search
main
0

На повестке дня – доступность, качество, развитие образования

​Министр образования и науки России Дмитрий ЛИВАНОВ принял участие в «Правительственном часе» в Государственной Думе. В своем выступлении Дмитрий Викторович, по сути, подвел итоги работы отечественной системы образования за последний год.

Чуть больше года назад вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации». Чтобы новый закон заработал, принято множество нормативно-правовых актов: 6 федеральных законов, 2 указа Президента РФ, только наше министерство выпустило 660 приказов, кардинально обновлена нормативно-правовая база во всех субъектах Российской Федерации. В работе мы руководствуемся принятой в 2013 году Государственной программой развития образования до 2020 года – нашим основным документом стратегического планирования. Сразу отмечу, что наши действия находят положительный отклик у граждан. Согласно результатам независимых социологических исследований, опубликованных в сентябре этого года, за прошедший год с 21% до 34% увеличилась доля респондентов, которые позитивно оценивают состояние сферы образования, а доля критически оценивающих происходящие изменения снизилась с 37% до 27%. Число опрошенных, которые считают, что они, их дети или внуки могут получить хорошее образование, за год выросло с 33% до 49%, 81% родителей, дети которых на момент опроса учатся, удовлетворены качеством их образования. В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» Правительство Российской Федерации ежегодно готовит доклад о реализации государственной политики в сфере образования. Об интеграции новых субъектов в единое образовательное пространство Российской ФедерацииОдно из важнейших направлений нашей работы в 2014 году – интеграция образовательных организаций Крымского федерального округа в российскую систему образования. Необходимая нормативно-правовая база для этого создана. Выпускникам крымских школ этого года выданы российские документы об образовании, они получили возможность поступить в российские вузы, было закуплено около 3 млн учебников, свыше 30 тыс. педагогов в 2014 году пройдут повышение квалификации. Школы и детские сады ремонтируют, оснащают современным оборудованием. С 2015 года начнется масштабная модернизация международного детского центра «Артек» и двух университетов – Крымского федерального и Севастопольского государственного. О дошкольном образованииВ 2013 году был принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Как и стандарты школьного образования, он состоит из требований к основной образовательной программе, к условиям ее реализации (то есть к кадрам, к среде, в которой находится ребенок) и к результатам ее освоения. Принципиальное отличие в том, что никаких форм оценки знаний в детских садах стандарт не предусматривает. Стандарт вводится в условиях, когда система дошкольного образования в России развивается быстрыми темпами. Во всех регионах строят новые, соответствующие современным требованиям детские сады – за год их построено более 500, модернизируют старые здания, растет число негосударственных детских садов (рост в 2013 году  более чем на 40 процентов). Это бурное развитие – результат совместных усилий федерального центра и регионов. В 2013-2014 годах на модернизацию региональных систем дошкольного образования из федерального бюджета выделено 100 млрд рублей, региональное софинансирование составило более 70 млрд рублей. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации о повышении доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет было создано в 2013 году более 400 тыс. новых мест в детских садах, в 2014 году будет создано около 350 тыс. мест, а в 2015 году – еще около 350 тыс. мест. Дошкольное образование у нас бесплатное, но родители платят за присмотр и уход. В среднем по России плата составляет 1410 рублей в месяц, за последний год рост не превышает темпов инфляции. Об общем образованииВ 2011-2013 годах был реализован проект модернизации региональных систем общего школьного образования. Об итогах этого проекта нам всем хорошо известно – учителя повышали квалификацию для работы по новым стандартам, в школах проводили капитальный ремонт, закупали новое оборудование – и учебное, и технологическое, например, для школьных столовых. С этого учебного года все дети в начальной школе – с первого класса по четвертый – учатся по новому стандарту, в марте 2015 года будет впервые проведен общероссийский мониторинг их учебных достижений. Мы утвердили новый Федеральный перечень учебников для школ. Количество учебников в нем сокращено вдвое – с трех до полутора тысяч. Учебники проходили многоуровневую экспертизу – научную, психолого-педагогическую, общественную, при необходимости – этнокультурную и региональную. Важное новшество – появление общественной экспертизы: учебник теперь оценивают не только РАН и РАО, но и представители общественных организаций, родители. Требования к учебникам и дальше будут совершенствовать, с нового года обязательным атрибутом учебника станет электронная версия. Требования к качеству учебников будут повышать, так что предстоят дальнейшие корректировки перечня. Наше министерство организовало разработку примерной образовательной программы основного общего и среднего общего образования – мы планируем утвердить ее уже в этом году. Эти программы обеспечат единство образовательного пространства при сохранении возможностей творчества учителей, многообразия педагогических методик. Будет гарантировано единое ядро содержания программ по каждому предмету независимо от того, в какой школе они учатся, – это уже сделано по истории России. Напомню, что Российское историческое общество утвердило Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, в соответствии с которой уже ведут преподавание истории во всех школах России. В конце 2013 года правительство утвердило Концепцию развития математического образования в России, основная цель которой – выведение нашего математического образования на лидирующие позиции в мире. Мы планируем индивидуализировать обучение математике, ввести несколько уровней математической подготовки, поддерживать одаренных детей, создавать среду дополнительного образования и математического просвещения. Модернизируется содержание математического образования, особый упор делается на поддержку учителей, добивающихся выдающихся результатов. Реализация новых концепций преподавания истории и математики позволит разработать и апробировать механизмы развития образования, которые можно будет применять и в других предметных областях. Задача ближайшего года – подготовка к запуску с 2016 года новой масштабной программы модернизации общего образования. Основная и старшая школа переходят на новые стандарты, растет число детей школьного возраста – на 2,5 млн к 2019-2020 учебному году. Чтобы обеспечить современные условия обучения каждому российскому школьнику, нам до 2020 года предстоит масштабное переоснащение школ, повышение квалификации учителей для работы в новых условиях и создание не менее 4,5 млн новых мест в системе общего образования. О едином государственном экзаменеАнализ результатов ЕГЭ 2014 года свидетельствует о честном и объективном проведении экзамена. При этом исключена возможность использования результатов ЕГЭ как главного основания для оценки регионов, муниципалитетов, школ, учителей. Наша задача – выявить проблемные зоны в нашем школьном образовании, требующие повышенного внимания. При нашем методическом участии в регионах будут развернуты программы поддержки школ, где результаты оставляют желать лучшего, в частности, для учителей этих школ будут организованы массовые программы повышения квалификации. Сейчас принято решение о разделении на базовый и профильный уровни ЕГЭ по математике в 2015 году, предусмотрено введение раздела «говорение» в ЕГЭ по иностранному языку, неоднократная сдача и пересдача экзаменов. По предметам, обучение по которым завершается в десятом классе, можно будет сдать экзамены, не дожидаясь следующего года. 3 декабря 2014 года одиннадцатиклассники во всех российских школах напишут выпускное сочинение, результаты которого будут учитывать при поступлении в вузы. Для нас сочинение не просто проверка знаний по русскому языку и литературе, это междисциплинарный экзамен, дающий возможность оценить общую эрудицию школьников, их умение оперировать знаниями, которые получены в школе и которые пригодятся им в жизни. О дополнительном образовании детейВ 2014 году была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей – благодаря сотрудничеству с Национальной родительской ассоциацией в обсуждении этого документа приняли участие более 40 тыс. российских семей. Будет расти доступность дополнительного образования, улучшаться его инфраструктура, обновляться содержание. В регионах на основе концепции предстоит разработать свои программы развития дополнительного образования, пилотные проекты получат федеральную поддержку. Дети будут иметь возможность получать дополнительное образование не только в организациях, специально для этого предназначенных, будь то музыкальная школа или дворец творчества, но и в обычной школе, куда они ходят каждый день. Стандарты общего образования предусматривают часы на внеурочную деятельность в школе – это тоже дополнительное образование, причем для семей оно бесплатно. О среднем профессиональном образовании Основной принцип развития среднего профессионального образования (СПО) – выпускники профессиональных колледжей, техникумов, лицеев должны быть востребованы на рынке труда. Перечень специальностей СПО в конкретном регионе должен определяться потребностями экономики – текущими и перспективными. За два года в регионах при поддержке федерального бюджета созданы 178 многофункциональных центров прикладных квалификаций. Они задают высокую планку подготовки рабочих кадров для всех остальных организаций, где есть программы СПО, «подстраиваются» под требования конкретных работодателей, руководствуясь требованиями и образовательных, и профессиональных стандартов. Мы считаем исключительно важной работу по повышению престижа рабочих профессий. Для этого мы поддерживаем конкурсы профессионального мастерства, в том числе международные. О высшем образованииНа сегодняшний день в России сформирована новая структура высшего образования, выделена группа ведущих вузов. Это два главных университета страны – МГУ и СПбГУ, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а также ведущие, так называемые опорные региональные вузы. Они получают дополнительное финансирование на реализацию своих программ развития. За последние годы была обновлена материальная база ведущих вузов. Там развивается наука, обновляется кадровый состав, приходят более подготовленные студенты, налаживается взаимодействие с работодателями. 15 вузов участвуют в программе по достижению международной конкурентоспособности. В этом году мы начали 2 новые программы: поддержки педагогического образования и развития инженерного образования для нужд ВПК – в них участвуют более 75 вузов во всех федеральных округах. В 2014 году в вузы было принято за счет федерального бюджета 485 тыс. человек. Увеличилось количество бюджетных мест для будущих инженеров. В следующем году мы планируем принять в вузы 506 тыс. человек, то есть доступность высшего образования вырастет. Будет увеличено число бюджетных мест по направлениям и специальностям, востребованным в конкретных регионах, и в связи с массовым выпуском бакалавров значительно увеличен прием в магистратуру (например, в педагогической магистратуре – в 4 раза). Рост доступности высшего образования должен сопровождаться ростом его качества. Только с 1 сентября 2013 года из реестра аккредитованных вузов исключены более 600 организаций, в основном негосударственных, в 162 запрещен прием. Это ни в коем случае не отразится на доступности высшего образования – как я уже отметил, количество бюджетных мест в вузах растет. Но на рынке не должно остаться места для «наперсточников» от образования, филиальная сеть государственных вузов будет приведена в соответствие с потребностями развития экономики и социальной сферы соответствующих регионов. О популяризации образования на русском языкеДля популяризации образования на русском языке во всем мире мы приступили к реализации проекта «Русская школа». Институт русского языка имени Пушкина на своем портале предлагает программы онлайн-обучения по школьным предметам с 1-го по 11-й класс, в этом году начались занятия для первого класса. До конца 2014 года планируется привлечь на портал не менее 100 тыс. пользователей, а до 2018 года – не менее 10 млн. Создаваемые ресурсы открытого образования будут востребованы и за рубежом, и в нашей стране. Об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-сиротВ последние годы в России развивается инклюзивное образование, когда дети с ограниченными возможностями здоровья или с инвалидностью учатся вместе со сверстниками в обычных школах. Сейчас 55% детей с ограниченными возможностями здоровья ходят в обычные школы, и их доля постоянно растет. За прошедшие три года в разных регионах было создано 3345 базовых инклюзивных школ. До конца 2014 года впервые в истории российского образования будут приняты федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, определяющие особенности обучения таких детей как в формате инклюзии, так и в специализированных коррекционных школах. Проекты стандартов прошли апробацию в регионах и получили одобрение профессионального сообщества. Что касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то наш приоритет – устройство их в российские семьи. Эта практика успешна, о чем свидетельствует сокращение числа детей, информация о которых содержится в государственном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, – за год на 13%, до 93 тыс. Как следствие сокращается и количество детских домов: в 2009 году их было почти 1,5 тыс., в 2013 году – менее 1200. О зарплатах в системе образованияЗарплаты в системе образования растут очень быстро. В прошлом году зарплаты педагогических работников в среднем по стране выросли на 40% по сравнению с уровнем 2012 года, за первое полугодие этого года Росстат зафиксировал рост еще на 20%. Уже очевидны признаки повышения привлекательности педагогической профессии – рост количества и качества абитуриентов, поступающих на педагогические направления в вузы, приток молодых специалистов в школы и детские сады. Недавно был принят профессиональный стандарт педагога, задающий высокую планку требований к тем, кто приходит на работу в школу или детский сад. Этот стандарт станет основой профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогов общего образования. Цель нашей образовательной политики: при безусловном сохранении доступности для граждан образования всех уровней, расширения гарантий государства в сфере образования – повышение качества работы нашей образовательной системы на всех ее уровнях. Главный наш приоритет – качество образования. Все изменения стандартов, технологий, развитие инфраструктуры, повышение зарплат педагогов ориентированы на то, чтобы ученики максимально реализовывали свой потенциал и достигали высоких результатов, адекватных для современной жизни. Нашей системе образования есть чем гордиться. По результатам международных сравнительных исследований качества образования российская система общего образования входит в десятку лучших среди развитых стран. По грамотности чтения, знанию математики, естествознания четвероклассников и восьмиклассников мы не только в группе лидеров, но год от года показываем улучшение результатов. Это подтверждают и итоги выступления наших сборных команд на международных олимпиадах школьников. У нас большое количество завоеванных наград, в том числе золотых медалей. В общекомандных зачетах по математике, информатике, физике, астрономии и химии наши сборные вошли в пятерку сильнейших команд мира. Вместе с качеством важнейшую роль играет и доступность образования. По охвату детей общим образованием, по числу граждан с высшим образованием мы сегодня входим в число мировых лидеров. Отмечу особую роль тех инициатив, предложений депутатского корпуса, которые обеспечивают доступность образования. Это и сдерживание роста родительской платы за уход и присмотр в дошкольном образовании, и обеспечение доступной для студентов оплаты проживания в общежитиях, и помощь сельским школам, и поддержка мероприятий в сфере дополнительного образования детей и молодежной политики, и развитие вузовской инфраструктуры. Перед нами стоят амбициозные задачи по дальнейшему развитию системы образования. Мы сможем их решить, только объединив наши усилия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте