search
main
0

На пороге перемен

Заместитель начальника Управления военно-учебных заведений ФПС РФ полковник Андрей ПИВОВАРЕНКО рассказывает
о проблемах и перспективах развития системы военного образования

– Андрей Александрович, как изменились пограничные вузы за последние 10 лет?
– Когда российское образование в начале 90-х годов подверглось реформам, прежде всего получило новую законодательную базу, Погранслужба взялась приводить свои вузы в соответствие ей. И несмотря на сложности, мы достигли цели. Все наши вузы получили государственную аттестацию и аккредитацию.
– Насколько преобразования обеспечены материально?
– Недофинансирование – общая беда. Практически финансируется только жизнедеятельность вузов. Все, что касается учебной материально-технической базы, перехода на новые образовательные технологии, – не финансируется вообще. Так, за нашим управлением – статья, используемая на учебные расходы. На 7 вузов плюс кадетский корпус за последние 4 года мы получали по 2 миллиона рублей. Практически все деньги ушли на закупку литературы по гражданским дисциплинам, чтобы обеспечить государственную аттестацию и аккредитацию, выполнить требования к информационной базе вузов.
Но кроме книг, требуется обновлять всю учебно-материальную базу, необходимы технические средства обучения нового поколения, компьютеры, видео-, аудио- и прочая техника, оборудование, многое другое. А денег нет.
Мы в рамках закона нашли “нишу”. Все наши вузы получили права на платную образовательную деятельность, в том числе и по программам подготовки гражданских специалистов, готовят студентов заочно, в очно-заочной (вечерней) форме. Заработанные деньги тратят на учебно-материальную базу и поддержку преподавателей из числа гражданского персонала. Насколько мне известно, такой широкой практики в других военных вузах, например, Минобороны нет.
– Как преобразования сказались на качестве учебы?
– Новые условия породили проблемы, связанные с блоком военно-профессиональных дисциплин. По основным военно-специальным дисциплинам объемы подготовки сохранили, но по целому ряду обеспечивающих учебное время уменьшилось. Причина в том, что по закону мы обязаны подготовить в одном лице и военного профессионала, и гражданского специалиста. Значительные объемы дисциплин по гражданской специальности и увеличение сроков учебы на год (с четырех до пяти лет) “размыли” военно-профессиональный блок, что отрицательно влияет на качество подготовки будущих офицеров.
– То есть военные вузы обречены “сидеть на двух стульях”, хотя известно, чем это чревато? Тем более, угрозы безопасности России требуют роста профессионализма кадров всех силовых структур. Но, как вы отметили, выполнение требований законов об образовании по принципу “два в одном” профессионализацию размывает. Нормально ли это?
– Ненормально, но прекращение подготовки военных кадров по гражданским специальностям эффекта не даст. Нужны законы, которые позволяли бы полноценно совмещать военную подготовку с гражданским образованием. Причем так, чтобы его уровень соответствовал основному блоку законов об образовании.
С точки зрения роста профессионализма большой минус военной системы по сравнению с гражданской высшей школой – в содержании дополнительного профессионального образования. В военных структурах принято повышать квалификацию по должности. Например, группа командиров кораблей 2 ранга. Но осваивать должностные обязанности офицер должен по месту службы. Это не задача вузов. Они должны повышать образованность по специальности. Тот же командир корабля – по управлению соединениями и частями ВМФ. Минобразование перешло на повышение квалификации именно по специальности, а не по должности. Мы – нет. Это проблема, которую надо решать.
Кстати, сегодня военного образования, как такового, в известном смысле, не существует.
– Тогда к какой сфере относятся военные вузы?
– Де-факто система есть. Де-юре, официально признано только гражданское профессиональное образование, диплом о котором мы даем. И все. Так что формально, с точки зрения законов, военного образования нет, а есть – военно-профессиональная подготовка в силовых ведомствах. Поэтому, на мой взгляд, надо законодательно закрепить термины “военное образование” как и “специальное профессиональное образование” кадров других силовых структур. То есть, поставить его на один уровень с гражданским.
– Много говорится о дублировании вузами разных силовых ведомств подготовки по одним и тем же специальностям, о том, что для экономии и роста качества обучения нужна интеграция…
– Это очень серьезная проблема. Необходимость ведомственных систем образования определяется спецификой службы и подготовки к ней, а не названиями специальностей. Они дублируются, прежде всего, потому, что исходят из перечня военно-учетных специальностей, которые по Закону об обороне устанавливаются свыше. Каждое ведомство, в котором есть военная служба, имеет право разработать и свой перечень. Но Погранслужба до сих пор этого не сделала. Отсюда непонимание, почва для безосновательных предложений.
К примеру, у командира мотострелкового подразделения и начальника погранзаставы одна военно-учетная специальность. Но специфика службы, знания и умения принципиально разные. Подготовка офицеров-пограничников тактического уровня столь специфична, что объединять ее с подготовкой кадров других силовых структур в общих учебно-научных комплексах нет оснований. Данный тезис правомерен и для основных специальностей офицеров Погранслужбы оперативно-тактического уровня, подготовка которых организована в Академии ФПС России.
Вместе с тем мы готовим кадры оперативно-тактического звена для себя в академиях Минобороны, в том числе и по своим специализациям. Так, например, в Военном инженерном университете наши слушатели осваивают ту же программу, что и армейцы, да плюс – инженерное обеспечение служебно-боевой деятельности Погранвойск. Поэтому офицер-пограничник учится в университете не 2, как его армейский коллега, а 3 года.
Единство нужно в одном – в подготовке кадров к выполнению задач, возлагаемых на каждое ведомство в области обороны страны. Этот блок Минобороны должно стандартизировать и для всех он должен стать законом. Тогда мы в своих образовательных программах этот блок предусмотрим и выполним. Но, повторю, только в области обороны страны. Все остальное – прерогатива ведомства.
– Ну а военно-медицинский институт ФПС?
– Почему дублируем? Да потому, что главный медицинский начальник Минобороны сказал: больше ни одного врача вам не дам. Пришлось взять факультет, который Минобороны упразднило, и создать пограничный ВМИ. Кстати, по объективным показателям государственной аттестации из 120 медицинских вузов России он вошел в двадцатку лучших. Его научно-педагогический потенциал высок. 75% преподавателей – доктора и кандидаты наук. И при этом, наш ВМИ – самый дешевый вуз в России. Счетная палата проверила и пришла к выводу, что его выпускник – самый эффективный специалист с точки зрения затрат при высоком качестве подготовки. Причины? У института нет своей учебной клинической базы. Он использует базу Нижегородской медакадемии и всей области, разных клиник.
– Какая судьба уготована Курганскому институту?
– Вуз специфичный – авиационный, многопрофильный, затратный. Поэтому решено его закрыть. Главная проблема: как использовать возможности, которые там есть, кадры, военный городок? Один из вариантов – переместить туда подготовку части специалистов из московского региона.
– На периферии дешевле?
– Нет, качество набора другое. Бросают службу после выпуска из вузов ФПС москвичи, петербуржцы, не желающие расставаться со столичными благами. А те, кто вырос на периферии, служат. Поэтому нужно менять структуру набора. А как? Ограничить поступление столичных жителей? Нельзя. Это противоречит Конституции, законам. Потому-то в Московском, Голицынском вузах, где самый большой отток выпускников, в основном учатся жители Москвы, близлежащих регионов.
Зачем мы открыли вуз в Хабаровске? У нас теперь нет проблем с кадрами для Дальнего Востока. Выпускники оттуда не хотят служить в Европе, на северо-западе. А вот Чукотка, Камчатка, Тихий океан, прочие дальневосточные края – с удовольствием.
Если бы удалось из Москвы переместить определенную часть подготовки специалистов в Курган, сразу получили бы примерно 70% набора с Урала, из Сибири. Тем более, в Голицыно и Москве вузы перегружены. Но при нынешнем финансировании как переместить подготовку специалистов другого профиля в Курган? Там авиация, здесь в основном “пехота”. Надо создавать новую учебную базу. Только здание учебной погранзаставы на 60 человек (на 2 взвода) – 54 млн. рублей. Плюс 2 класса технических средств охраны границы – по 10-11 млн. каждый. И еще тактическое поле, стрельбище, которых в авиационном вузе нет. А преподаватели? Из Москвы ведь не поедут…
– Зато в Калининградском институте дела идут на славу?
– Да, это наш лучший вуз, занял первое место, награжден переходящим знаменем директора ФПС. А какой городок! За забором – учебный центр. С точки зрения полевой выучки самый выгодный вуз. Но нам в скором времени предстоит определяться и с судьбой этого вуза, потому что Калининградская область войдет в шенгенскую зону, и попасть туда можно будет только по визам. То же коснется Балтфлота, институтов ВМФ, МВД в Калининграде. Это большая проблема.
– Сколько выпускников бросают службу?
– Раньше – порядка 12%, в последний год наметилась тенденция к снижению – всего 8%. Правда, Московский институт дал нам всплеск – 40 из двух с половиной сотен выпускников пожелали уйти. Уволились 28, остальные передумали. А вот выпускники Хабаровского института не хотят служить только в Забайкалье. Но мы и эту проблему решим через 2 года. В Чите открыли пограничные лицейские классы. Они дают около 30 абитуриентов-забайкальцев в год. Кстати, у Хабаровского института еще 8 лицейских классов по Дальнему Востоку, начиная с Камчатки.
– Кадетский корпус под Санкт-Петербургом тоже “столичный”?
– И при том “золотой”. Разместили в памятнике архитектуры, поэтому построить ничего нельзя, ремонт – только с воссозданием первоначального облика. Средства нужны огромные, но их нет. Содержание дорого, а емкость небольшая – максимум 180 кадетов.
Кстати, собираемся открыть в Кургане второй кадетский корпус. Губернатор просит. Предлагаем долевое финансирование: область и ФПС – 50 на 50.
– Как вы оцениваете абитуриентов?
– Главная беда всех абитуриентов в том, что средняя школа не дает нужных знаний. Особенно по математике, физике. Решаем проблему доподготовки, может быть, нужен какой-то подготовительный курс.
– А отток преподавателей?
– Опытные преподаватели держатся, молодежь уходит. И ожидаем увеличения оттока, причем не только из вузов, но и в целом из войск, органов ФПС. Все будет зависеть от того, что последует за известным решением об увеличении окладов военным.
– И все же, судя по оптимистичному тону, вы считаете, что кризис российского образования не слишком повлиял на вузы ФПС?
– Оптимистичный тон – по поводу нынешнего положения дел. Честно говоря, с тревогой жду: что будет к концу года?
– Что именно?
– То, с чего мы начали разговор – изменения законодательства, касающиеся военного образования. Тем более, демографическая ситуация в стране развивается так, что идет борьба за каждого выпускника школы между вузами, как военными, так и гражданскими.
Из-за снижения престижа профессии военного, другого реального механизма привлечения молодежи в военные вузы, кроме полноценного гражданского высшего образования, нет. Если отменим его, пойдет ли к нам молодежь? Сомневаюсь.
Впереди большая “перетряска”. Мы вынуждены возвращаться к разработке новых стандартов, максимально адаптировать военные специальности к гражданским. Так как контракты на службу офицеры заключают на 5 лет, мы обязаны дать им не только военную, но и гражданскую специальность, востребованную после службы. Это вызывает немало проблем. Например, по инициативе Минобороны введена специальность “Управление персоналом” (Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования). А стандартов по ней нет, в соответствующий перечень она не внесена. К тому же, если и гражданские специалисты этого профиля не особо востребованы, то уж военный управленец, уйдя в запас, вообще не найдет применения.
В самом ближайшем будущем возникнут больные для вузов всех силовых структур вопросы: что мы можем предложить на рынок труда? Какие специальности, родственные военным, на нем востребованы? Где может трудоустроиться офицер, закончив службу? Это очередная реформа, сравнимая с той, которая проведена после принятия законов, касающихся образования, в начале 90-х.
Цель благая: повысить престиж военно-профессиональной подготовки. Но лишь реформированием системы военного образования ее не достичь. Нужно повышать престиж военной службы, в целом, комплексно, в том числе решать проблемы контрактной службы, ее условий, уровня жизни военных, их социальных прав и гарантий.
Словом, есть ощущение, что мы находимся на пороге перемен. Какими они будут? Время покажет…

Беседу вел Сергей МАНЮКОВ

Институты Пограничной службы России

Институты Пограничной службы России готовят офицеров для службы в войсках, органах и организациях ПС по пограничным и гражданской специальностям.
Вступительные испытания в них включают профессиональный психологический, социально-психологический и медицинский отбор, проверку физической подготовленности (сдача нормативов) и образовательный отбор (экзамены по общеобразовательным дисциплинам).
Срок обучения – 5 лет. По окончании вуза выпускникам присваивается звание лейтенант, выдается диплом о высшем профессиональном образовании. Они проходят службу на офицерских должностях на пограничных заставах, в подразделениях органов пограничного контроля и в других подразделениях ПС России.

Московский военный институт ФПС России
129328, г. Москва, ул. Осташковская,15. Телефон приемной комиссии: 184-95-41, 184-95-64.
Гражданская специальность “Юриспруденция”, квалификация – “Юрист”.
Вступительные экзамены: русский язык и литература (сочинение); обществознание (устно); иностранный язык (письменно).

Голицынский военный институт ФПС России
Гражданские специальности:
1. “Юриспруденция”, квалификация – “Юрист”.
2. “Психология”, квалификация – “Психолог”.
Вступительные экзамены: русский язык и литература (изложение); история Отечества (письменно); математика (письменно).
Адрес: 143040, Московская область, Одинцовский район, пгт. Голицыно, Можайское шоссе, 75. Контактные телефоны: 598-18-29, 598-18-69.

Хабаровский военный институт ФПС России
Адрес: 680017, г. Хабаровск, ул. Большая, 85. Контактный телефон: (4212)34-56-35.
Выпускники института получают гражданское высшее образование по специальности – “Юриспруденция”, квалификация “Юрист”.
Вступительные экзамены: история Отечества (письменно – тестирование); русский язык и литература (сочинение или изложение); иностранный язык (письменно – тестирование).

Калининградский военный институт ФПС России
Адрес: 236022, г. Калининград (обл.), п. Борисово.
Гражданские специальности:
1. “Юриспруденция”, квалификация – “Юрист”.
2. “Многоцелевые гусеничные и колесные машины”, квалификация – “Инженер”;
3. “Радиотехника”, квалификация – “Инженер”
4. “Электромеханика”, квалификация “Инженер-электромеханик”.
Вступительные экзамены: математика (письменно); физика (устно); история Отечества (по тестовой методике); русский язык и литература (сочинение); иностранный язык (по тестовой методике).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте