Черепаха уютно дремала в углу. Ждала, видно, когда вновь ее обступят со всех сторон малыши. И будут шнуровать, застегивать, соединять кнопки, молнии. Да-да, не удивляйтесь, огромной черепахе это очень нравится. Ведь она не совсем обычная, а дидактическая. И проживает эта чудо-черепаха в светлой сенсорной комнате факультета специальной педагогики МГПУ.
СтатфактОбщее число студентов на факультете – 1024 человека.На дневном отделении – 428 человек;очно-заочном – 267 человек;заочном – 329 человек.По специальностям (дневная форма обучения) ситуация такова:«Логопедия» – 139 человек;«Сурдопедагогика» – 94 человека;«Специальная психология» – 123 человека;«Олигофренопедагогика» – 72 человека.
Светлая сенсорная комната – это поистине рай для детишек. Чего только в ней нет! Это и мягкие конструкторы, и сюжетные игровые модули «Змейка», «Пирамида», «Часики», набор «Азбука дорожного движения», шариковый бассейн и многое-многое другое.
– В этой комнате наши студенты могут «поиграть» во время практических занятий. Сюда же приходят мамы с детьми на консультацию, – рассказывает декан факультета Оксана Приходько. – Как они узнают о нас? Мы везде в районе развесили объявления, что к нам бесплатно могут обратиться мамы, папы, бабушки, дедушки со своими малышами. Проконсультируем, окажем помощь. Польза обоюдная: студентам – практика, родителям – помощь.
Оксана Георгиевна, на мой взгляд, и уникальный специалист, и замечательный руководитель.
Во-первых, она опытный практик, долгое время работала в психоневрологической больнице №18. Там до сих пор вспоминают увлеченного педагога-дефектолога, которая перекрывала все существующие нормы приема детей. На Мичуринский проспект везли детей с разных уголков Москвы. К специалисту Оксане Георгиевна.
Подруги и родные, бывало, шутили: «Ну, хоть в автобусе, троллейбусе не давай всем консультации». Но не такой характер у человека, увлеченного своей профессией.
Впрочем, в семье Приходько это наследственное. Коррекционной педагогикой занималась мама Оксаны Георгиевны. Теперь уже и дочь пошла по этой же стезе. Скольким семьям они «зажгли свет», показали выход! А скольким еще помогут…
И кто теперь поверит, что чемпионке Москвы по плаванию Ане Румянцевой врачи в роддоме прочили полную неподвижность. А Оксана Георгиевна сказала: «Будет ходить!» Свой первый шаг Аня сделала в семь лет. По совету специалиста мама каждый день возила девочку в бассейн. В прошлом году в Канаде на паралимпийских играх Аня Румянцева в плавании заняла третье место.
Во-вторых, факультет, возглавляемый кандидатом педагогических наук, профессором Приходько, единственный в стране дает своим студентам уникальную специализацию. Будущие логопеды и сурдопедагоги учатся оказывать помощь детям с отклонениями в развитии уже на первом году жизни. Такой практики нет ни в одном подобном вузе.
– Представляете, по официальным данным, сегодня до 86 процентов детей рождаются с теми или иными неврологическими отклонениями, – говорит Оксана Георгиевна.
Но эти данные неточны. Среди специалистов уже утвердились другие цифры. На каждые двести детей – всего один абсолютно здоровый ребенок. А это значит, что ранняя диагностика, ранняя помощь как никогда актуальны сегодня.
Свою первую лекцию студентам (а это в основном девушки) профессор Приходько предваряет небольшим «лирическим отступлением».
– Я буду читать вам лекции не только как специалистам, но и как будущим мамам, – проникновенный голос преподавателя сразу настраивает аудиторию на особую волну.
Специфика преподавания дисциплин на дефектологическом факультете заключается в практической ориентации. Этому способствует богатая теоретико-методологическая база. К услугам студентов множество видеоматериалов. Это и диагностические консультации, и коррекционные занятия с детьми, имеющими речевые, интеллектуальные нарушения, те или иные недостатки слуха и зрения, двигательную патологию. На лекциях преподаватели имеют возможность все теоретические моменты тут же подкрепить видеоматериалами.
«Какие вы заметили нарушения в развитии ребенка?» – этот вопрос часто звучит на практических занятиях. На факультете есть два компьютерных и два мультимедийных класса.
На основе видеоматериалов разбираются и анализируются отдельные диагностические и коррекционные приемы работы. Будущие специалисты получают самые разнообразные задания для самостоятельной работы. Всячески приветствуются на факультете творчество, поиск. Но главное – вдумчивое, серьезное отношение к будущей работе. Надо научиться правильно провести психолого-педагогическое обследование ребенка, сделать верное заключение, дать рекомендации родителям. Потому и вошло в практику на факультете составление каждым студентом перспективных планов работы с тем или иным ребенком, группой детей. И дети не виртуальные, а самые что ни на есть реальные, со своими болезнями, проблемами, слезами и улыбками… Это для Васи, Пети, Иришки нужно придумать занимательные игры с «дидактической» черепахой. Малышей надо увлечь, разыграть по ролям задания, чтобы простое завязывание-развязывание шнурков стало интересной игрою.
– Понимаете, игровое оборудование нужно еще и умело использовать, – вступает в разговор Айша Магомедовна Гусейнова, кандидат педагогических наук, заместитель декана по науке, – наши студенты учатся проводить практические занятия, организовывать деловые игры. Благодаря оборудованию во время практических занятий они сами могут проиграть, пережить всю гамму ощущений при контакте с игровыми материалами.
Во время бесед и экскурсии по факультету я узнаю, что в «сухом бассейне», оказывается, можно провести не один десяток занятий. Их цель – сенсомоторное, интеллектуальное и эмоциональное развитие детей, если говорить научным языком. Ведь играть надо умеючи.
…Как-то в одном саду специально поинтересовалась: для чего нужен «сухой бассейн»?
– Дети любят играть, барахтаться, – пояснили мне. – Это полезно для них.
– А чем полезно? – дотошно доискивалась я.
Но вопрос мой повис в воздухе. Теперь я понимаю, что просто попала не на специалистов. (Было это не в столице.)
Студенты, с которыми мне удалось пообщаться на факультете коррекционной педагогики столичного педуниверситета, отличались особой обстоятельностью. Я узнала, к примеру, что, чтобы стать логопедом, каждый абитуриент прошел для начала «речевое собеседование». (Такого собеседования нет ни в одном вузе страны, готовящем подобных специалистов.)
– Да, действительно, «речевое собеседование» есть только у нас, – пояснила декан факультета Приходько. – Убеждена, будущие логопеды не должны иметь никаких дефектов речи.
Уже на первом курсе студенты-логопеды проводят логочасы с малышами детских садов. Готовятся к ним серьезно, основательно, придумывают различные интересные формы занятий. Потом их, как и студентов других отделений, ждут различные коррекционные практикумы.
– Занятия построены таким образом, – рассказывает куратор факультетской педпрактики, кандидат педагогических наук Елена Викторовна Ушакова, – чтобы все студенты за годы обучения прошли через дошкольные учреждения, школы, центры, поликлиники. У нас налажены замечательные контакты со многими учреждениями Москвы.
Студентам дефектологического факультета, к примеру, всегда рады в детском саду №1708. Заведующая Тамара Никифоровна Новикова хорошо отзывается об ответственных, инициативных практикантах. Для детей с тяжелыми нарушениями речи они становятся добрыми друзьями. Сначала любить, а потом учить – это одна из главных заповедей специалиста-дефектолога. И в центре «Раменки», и в школе-интернате №44 отзывы о студентах дефектологического факультета самые хорошие. Будущие логопеды, сурдопедагоги, дефектологи умеют применять полученные знания на практике. Они готовы самостоятельно разрабатывать интересные и содержательные методики работы с различным оборудованием. Их этому учат в вузе.
Комментарии