целью ее социальной адаптации и занятости.
При этом ведущим принципом развития системы начального профессионального образования становится ее непрерывность, обеспечивающая возможность быстрой переориентации и неоднократной переквалификации работников в условиях подвижной ситуации на рынке труда.
Цель Программы – определить факторы, от количественных и качественных характеристик которых зависят эффективное функционирование и развитие системы начального профессионального образования, конкретные мероприятия в части развития инфраструктуры, кадрового, финансового, материально-технического, научно-методического, нормативно-правового обеспечения системы начального профессионального образования, а также профориентации молодежи, позволяющие достичь высокого уровня подготовки выпускников, обеспечивающего их конкурентоспособность и мобильность на рынке труда.

Ожидаемые результаты реализации Программы:
удовлетворение потребностей граждан в высококачественных профессиональных образовательных услугах с одновременным повышением их образовательного уровня, включение молодежи в полноценный производительный труд;
удовлетворение потребностей общества в воспроизводстве работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности.
Программа должна учитывать реальную ситуацию, сложившуюся в системе начального профессионального образования, действующие в ней тенденции и отношения, и стать основой для разработки региональными органами исполнительной власти гибких тактических программ действий, постоянно адаптируемых к реальным условиям.
Начальное профессиональное образование как необходимый компонент непрерывного профессионального образования является для государства одним из основополагающих факторов развития его экономики, основным источником подготовки рабочих кадров и специалистов.
Через систему начального профессионального образования реализуется важнейшая экономическая функция государства – воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов.
На современном этапе развития российского общества по-новому трактуется основная задача начального профессионального образования.
Прежде она определялась как необходимость удовлетворения потребностей отраслей экономики в квалифицированных рабочих кадрах.
В условиях демократизации общества главной целью является максимальное удовлетворение потребностей личности в профессиональных образовательных услугах.
В связи с этим меняется и содержание управления: не прямое и директивное руководство, а создание наиболее благоприятных условий для эффективного функционирования и развития учреждений начального профессионального образования.
В современных условиях главными задачами региональных органов исполнительной власти в области управления начальным профессиональным образованием следует считать позиции:
эффективная реализация государственной политики в сфере начального профессионального образования;
контроль исполнения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов в сфере начального профессионального образования, оперативная разработка региональных компонентов этих стандартов;
расширение перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров в регионе;
разработка и осуществление комплекса мер по социально-правовой защите и охране здоровья обучающихся и педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования;
реализация кадровой политики в сфере начального профессионального образования, а также обеспечение повышения социального статуса работника учреждения начального профессионального образования.
В условиях перехода к рынку в системе начального профессионального образования первоочередное значение приобретают вопросы социально-экономического обоснования ее развития с точки зрения эффективности затрат и получаемых результатов.
Развитие региональных систем управления начальным профессиональным образованием – превращение их в средство социально-экономического развития регионов на основе консолидации институтов общего и профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования, научно-исследовательских подразделений, на наш взгляд, может реализовываться по следующим ключевым направлениям:
создание единого образовательного пространства региона на основе непрерывности, многоуровневости и вариативности профессионального образования, превращения его в открытую государственно-общественную систему, функционирующую, в свою очередь, в непосредственной логической связи в едином образовательном пространстве Российской Федерации;
поэтапное внедрение регионального прогнозного перечня профессий и специальностей профессионального образования, отвечающих текущим и перспективным потребностям региона;
оптимизация сети образовательных учреждений разных типов, видов и уровней образования, а также форм собственности для ориентации на текущие и перспективные потребности развития региона;
достижение нового качества непрерывного профессионального образования на всех его уровнях и ступенях;
реализация стратегии управления качеством профессионального образования региона на основе системных мониторингов качества кадрового потенциала, источников формирования содержания образования, информационного, педагогического и методического обеспечения.
В основу процесса развития начального профессионального образования региона в условиях перехода к рыночной экономике в Программе должны быть заложены следующие принципы:
преемственность начального, среднего и высшего профессионального образования как звеньев единой системы непрерывного профессионального образования;
глубокая демократизация профессионального образования в области управления и организации учебно-воспитательного процесса;
гуманизация профессионального образования;
постоянное развитие и обновление педагогических систем и самого образовательного комплекса в соответствии с динамикой изменений в обществе;
обеспечение различных уровней профессионального образования;
вариативность, гибкость в выборе содержания, форм, методов и средств обучения с учетом специфики предприятий, организаций;
создание многоуровневых учебных заведений и различных управленческих структур, соответствующих особенностям производства и региона;
соединение обучения с производительным трудом;
перспективный характер профессионального образования;
развитие эффективных форм государственно-общественного управления на основе складывающихся форм собственности;
развитие внебюджетной деятельности учебного заведения по формированию рынка образовательных и производственных услуг.
Важным условием совершенствования системы профессионального образования могли бы стать:
упорядочение управления образовательными учреждениями в регионально-отраслевом аспекте;
поиск оптимальных решений проблемы сочетания подготовки кадров для региона и межрегиональных нужд;
оптимизация размещения сети учебных заведений в больших и малых городах с учетом экономических, социальных и личностных образовательных потребностей.
К важнейшим установкам в политике обновления начального профессионального образования в конкретном регионе следует отнести:
оказание услуг в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих всему населению, желающему получить рабочую профессию, обновить ее или получить новую с учетом спроса предприятий на рабочие кадры и удовлетворения потребностей в дополнительном образовании;
обеспечение выпуска из профессиональных училищ и лицеев конкурентоспособных на рынке труда молодых рабочих за счет высокого уровня начального профессионального образования, широты их профессионального профиля и базовой теоретической подготовки;
сохранение контингента обучающихся профтехшколы за счет расширения услуг малым и средним предприятиям, а также увеличения доли переподготовки и повышения квалификации рабочих, расширения их профиля за счет обучения вторым профессиям;
совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров путем создания и развития на базе учреждений начального профессионального образования сети опорных образовательных центров по обучению незанятой молодежи, переподготовке высвобождаемого населения;
развитие учебно-хозяйственной самостоятельности профессиональных училищ и лицеев с последовательной децентрализацией управления ими при одновременном расширении их сервисного обслуживания на бюджетной и внебюджетной основе;
создание новых общественных, хозяйственных и производственных структур образовательного комплекса, адаптированных к системе рынков;
перепрофилирование сети профессиональных училищ и лицеев, их интеграцию с другими образовательными учреждениями;
лицензирование, аттестация и аккредитация учреждений начального профессионального образования всех форм собственности на основе государственных стандартов базового профессионального образования;
поощрение развития внебюджетной деятельности в профессиональных училищах и лицеях как важного дополнительного источника их финансирования, не противоречащей целям начального профессионального образования;
государственная поддержка развития индивидуальной подготовки кадров, в первую очередь для малых и средних предприятий и сферы обслуживания;
обновление кадрового потенциала и модернизация учебно-материальной базы начального профессионального образования;
развитие научного потенциала профессиональных училищ и лицеев, обеспечивающего внедрение новых обучающих технологий, прогнозных исследований по оценке оптимальных потребностей в подготовке рабочих и специалистов в регионе;
социально-правовая защита обучающихся и педагогических кадров;
поощрение и финансовая поддержка самозанятости выпускников профессиональных училищ и лицеев на основе их привлечения к малому бизнесу.
Основываясь на перечисленных установках, Программа предусматривает систему мероприятий по развитию инфраструктуры начального профессионального образования, его кадрового, финансового, материально-технического, научно-консультационного, научно-методического и информационного обеспечения системы, а также профориентации при профессиональной подготовке выпускников.
Реализация этих мероприятий позволит системе начального профессионального образования эффективно функционировать, а главное – развиваться в условиях перехода к рыночной экономике в конкретном регионе.
Для эффективного функционирования и развития системы начального профессионального образования в целях обеспечения отраслей экономики квалифицированными кадрами и удовлетворения потребностей молодежи в образовательных услугах прежде всего необходимо формирование эффективных механизмов трансляции социального заказа системе начального профессионального образования.
Одна из основных задач заключается в определении прогноза потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.
Контрольные цифры приема учащихся в учреждения начального профессионального образования являются одним из факторов, характеризующих гарантии доступности начального профессионального образования.
При этом необходимо учитывать, что юноши и девушки, поступающие в профессиональные училища и лицеи, в этом возрасте (14-15 лет) обязаны учиться, а следовательно, контрольные цифры приема учащихся в учреждения начального профессионального образования должны определяться в первую очередь исходя из необходимости максимального охвата этим уровнем образования выпускников 9-х классов общеобразовательных школ, а во вторую – с учетом реальных потребностей региональных рынков труда.
В этих условиях необходима разработка текущего и перспективного балансов распределения выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ по дальнейшим каналам учебы и занятости.
Развитие рыночных отношений на базе многообразия форм собственности и способов ведения хозяйства должно подкрепляться соответствующими изменениями в занятости населения. Речь идет о формировании рынка труда. Рынок труда подразумевает наличие мобильной рабочей силы, которая обеспечивала бы структурные сдвиги в экономике путем относительно быстрого межотраслевого, межпрофессионального и территориального перераспределения рабочей силы. В современной ситуации это означает, что с каждым годом будет увеличиваться число людей, желающих сменить работу и требующих трудоустройства в соответствии с удовлетворением личных и общественных потребностей.
В этих условиях значительно возрастает нагрузка как на органы по труду и занятости, так и на систему начального профессионального образования как неотъемлемую часть рынка труда.
В настоящее время система начального профессионального образования играет большую роль в механизме формирования качественной сбалансированности отраслей экономики в кадрах предельной профессиональной квалификации. Вместе с тем она является составной частью единого образовательного пространства России. Обучение рабочей профессии может осуществляться на базе основной школы, на курсах, в учебно-курсовых комбинатах, на производстве непосредственно и в основном в профессиональных училищах и лицеях. Сегодня выпускники профессиональных училищ и лицеев пока еще определяют структуру рабочего класса, его наиболее профессиональную и мобильную часть. Однако уже в начале 80-х годов более половины молодых рабочих и служащих промышленных предприятий не имели специальной подготовки до начала трудовой деятельности, были вынуждены получать профессиональную квалификацию в форме индивидуального и бригадного ученичества непосредственно на рабочем месте в ходе курсового обучения, вечернего или заочного образования в вузах и ссузах.
Перестройка экономики страны и происходящее в этой связи сокращение абсолютной численности занятых в материальном производстве, повышение занятости в отраслях сферы обслуживания, снижение доли рабочих малоквалифицированного ручного труда и рост потребности в квалифицированной рабочей силе неизбежно вызовут ряд изменений в направлениях трудопотоков и в первую очередь среди молодежи, впервые вовлекаемой в отрасли экономики. Уже довольно четко стал проявляться процесс перераспределения прироста трудовых ресурсов в пользу непроизводственной сферы и сокращения занятости в отраслях материального производства. В дальнейшем этот процесс интенсифицируется.
Инфраструктура сети начального профессионального образования определяется социальными и экономическими потребностями и реализацией перспективных программ занятости населения регионов.
Одновременно она должна удовлетворять потребностям и интересам личности в получении начального профессионального образования, повышении культурного уровня как основы дальнейшего саморазвития человека, активного участника экономической жизни общества.
Таким образом, вопросы прогностического характера, связанные с научно обоснованной профориентацией, перспективой развития инфраструктуры сети системы начального профессионального образования, кадровым, финансовым, материально-техническим, научным, программно-методическим и правовым обеспечением системы подготовки рабочих кадров, в соответствии с требованиями современных социально-экономических условий постоянно должны находиться в поле зрения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Переход к рыночной экономике, изменения в характере и содержании труда рабочих, структурные изменения национальной экономики настоятельно требуют качественных изменений в функционировании системы начального профессионального образования. Конкурентоспособность выпускника профессионального училища или лицея на рынке обеспечивается его профессиональной мобильностью, базирующейся на широкой политехнической и профессиональной подготовке рабочего. Профессиональная мобильность создает социальную защищенность рабочих в условиях рыночных отношений. Современное производство, его государственный и негосударственный сектор, выдвигает требования расширения профиля и повышения качества обучения.
В связи с этим другим важным аспектом деятельности является обновление содержания начального профессионального образования, повышение его качества.
В содержании образования необходимо решить следующие задачи:
Устранить перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребованы в дальнейшей социальной или профессиональной деятельности выпускника.
Изменить методы обучения, уделив особое внимание тем из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся.
Восстановить и укрепить связи профессионального образования с практикой, т.е. с социальными партнерами и прежде всего с работодателями.
Создать механизмы систематического обновления содержания образования.
Для системы профессионального образования в целом, а для начального профессионального образования в особенности крайне важно социальное партнерство, организация постоянного социального диалога между профессиональными училищами и лицеями, работодателями, профсоюзами и службами занятости.
Развитие социального партнерства в области начального профессионального образования должно способствовать повышению качества подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования, а следовательно, развитию экономики региона за счет повышения качества воспроизводимых профтехшколой трудовых ресурсов.
Программа предусматривает отбор проблем для программной разработки и реализации на региональном уровне, увязку по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса научно-исследовательских, учебно-производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем в области профессиональной ориентации, подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, а также переподготовки незанятой молодежи и высвобождающегося населения.
Реализация Программы создает условия для выполнения Основных задач среднесрочной перспективы (до 2010 года) в области начального профессионального образования и позволит:
обеспечить повышение требований выпускных стандартов, ориентацию их на международный уровень качества, предусмотрев участие работодателей в формировании стандартов;
создать условия для значительного повышения качества профессиональной подготовки выпускников. Предусмотреть усиление профессиональной составляющей в учебном процессе;
оптимизировать сеть учебных заведений с одновременным обновлением материально-технической базы и созданием ресурсных центров; развить инфраструктуру учебно-производственной деятельности; создать условия для обеспечения использования базы предприятий всех форм собственности для организации практического обучения учащихся;
перейти на смешанную систему финансирования учреждений из бюджетов различных уровней, сформировать новые модели финансирования, в том числе на основе многоучредительства. Повысить привлекательность системы начального профессионального образования для потенциальных инвесторов;
обеспечить правовую поддержку развития многоуровневых учреждений начального профессионального образования как новых видов образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, профессионального технологического обучения школьников, переподготовки взрослого населения;
обеспечить направление государственных ресурсов, выделяемых на переподготовку незанятого населения по рабочим профессиям, в учреждения начального профессионального образования.
Важно определить движущие силы, социальные и профессиональные группы, которые должны быть включены в реализацию настоящей Программы.
Это прежде всего потребители профессиональных образовательных услуг – учащиеся и их родители. Одна из основных целей Программы – поднять востребованность профессиональной школы у населения.
Конечно, главные реализаторы Программы – директора профессиональных училищ и лицеев, а также возглавляемые ими педагогические коллективы: педагоги, мастера производственного обучения.
Прямые участники претворения Программы в жизнь – менеджеры образования – работники региональных органов управления образованием.
Не обойтись без привлечения к реализации Программы специалистов, работающих на рынках сырья и материалов; методической, учебно-программной документации, учебной литературы; учебно-лабораторного оборудования; строительных услуг; системы повышения квалификации.
Программа не будет работать без привлечения к участию в ней представителей работодателей.
Модернизация начального профессионального образования вряд ли возможна без расширения участия общества в управлении им, которое может быть достигнуто путем создания следующих общественных институтов:
системы попечительских советов в целях усиления внимания местного сообщества к нуждам начального профессионального образования, обеспечения притока в образовательные учреждения дополнительных ресурсов – финансовых, материальных, кадровых, их эффективного использования и общественного контроля за деятельностью администрации;
фондов поддержки начального профессионального образования, аккумулирующих средства юридических и физических лиц и направляющих их на решение конкретных проблем данной сферы;
системы поддержки профессиональных сообществ в сфере начального профессионального образования, их привлечение к решению вопросов образовательной тактики и стратегии на региональном уровне;
условий, прежде всего налоговых, для стимулирования различных форм самоорганизации населения и хозяйствующих субъектов в поддержку начального профессионального образования.
Успех Программы гарантирован только в том случае, если она станет программой тактики и стратегии в области начального профессионального образования для всех без исключения участников этого процесса в конкретном регионе.

2. Примерная структура Программы
1. Концептуальные положения.
2. Место и роль прогноза потребности среди проблем подготовки рабочих.
3. Методические аспекты основ прогнозирования перспективной потребности в подготовке кадров.
3.1. Сочетание прогнозного и стихийного в системе начального профессионального образования.
3.2. Уровень децентрализации в системе начального профессионального образования.
3.3. Роль региональных органов управления образованием в системе подготовки кадров.
4. Характеристика состояния системы начального профессионального образования в регионе.
5. Особенности развития схемы начального профессионального образования региона в условиях перехода к рыночной экономике.
6. Новое содержание начального профессионального образования.
7. Методические основы формирования регионального компонента государственного стандарта начального профессионального образования.
8. Финансирование начального профессионального образования.
9. Переподготовка взрослого населения в учреждениях начального профессионального образования.
10. Развитие учебно-материальной базы системы начального профессионального образования.
11. Компьютеризация системы начального профессионального образования.
12. Охрана здоровья обучающихся профессиональных училищ и лицеев.
13. Мероприятия по реализации программы развития начального профессионального образования региона по разделам:
13.1. Содержание и качественное обновление начального профессионального образования.
13.2. Развитие сети профессиональных училищ и лицеев.
13.3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации высвобождаемого населения. Подготовка на производстве.
13.4. Развитие кадрового потенциала начального профессионального образования.
13.5. Развитие научного обеспечения начального профессионального образования.
13.6. Развитие учебно-материальной базы начального профессионального образования.
13.7. Обеспечение социальной защиты обучающихся и работников профессиональных училищ и лицеев.
13.8. Принципы социального партнерства и государственной поддержки в области молодежной политики.
13.9. Международное сотрудничество.
14. Расчетные показатели затрат на реализацию мероприятий, предусмотренных программой развития начального профессионального образования региона.
15. Положение молодежи на региональном рынке труда.
16. Действия по решению проблемы социальной адаптации и занятости молодежи в регионе.
17. Нормативно-правовое обеспечение социальной адаптации и занятости молодежи.
18. Организационное и методическое обеспечение профессионального образования незанятой молодежи.
19. Совершенствование системы профессиональной ориентации и социальной адаптации обучающейся и незанятой молодежи.
20. Система мер по стимулированию трудоустройства выпускников образовательных учреждений.

3. Этапы разработки и реализации Программы
Разработка Программы осуществляется по следующим этапам:
1. Принятие решения о разработке Программы.
Для разработки Программы целесообразно издать приказ руководителя регионального органа исполнительной власти, который определяет сроки разработки Программы и состав рабочей группы по ее подготовке.
В состав рабочей группы целесообразно включить руководителей основных подразделений региональных органа исполнительной власти и органа управления образованием, директоров образовательных учреждений начального профессионального образования, представителей отраслевых союзов работодателей, отраслевых профсоюзов и отраслевых научно-исследовательских организаций.

2. Формирование Программы.
Данный этап является основным при разработке Программы и включает в себя:
определение структуры Программы, ее целей и задач;
содержание основных разделов Программы;
перечень материалов, необходимых для подготовки Программы, их сбор, анализ и обобщение;
подготовку проекта Программы, который в обязательном порядке должен содержать ожидаемые конечные результаты реализации Программы.

3. Оценка и экспертиза Программы.
На данном этапе проводится согласование проекта Программы с Минобразованием России, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, соответствующими общероссийскими объединениями работодателей и профсоюзов.

4. Утверждение Программы.
Программа утверждается региональными органом исполнительной власти и органом управления образованием, отраслевыми союзами работодателей и отраслевыми профсоюзами.

5. Реализация Программы.
После утверждения Программы региональный орган исполнительной власти совместно с региональным органом управления образованием, отраслевыми союзами работодателей и отраслевыми профсоюзами организуют работу по ее реализации.
В рамках данного этапа работа проводится по двум направлениям:
управление реализацией Программы. В целях организации работы по реализации Программы целесообразно издать приказ “О мерах по реализации Программы”, в котором необходимо определить ответственных за выполнение каждого пункта плана мероприятий, сроки предоставления информации о ходе реализации Программы;
контроль за ходом выполнения Программы. Осуществляется анализ выполнения основных показателей, предусмотренных Программой; рассматривается ход выполнения важнейших мероприятий Программы на совещании у руководства регионального органа исполнительной власти.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте