В июне прошлого года в Закон «Об образовании в Российской Федерации» был внесен ряд изменений. Теперь статья 41 «Охрана здоровья обучающихся» оговаривает необходимость «обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи». Что подразумевает под собой данная инициатива, кто и как будет отвечать за ее реализацию – об этом мы разговариваем с Ларисой ХРАМЕЕВОЙ, советником председателя Российского Красного Креста, директором ресурсно-образовательного центра РКК по первой помощи.
– Лариса Викторовна, неужели масштабы проблемы столь велики, что потребовалось изменить законодательство?- Дело в том, что ситуация и вправду крайне тревожная. Ежегодно медицинские учреждения России регистрируют более 3 млн детских травм. Таким образом, в больницы в связи с травмами обращается примерно каждый восьмой ребенок в возрасте до 18 лет. Около четверти пострадавших в результате бытовых травм детей даже после лечения в стационаре оказываются предрасположенными к утрате трудоспособности в зрелом возрасте вследствие изменений наиболее жизненно важных органов и функций – конечностей, глаз, слуха. До 60-70% детей, перенесших травму черепа и головного мозга, страдают в отдаленном периоде от различных заболеваний, которые примерно у пятой части пострадавших исключают трудовую деятельность.У нас в школах учится огромное количество ребят с хроническими заболеваниями, едва ли не каждый день появляются сообщения о смерти учащихся на уроках или переменах. Словом, опасность подстерегает всюду. И очень многих трагедий можно было бы избежать, если бы те, кто находится рядом с пострадавшим (прежде всего учителя), обладали необходимыми компетенциями в плане оказания первой помощи. А еще лучше – работали бы на опережение, предупреждая об опасности.- В СССР, насколько я помню, эта работа была поставлена на широкую ногу…- Действительно, тогда огромное внимание уделялось профилактике заболеваний и происшествий. Это была целая система, в которой были задействованы самые разные ведомства – МВД, ГАИ, ДОСААФ, СЭС, Минздрав и так далее. В школах регулярно проводились диспансеризации, работали медицинские пункты, действовали санитарные посты, в каждом классе были дежурные (вспомните стихотворение «Мы с Тамарой ходим парой, санитары мы с Тамарой!»). А сейчас в основном идет борьба с последствиями. Но даже это у нас пока что получается, увы, плохо. Между тем правила оказания первой помощи (не путайте с первой медицинской помощью) должен знать каждый. Например, определить, какой тип травмы, что делать, если произошла остановка сердца, если человек задыхается, тонет, истекает кровью. Важно не только спасти жизнь потерпевшему, но и постараться предотвратить негативные последствия, в частности, инвалидность.- Как раз этому учат на занятиях по ОБЖ, на уроках биологии.- Учат, но этого мало. К тому же у нас до сих пор работают по методикам тридцатилетней давности, которыми в мире уже давно никто не пользуется. Если помните, при проведении сердечно-легочной реанимации раньше практиковали удары в грудную клетку, в область сердца, «чтобы помочь ему запуститься». Сейчас это категорически не рекомендуется. Раньше при первичном осмотре на предмет наличия признаков состояний, угрожающих жизни, требовали обязательно измерить пульс, теперь нет, ибо состояние человека можно определить по другим параметрам. Однако российские учителя в подавляющем большинстве до сих пор имеют лишь то представление о правилах оказания первой помощи, которое они получили, еще будучи школьниками или студентами советских вузов, которым преподавали медицину и военную подготовку. Сейчас ничего подобного нет. И вообще создается ощущение, что этому вопросу у нас не уделяют никакого внимания. Хотя опасность подстерегает каждого, где бы он ни находился. То есть не только на отдыхе, в летнем лагере или в походе, но также на улице и даже дома. Хочу напомнить, Красный Крест традиционно на протяжении уже полутораста лет является мировым лидером в плане принятия на вооружение самых последних и самых эффективных методик оказания первой помощи. Обновление стандартов в мире происходит каждые пять лет, последние были приняты совсем недавно, в 2015 году. Над их разработкой трудятся ученые 190 стран мира, отбирая самые эффективные подходы к спасению жизни и сохранению здоровья. То есть реально работающие практики и методики есть, осталось только овладеть ими.- А за рубежом оказывать первую помощь учат всех учителей?- Там иной менталитет, иные представления о ценности человеческой жизни и здоровья. Например, в развитых странах мира действует программа «Доступный дефибриллятор»: во всех местах скопления народа, в офисах крупных организаций, на вокзалах и пр. эти устройства установлены на видном месте, и их в любой момент можно использовать по прямому назначению. Кстати, по всему миру на первом месте смертность в результате сердечно-сосудистых заболеваний. А теперь вспомните, как сравнительно недавно в аэропорту Шереметьево молодой человек умер в результате сердечного приступа только потому, что во всем здании не нашлось ни одного дефибриллятора. Так вот курсы первой помощи в западных странах проходят и учителя, и ученики, то есть не только взрослые, но и дети. Это своего рода всеобуч для населения. Цель – хотя бы один человек в каждой семье должен уметь оказать первую помощь. И в реализации этой программы задействованы очень многие общественные и государственные структуры, в первую очередь Красный Крест.- А как у нас этому предлагается учить?- На первом этапе дистанционно, чтобы хоть как-то привлечь внимание людей, дать им представление о программе. Это позволит каждому, даже очень занятому, человеку найти время, для того чтобы посмотреть наши обучающие программы по Интернету. На сайте rkk.foxford.ru можно записаться на курсы, которые проходят в виде вебинара. Причем его можно посмотреть как онлайн, так и офлайн, в записи.- Но ведь здесь крайне важна не столько теория, сколько практика!- Курсы построены очень просто и доходчиво: ведущий рассказывает доступным языком, что и как делать, параллельно участникам демонстрируют слайды и видео о том, где наложить жгут, куда нажать и пр. В идеале, конечно, хорошо бы потом закрепить все в реальности. Но пока это только начало. На данный момент на сайте зарегистрированы 126000 преподавателей со всей России (а планируется гораздо больше), и мы сначала хотим дать им общие сведения. Кроме того, у нас есть 34 учебных центра в регионах. И мы как раз разрабатываем курсы для тех, кто освоил теорию и готов продемонстрировать полученные знания на практике. Мы мобильны, можем выезжать в регионы, проводить занятия, а также принимать группы у себя. Но в основном мы надеемся на то, что наши занятия построены довольно грамотно и понятно и людям не составляет труда запомнить основные принципы оказания первой помощи.- 126000 – это, я так понимаю, те, кто добровольно желает пройти обучение по вашей программе. А как же быть с теми, кто не хочет или не может?- Вот для этого и подготовлены изменения в закон, чтобы обязать всех учителей получить необходимые квалификации в данной сфере. Механизм пока не отработан, но, думаю, это будет так же, как и с охраной труда, ведь каждый человек должен проходить минимальное обучение и сдавать зачет. Допускаю, что при прохождении профессиональной аттестации каждый учитель будет обязан дополнительно отчитаться и по этому блоку. Может, такой подход кому-то и не понравится, но нужно понимать: это жизненно важные компетенции, и они нужны каждому человеку, особенно тем, кто работает с детьми!- Кто финансирует проект?- Пока мы все это делаем бесплатно. По крайней мере для учителей. Цикл занятий по обучению оказанию первой помощи не будет стоить его участникам ни копейки. К сожалению, государство не выделяет на это средств, нет ни субсидий, ни грантов. Поэтому приходится как-то выкручиваться. Мы проводим платные курсы для организаций (заводы, фабрики, компании) и за счет этих средств удается организовать бесплатные курсы для педагогов. В перспективе, как мне кажется, необходимо привлекать к этому проекту бизнес-структуры – каждая компания в стране должна нести какую-то социальную ответственность, помогать людям. Но пока этого нет.- Коварная мысль возникла: а не будет ли это интерпретировано так, что рядового учителя заставят выполнять функции медработника?- Учитель – это не профессиональный врач и не медсестра, он просто педагог-профессионал, который достаточно четко представляет, в каких случаях и как следует накладывать жгут, как поступить, если у ребенка или коллеги аллергический отек, приступ эпилепсии или астмы, а лекарства под рукой нет, как распознать первые признаки инсульта или инфаркта. При этом он должен понимать, что может, а чего не должен делать. Поэтому важный раздел курса связан с юридическим аспектом деятельности в процессе оказания первой помощи. Например, даже если вы, будучи обученным навыкам оказания первой помощи, делали непрямой массаж сердца и сломали человеку ребра, вас не накажут. Но если вы не сделали ничего, вы несете юридическую ответственность. Хотя если вы просто вызовете по телефону «скорую помощь», это сразу обезопасит вас от претензий со стороны правоохранительных органов.Полезная информацияРоссийский Красный Крест совместно с Международной федерацией общества Красного Креста выпустили для мобильных устройств под управлением Android и iOS уникальное приложение «Первая помощь». В нем собраны подробные инструкции, что делать в чрезвычайных ситуациях, которые могут произойти с каждым из нас. В общей сложности приложение содержит описание алгоритма поведения в 20 случаях по оказанию первой помощи, и 18 – при ЧС.
Комментарии