search
main
0

На помощь надейся, но сам не плошай

Недавно сельским школам крупно повезло: федеральные ведомства исполнительной власти решили их одарить. Детям отдают морально устаревшие компьютеры.

Неделю назад образованию на селе повезло снова. Родное министерство рассматривало специальную программу.

Не знаю, как относиться к такому счастью. Лозунг “Все лучшее – детям” к первому событию явно не подходит, потому как изменен с точностью до наоборот. А второе сильно запоздало. Немало школ до презентации проекта программы “Развитие системы образования на селе” просто не дожили. Те, что еще дышат, пожалуй, все же обрадуются. Для их плачевного положения лучше что-то, чем ничего, и поздно, чем никогда.

Цель программы – поддержать, наконец, сельские школы, которые составляют 70 % от общего числа школ России.

Работа предстоит большая. В министерстве разработают финансово-экономические механизмы для перевода сельских школ в статус юридического лица, внедрят перспективные модели хозяйственно-экономической деятельности.

С особой заботой отнесутся к малочисленным школам. Ради нескольких учеников муниципалитету дорого поддерживать целое здание. Возможно, поможет принцип домашнего обучения, когда в доме учителя будут и жилая комната, и класс для занятий. Чтобы ученики не уезжали из родных сел и деревень, готовить кадры логично на месте, начиная начальную профессиональную подготовку прямо в школах. Воплотить в жизнь две последние идеи не позволяет все та же нормативная база. Теперь ею займутся вплотную.

Решено выявить и распространить лучший опыт регионов по подготовке сельских учеников к труду.

Будут работать с содержанием образования. Учебники и методички для села обретут свою специфику. Как это было, например, в тридцатые годы, когда существовали разные программы для сельских и городских школ.

Возможно, для сельских выпускников реабилитируют целевой прием в вузы. Об этом говорили и министр Владимир Филиппов, и его заместитель Владимир Шадриков.

Выступая, Шадриков справедливо заметил, что разработки новых программ и законов о селе ничего не решат, если не анализировать и не работать с основным, уже действующим законодательством. Именно там надо менять позиции, препятствующие развитию сельских школ. По мнению Владимира Шадрикова, сейчас необходимо провести учет материально-технической базы сельских школ. Социологические исследования, предложенные в программе, не дадут четкого представления о реальном положении дел. Последний такой учет проводился 13 лет назад. Года работы, считает Владимир Дмитриевич, вполне хватит, чтобы исправить устаревшую статистику.

Слушали на коллегии и голос народа, дивились, как умудряются сельские школы вне государственной поддержки, в условиях жестокого кризиса все-таки решать свои проблемы. Общее восхищение вызвал опыт подмосковной Головинской средней школы Нарофоминского района. О нем рассказала директор – Татьяна Борисовна Енякина. В ее учебно-опытном хозяйстве – теплица, огород, гараж для сельхозтехники, 4 коровы, мини-цех по переработке молока. Десять гектаров земли ребята обрабатывают сами. Урожай их и кормит, и приносит на счет школы деньги.

К сожалению, такой опыт скорее исключение, чем правило. Поэтому проект программы поддержки образования на селе коллегия единодушно одобрила, закрепив за ней статус неотложной. И все же, министерское лекарство пока в будущем. Дадут ли его? И если не обманут, поможет ли оно давно и всерьез ослабленному больному? В любом случае народную мудрость забывать не стоит: на программу надейся, но и сам не плошай.

Ольга МАКСИМОВИЧ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте