search
main
0

На пороге выбора. Откажемся ли мы от «владимирского наследия»?

В двадцать третий раз в Москве прошли Международные Рождественские образовательные чтения. Тема нынешних Чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси» посвящена тысячелетнему юбилею памяти великого князя – крестителя Руси, который будет отмечаться 28 июля этого года.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая Чтения в Большом Кремлевском дворце, подчеркнул, что сегодня российское общество оказалось перед новым цивилизационным выбором. Будет ли оно сохранять и развивать дальше «владимирское наследие» или сдаст свой духовный суверенитет «силам иного полюса», откажется от своей национальной и культурной идентичности, чтобы взамен «сохранить возможность удовлетворять материальные потребности и избежать неких санкций и ограничений». Но чтобы не совершить ошибки в главном выборе, нужно, заглядывая в прошлое, извлечь правильные уроки для настоящего и будущего. Как подчеркнула в своем выступлении спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, значение подвига, совершенного князем Владимиром для становления российской государственности, поистине неоценимо. Председатель Совета Федерации придает большое значение взаимодействию государства, общества и РПЦ в такой важной сфере, как образование. Этот диалог, по ее мнению, должен идти через интеграцию религиозного просвещения и светской инновационной педагогики. «Мы за гармонизацию церковно-государственных связей в образовании и воспитании школьников, молодежи», – подчеркнула Матвиенко.  Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов заметил, что чествование памяти князя Владимира и признание его заслуг имеет особое значение в нынешних внешнеполитических условиях. Оно может стать дополнительным напоминанием о силе, мужестве и стойкости русского народа, который умеет в трудную минуту встать на защиту Отечества. Это событие, а также 70-летие Победы определили тематику многих семинаров, круглых столов и встреч. Впрочем, трудно перечислить все темы мероприятий восемнадцати направлений форума, который с легкой руки Валентины Матвиенко получил определение главного интеллектуального события начала года.  Во время парламентских встреч в Госдуме работали секции и круглые столы. На одном из них горячо обсуждались проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания в российской школе. Председатель Комитета по образованию Вячеслав Никонов убежден, сегодня вопросы, связанные с воспитанием и духовностью, снова выходят на первый план. Получая знания в школе, современные дети в храмах и музеях чувствуют себя иностранцами. Он подчеркнул важную роль церкви в воспитании молодежи. Современная педагогическая наука разложила воспитание на составляющие, заметил Вячеслав Алексеевич, и только православной педагогике удалось сохранить его целостность.  Патриарх Кирилл и на открытии Чтений, и во время парламентских встреч в Госдуме подчеркнул актуальность преподавания основ православной культуры школьникам в рамках ОРКСЭ. Назрела необходимость распространения этого курса на все годы обучения в школе.  Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с критикой того, что в некоторых регионах России по-прежнему продолжает действовать негласный административный запрет на выбор родителями разных модулей ОРКСЭ. По его данным, им навязывают курс светской этики. С подобными проблемами встречались родители в Сахалинской области, Камчатском крае, Башкирии, Карелии, некоторых других республиках. «Светский характер образования – это независимость от какой-либо идеологии и свобода выбора, а не скрытый атеистический подтекст», – отметил архиерей. Еще один важный вопрос касается экспертизы школьных учебников по религиозным культурам в религиозных организациях. Законом установлена экспертиза примерных образовательных программ. Но детям на стол ложится не примерная программа, а учебник. Поэтому экспертиза, условно говоря, обязательного минимума содержания по курсу религиозной культуры явно недостаточна. Это просто набор основных учебных тем. Необходима экспертиза самого учебника в религиозной организации. Председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая поддержала инициативу об экспертизе школьных учебников представителями традиционных конфессий. Рассказав, что в Госдуму внесен проект закона о единой линейке учебников по русскому языку, литературе и истории Отечества, депутат посетовала: «Мы допустили ошибку, не включив в проект закона положение о том, чтобы в экспертизе учебников принимали участие представители традиционных конфессий. Во всяком случае по гуманитарным дисциплинам». Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк заявила о готовности к сотрудничеству в решении названных проблем. «Сейчас мы проводим анализ результатов реализации программы ОРКСЭ. Важно определить ее результативность, как повлиял этот курс на нравственность учеников», – сказала она. Результаты мониторинга, по мнению Третьяк, подскажут, как министерство будет дальше развивать преподавание религиозных культур в школе. Как всем миром можно сделать жизнь полнее, интереснее, богаче, показала ярмарка презентаций успешных практик. Таких площадок, где проходил обмен опытом, я насчитала больше десятка. И проходили они в разных местах столицы. Утешившись афоризмом «Нельзя объять необъятное», я остановила свой выбор на двух мастерских по обмену опытом.  «» – совместный долговременный проект Екатеринодарской и Кубанской епархии и Минобрнауки Краснодарского края – уже вышел за рамки региона. Его участников сегодня ждут и в других соседних с Кубанью территориях. В летние дни педагоги, а это победители краевого конкурса среди учителей ОПК, выезжают на специальном автобусе в города и села края. Почему им удается собирать огромные залы слушателей в домах и дворцах культуры? Потому что в своих выступлениях со сцены педагоги отвечают на вечные вопросы: зачем я живу? Есть ли в жизни счастье? Что такое любовь? Как стать успешным? и другие. А в Нижегородской области с помощью грантового конкурса «Православная инициатива» удалось создать сеть центров духовно-нравственного просвещения. За последние годы активизировалась работа по краеведению, возрождению ремесел, организации различных народных праздников. К примеру, на фестиваль семейной песни «Голос Ветлуги» теперь едут гости из самых разных регионов России. Несколько дней звучат на Красной Горе, что возвышается над рекой Ветлугой, душевные песни. Конкурс «Православная инициатива» – это реальная поддержка красивых добрых дел, таких, к примеру, как сладкая помощь детским домам «Мед от медведя» или открытие семейного центра «Забота». Об этих и других плодах совместного сотрудничества с воодушевлением рассказал Артем Кавинов, министр социальной политики Нижегородской области. Подарки Конкурс «За нравственный подвиг учителя» всегда дарит встречи с яркими педагогами-подвижниками. В этом году по его результатам Дипломом I степени и Патриаршей грамотой награждена профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета Людмила Леонидовна Шевченко. Ее учебные пособия по духовно-нравственному воспитанию широко используются в педагогической практике многих регионов России. Елена Ильченко, педагог дополнительного образования из города Кисилевска Кемеровской области, православным краеведением стала заниматься семнадцать лет назад. Елена Анатольевна вовлекла в это движение и детей, и взрослых. Сегодня написанная ею специальная программа «Православное краеведение» используется педагогами для знакомства школьников со святынями родного края.  Татьяна Тужикова, доцент Томского педагогического университета, увлекшись музейной педагогикой, разработала целый комплекс занятий для педагогов школ и преподавателей вузов. Сотрудничество с церковно-археологическим кабинетом при Томской духовной семинарии позволило расширить рамки музейных занятий. Ее тезка из Москвы, учительница 572-й школы Татьяна Комарова, сделала ученикам, изучающим основы православной культуры, нужный подарок – рабочую тетрадь в виде планшета. Каждому этапу урока соответствует определенная рубрика.Надежда Пермикина, педагог республиканского Центра развития дополнительного образования, занимается с детьми по своей авторской программе «Удивительная Якутия». Программа рассчитана на три года. Когда на первый урок родители приводят своих малышей, то, послушав педагога, сами садятся рядом с детьми. Ведь так интересно умеет Надежда Августовна рассказать, почему по тропам, проложенным алеутами, не пройдет чужак или как по узору одежды прочесть биографию ее хозяина. На Чтения педагог попала впервые и искренне восхищалась тем, как много радости вместили три дня, проведенные в столице. Впрочем, от многих участников форума довелось слышать признание о его необыкновенной энергетике. Да и сама я, став завсегдатаем январских Чтений, никогда не ухожу без подарков – встреч с удивительными людьми.  Ну как не восхититься автором книги «Ключ к победе», идея которой просто гениальна?! Учительница из поселка Борисоглебский Ярославской области Светлана Щукина соединила в одной книге воспоминания детей, переживших блокаду, и нынешних их сверстников. Удивительно, каким-то непонятным образом те, кого называют компьютерным поколением, брали в собеседники ровесников, в чем-то схожих с ними.Как не поблагодарить судьбу за встречу с матерью четверых детей Ниной Черняевой, юристом по образованию?! Мы с ней оказались случайно (а может, не случайно) рядом на семинаре «Нравственные основы семейной жизни в школьном образовании». Как метко и точно она резюмировала выступления! В перерыве я услышала от соседки, как она, не оставляя своей профессиональной деятельности, проводит фестивали духовной культуры, организует со школами совместные проекты. Небольшая книжица «Рождественская звезда» в селе Устюг» (есть в Емельяновском районе Красноярского края такое древнее село) с рассказами детей – еще один радостный подарок. То сибирское село с недавних пор называют столицей фестиваля «Рождественская звезда». Поистине, творческому народу нет переводу!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте