Какие бы модные слова ни использовали для добавления убедительности и веса тому или иному названию, есть реальные характеристики и тенденции, которые влияют на экономику и социальную жизнь Москвы. От того, насколько полно мы эти характеристики выявили, насколько угадали вектор развития тенденций, зависят эффективность и результативность каждодневных действий.
Многие не понимают или не имеют представления о том, что такое среднее профессиональное образование и кому оно нужно. Тем не менее есть две отличительные особенности, которыми колледжи Москвы сильны. Это не значит, что их нет у школ или вузов, просто в колледжах они ярко выражены и стандартны для всех. Это мастера и мастерские, специальные усилия по воспитанию, которые направлены на то, что слабосоциализированный контингент (особенно по программам начального профессионального образования) увеличивает собственную мотивацию к профессиональным навыкам и будущей профессиональной траектории. Средства для этого – через набор программ по формированию собственного восприятия мира и структуры действий. Мастера и мастерские, в которые с 2007 года город вкладывает значительные средства, позволяют получать предметные навыки, а это означает возможность встраиваться в окружающий мир через так называемые умные руки – актуальные умения и навыки, связанные с воплощением и обслуживанием чьих-то разработок. Передовые колледжи имеют собственные маркетинговые и аналитические службы, задача которых, как бы они ни назывались по форме, разобраться с запросами населения. Главными ориентирами в профессиональном образе выпускника выступают федеральные образовательные стандарты и требования работодателя. В течение 2,5-4 лет студент должен приобрести соответствующий «вид». Но по оценкам специалистов-аналитиков, информация, с которой сталкивается человечество, удваивается каждые полтора года. Для того чтобы программы продолжали быть актуальными, надо внимательно относиться к той части учебного плана, который называется «профессиональный цикл», внимательно относиться – следить за тем, чтобы содержание каждой составляющей этого цикла – отдельной рабочей программы каждого предмета – содержало материал современных технологий, чтобы транслировал этот материал профессионал, который участвует в информационном обмене соответствующего рынка. Характеристика правильного отношения – спрос на эти отдельные рабочие программы как продукт коммерческого образования. В сфере ЖКХ и строительства Москвы происходят важные изменения. Крупные стройки уходят все дальше за МКАД, застройка в Москве идет точечно и аккуратно, многие исполнительные органы участвуют в контроле за соблюдением законности при строительстве, многие строительные компании имеют собственную систему контроля качества и расхода материалов. Без знаний санитарных норм, норм безопасного труда, корпоративных принципов внутренних систем контроля выпускник не будет успешен. Сами технологии в погоне за эффективностью сильно меняются. Кроме появления таких отдельных историй, как бурный рост слаботочных систем или развитие энергоэффективных технологий, изменения касаются самых консервативных областей. Новые формы несъемных опалубок, нестандартные конструктивные решения, армирование углеволокном, новые отделочные материалы как целые системы, инженерия, все больше ориентированная на автоматизацию. Все чаще речь идет о грамотном обслуживании и улучшении готовых систем – сфера ЖКХ укрупняется. Это все должно получить отражение в рабочих программах и регулярно обновляться их составителями, тогда можно утверждать, что программы гибкие и актуальные. Таким образом, обозначились решения для задачи «Московского образования 2012-2016»: формирование спектра гибких профессиональных образовательных программ, ориентированных на удовлетворение потребностей работодателей города Москвы в квалифицированных кадрах. Колледжи Москвы сейчас переживают вторую волну укрупнения после изменений системы в 2005 году. Директор становится все дальше от студента. Это неплохо, если кто-то по-прежнему отвечает за качество образования и вышеупомянутых процессов. Не стоит пренебрегать решениями, которые тоже можно отнести к сильным сторонам системы профобразования Москвы. Издавна существует такая фигура – наставник, которая призвана «стягивать» образовательные процессы как единство учебного и воспитательного направлений. Именно наставник в силах обеспечить профессиональную траекторию каждого студента, разобраться в особенностях, подобрать эффективные стимулы профессионального роста, заложить механизмы этого роста. Более того, именно наставник управляет временем практики и подбирает подходящие объекты для тренировки профессиональных навыков, а также реагирует на инициативы студентов. Это решение также относится к задаче «Столичное образование» – поддержке инициатив студентов и государственных образовательных учреждений профессионального образования, ориентированных на решение проблем социально-экономического развития Москвы. Таким образом, формула успешного, эффективного колледжа, где компетенции выпускников соответствуют требованиям работодателей, где слабосоциализированный контингент приобретает актуальные прикладные навыки и встраивается в социальную жизнь города, выглядит таким образом: бюджетом часов учебного плана управляет наставник; по отношению к студенту наставник выстраивает набор эффективных стимулов профессионального роста, отвечает за траекторию профессионального роста, которая приведет к соответствию ФГОС и требованиям работодателя; мастера и мастерские, набор программ по профессиональным навыкам социализации – основной актив обеспечения качества; наставник выстраивает систему требований к преподавателям и программам в соответствии с траекторией студента.Константин АФОНИН, директор строительного колледжа №26
Комментарии