Министр образования и науки России Дмитрий ЛИВАНОВ принял участие в «Правительственном часе» в Государственной Думе. В своем выступлении Дмитрий Викторович, по сути, подвел итоги работы отечественной системы образования за последний год.
Чуть больше года назад вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации». Чтобы новый закон заработал, принято множество нормативно-правовых актов: 6 федеральных законов, 2 указа Президента РФ, только наше министерство выпустило 660 приказов, кардинально обновлена нормативно-правовая база во всех субъектах Российской Федерации. В работе мы руководствуемся принятой в 2013 году Государственной программой развития образования до 2020 года – нашим основным документом стратегического планирования. Сразу отмечу, что наши действия находят положительный отклик у граждан. Согласно результатам независимых социологических исследований, опубликованных в сентябре этого года, за прошедший год с 21% до 34% увеличилась доля респондентов, которые позитивно оценивают состояние сферы образования, а доля критически оценивающих происходящие изменения снизилась с 37% до 27%. Число опрошенных, которые считают, что они, их дети или внуки могут получить хорошее образование, за год выросло с 33% до 49%, 81% родителей, дети которых на момент опроса учатся, удовлетворены качеством их образования. В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» Правительство Российской Федерации ежегодно готовит доклад о реализации государственной политики в сфере образования. Об интеграции новых субъектов в единое образовательное пространство Российской ФедерацииОдно из важнейших направлений нашей работы в 2014 году – интеграция образовательных организаций Крымского федерального округа в российскую систему образования. Необходимая нормативно-правовая база для этого создана. Выпускникам крымских школ этого года выданы российские документы об образовании, они получили возможность поступить в российские вузы, было закуплено около 3 млн учебников, свыше 30 тыс. педагогов в 2014 году пройдут повышение квалификации. Школы и детские сады ремонтируют, оснащают современным оборудованием. С 2015 года начнется масштабная модернизация международного детского центра «Артек» и двух университетов – Крымского федерального и Севастопольского государственного. О дошкольном образованииВ 2013 году был принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Как и стандарты школьного образования, он состоит из требований к основной образовательной программе, к условиям ее реализации (то есть к кадрам, к среде, в которой находится ребенок) и к результатам ее освоения. Принципиальное отличие в том, что никаких форм оценки знаний в детских садах стандарт не предусматривает. Стандарт вводится в условиях, когда система дошкольного образования в России развивается быстрыми темпами. Во всех регионах строят новые, соответствующие современным требованиям детские сады – за год их построено более 500, модернизируют старые здания, растет число негосударственных детских садов (рост в 2013 году более чем на 40 процентов). Это бурное развитие – результат совместных усилий федерального центра и регионов. В 2013-2014 годах на модернизацию региональных систем дошкольного образования из федерального бюджета выделено 100 млрд рублей, региональное софинансирование составило более 70 млрд рублей. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации о повышении доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет было создано в 2013 году более 400 тыс. новых мест в детских садах, в 2014 году будет создано около 350 тыс. мест, а в 2015 году – еще около 350 тыс. мест. Дошкольное образование у нас бесплатное, но родители платят за присмотр и уход. В среднем по России плата составляет 1410 рублей в месяц, за последний год рост не превышает темпов инфляции. Об общем образованииВ 2011-2013 годах был реализован проект модернизации региональных систем общего школьного образования. Об итогах этого проекта нам всем хорошо известно – учителя повышали квалификацию для работы по новым стандартам, в школах проводили капитальный ремонт, закупали новое оборудование – и учебное, и технологическое, например, для школьных столовых. С этого учебного года все дети в начальной школе – с первого класса по четвертый – учатся по новому стандарту, в марте 2015 года будет впервые проведен общероссийский мониторинг их учебных достижений. Мы утвердили новый Федеральный перечень учебников для школ. Количество учебников в нем сокращено вдвое – с трех до полутора тысяч. Учебники проходили многоуровневую экспертизу – научную, психолого-педагогическую, общественную, при необходимости – этнокультурную и региональную. Важное новшество – появление общественной экспертизы: учебник теперь оценивают не только РАН и РАО, но и представители общественных организаций, родители. Требования к учебникам и дальше будут совершенствовать, с нового года обязательным атрибутом учебника станет электронная версия. Требования к качеству учебников будут повышать, так что предстоят дальнейшие корректировки перечня. Наше министерство организовало разработку примерной образовательной программы основного общего и среднего общего образования – мы планируем утвердить ее уже в этом году. Эти программы обеспечат единство образовательного пространства при сохранении возможностей творчества учителей, многообразия педагогических методик. Будет гарантировано единое ядро содержания программ по каждому предмету независимо от того, в какой школе они учатся, – это уже сделано по истории России. Напомню, что Российское историческое общество утвердило Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, в соответствии с которой уже ведут преподавание истории во всех школах России. В конце 2013 года правительство утвердило Концепцию развития математического образования в России, основная цель которой – выведение нашего математического образования на лидирующие позиции в мире. Мы планируем индивидуализировать обучение математике, ввести несколько уровней математической подготовки, поддерживать одаренных детей, создавать среду дополнительного образования и математического просвещения. Модернизируется содержание математического образования, особый упор делается на поддержку учителей, добивающихся выдающихся результатов. Реализация новых концепций преподавания истории и математики позволит разработать и апробировать механизмы развития образования, которые можно будет применять и в других предметных областях. Задача ближайшего года – подготовка к запуску с 2016 года новой масштабной программы модернизации общего образования. Основная и старшая школа переходят на новые стандарты, растет число детей школьного возраста – на 2,5 млн к 2019-2020 учебному году. Чтобы обеспечить современные условия обучения каждому российскому школьнику, нам до 2020 года предстоит масштабное переоснащение школ, повышение квалификации учителей для работы в новых условиях и создание не менее 4,5 млн новых мест в системе общего образования. О едином государственном экзаменеАнализ результатов ЕГЭ 2014 года свидетельствует о честном и объективном проведении экзамена. При этом исключена возможность использования результатов ЕГЭ как главного основания для оценки регионов, муниципалитетов, школ, учителей. Наша задача – выявить проблемные зоны в нашем школьном образовании, требующие повышенного внимания. При нашем методическом участии в регионах будут развернуты программы поддержки школ, где результаты оставляют желать лучшего, в частности, для учителей этих школ будут организованы массовые программы повышения квалификации. Сейчас принято решение о разделении на базовый и профильный уровни ЕГЭ по математике в 2015 году, предусмотрено введение раздела «говорение» в ЕГЭ по иностранному языку, неоднократная сдача и пересдача экзаменов. По предметам, обучение по которым завершается в десятом классе, можно будет сдать экзамены, не дожидаясь следующего года. 3 декабря 2014 года одиннадцатиклассники во всех российских школах напишут выпускное сочинение, результаты которого будут учитывать при поступлении в вузы. Для нас сочинение не просто проверка знаний по русскому языку и литературе, это междисциплинарный экзамен, дающий возможность оценить общую эрудицию школьников, их умение оперировать знаниями, которые получены в школе и которые пригодятся им в жизни.
Комментарии