В настоящее время важной задачей московского образования стало установление соответствия между объемами финансирования образовательных организаций и качеством (результативностью) их деятельности.
Сложность решения такой задачи обусловлена тем, что в современной системе образования происходят значительные изменения: меняются структура и содержание образования, вводятся стандарты общего образования, реализуются инновационные педагогические и информационные технологии, меняется инфраструктура образовательных организаций и осуществляется переход на новую систему оплаты труда. Одним из параметров контроля за деятельностью государственного учреждения становится контроль и оценка качества выполнения государственных услуг и работ, входящих в состав государственного задания (ГЗ), или целевой субсидии. Такая оценка выполнения ГЗ необходима органам исполнительной власти для принятия своевременных управленческих решений, направленных на обеспечение условий оказания государственных услуг, оценку степени удовлетворенности общества качеством образования и своевременное выявление и устранение ошибок по выполнению ГЗ, повышение доступности качественного образования для всех слоев населения. Существующие в настоящее время механизмы формирования государственного задания пока еще не стали эффективным управленческим инструментом и требуют основательной проработки. Отсюда и существо проблемы: «вкладываем в образование больше, а качество все хуже».В настоящее время многое делают для повышения эффективности формирования и выполнения государственного задания, вместе с тем в значительной степени остаются открытыми ответы на ключевые вопросы бюджетирования, ориентированного на результат: Как измерить результат в образовании? Какие затраты необходимы для получения этого результата? Каким образом определить, связан результат с затратами или нет? Как сформировать государственное задание? Как проверить качество его формирования? Как проверить уровень выполнения задания? Как оценить эффективность выполнения?Объективная потребность в получении ответов на поставленные вопросы актуализировала задачу разработки особого инструментария формирования государственного задания, нацеленного на повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечивающего системное представление взаимосвязи государственного задания с другими инструментами бюджетирования, ориентированного на результат (нормативы затрат, новая система оплаты труда, система сбалансированных показателей).Ближайшая работа – выделение целевых показателей Федеральной целевой программы развития образования, программы «Столичное образование», программ развития образовательных организаций; проведение аудита полноты представления и согласованности целевых показателей с частными; проведение декомпозиции целевых показателей на совокупность частных показателей; формирование требований к статистическим базам данных по частным показателям; разработка оснований для перехода к системе сбалансированных показателей (ССП), формирование группы показателей, которые прямо определяют затраты прямо; формирование группы показателей, которые косвенно определяют затраты; разработка оснований для создания нормативов на оказание (выполнение) государственными учреждениями государственных услуг (работ).При формировании государственного задания важны принципы корпоративной социальной ответственности всех сторон, заинтересованных в устойчивом социально-экономическом развитии региона. В этой связи крайне важно обеспечение баланса между мероприятиями Федеральной целевой программы развития образования, программы «Столичное образование» и ГЗ образовательных организаций; обеспечение преемственности показателей по полноте и согласованности с целевыми показателями программы «Столичное образование»; обеспечение баланса мероприятий и показателей их выполнения с показателями Федеральной целевой программы развития образования и программы «Столичное образование».Все это предопределяет объективную потребность замены механизмов управления процессом формирования государственного задания. Принципиально важно перейти от управления мероприятиями ГЗ к управлению портфелями мероприятий, от управления проектами – к управлению портфелями проектов. Под портфелями понимается целостная совокупность согласованных и сбалансированных мероприятий и проектов на всех уровнях программ развития образования. По существу, в ближайшее время будет осуществлен переход от управления мероприятиями программ развития к управлению программами развития на разных уровнях организации.Сложность решения задач такого рода обусловлена тем, что в системе образования существует много факторов, формализовать которые не представляется возможным, но именно эти факторы изменяются с высокой динамикой, именно они оказывают ключевое влияние на качество образования.Можно утверждать, что в стратегической перспективе произойдет принципиальное изменение систем организационного управления проектами. Востребованным будет такое организационное управление, которое будет способно поддерживать динамическое равновесие в процессе развития образования столичного региона с использованием такого мощного инструмента бюджетирования, ориентированного на результат, как государственное задание.В итоге стержневая концептуальная идея состоит в повышении эффективности расходования бюджетных средств за счет формирования механизмов, обеспечивающих баланс между выделяемыми объемами финансирования и результативностью деятельности образовательных организаций в направлении обеспечения качества образования.Игорь БАШКАТОВ, доцент МИРО
Комментарии