Детско-юношеская спортивная школа №5 Железнодорожного района является одним из старейших учреждений спортивной направленности в городе Ростове-на-Дону. Кроме того, это самая большая школа в Ростовской области: в ней занимаются более 3 тысяч детей, а тренеры школы ведут занятия на площадках 50 образовательных организаций всего города. У ДЮСШ №5 много заслуг и наград, ее воспитанники становились чемпионами мира, победителями первенства Европы. Также это единственная школа, которая является экспериментальной площадкой по проблемам психологического сопровождения спортивной подготовки детей. Но есть еще одно свидетельство признания эффективной работы коллектива школы, которое необходимо отметить. В 2016 году воспитательная модель ДЮСШ №5 была признана лучшей в Ростовской области. Как добиться успехов в воспитании с помощью спорта, рассказывает директор ДЮСШ №5 Сергей КУТАСОВ.
– Я разделяю физкультурно-спортивное движение на три уровня. Первое – это собственно физическая культура как составная часть общей культуры человека. Даже по внешним признакам можно отличить человека, который заботится о культуре тела, и человека, который является физическим «бескультурником». При этом под культурой тела я подразумеваю не накачанные мышцы, а самоощущение, самочувствие человека. Наша школа такое направление реализует на спортивно-оздоровительном этапе, когда ребенок, если у него нет медицинских противопоказаний, может три раза в неделю по 2 часа заниматься тем или иным видом спорта. Это направление доступно практически всем, и его выбирают около трети ребят. При этом не факт, что дети задержатся на данном этапе. Например, у меня, а я действующий тренер, занимается спортсмен, который из физкультурника вырос в победителя международных соревнований. Просто на каком-то этапе ребенку стало интересно двигаться дальше, и родители его в этом стремлении поддержали. Второй уровень – это массовый спорт, который находится между физкультурой и спортом высших достижений. По сути, это желание перейти от потребности удовлетворять свою двигательную активность к потребности достичь успеха. В массовом спорте не важна деятельность ради результата любой ценой, как в спорте высших достижений. Массовый спорт обладает потрясающей воспитательной силой. Недаром в нашей системе воспитания мы рассматриваем спорт как инструмент воспитания личности. В фундаменте нашей системы несколько позиций, но главная из них – воспитание мужественной и успешной личности.
– Сергей Евгеньевич, а что значит «воспитать мужественность»?
– Давайте поразмышляем. Страх свойственен всем – и мальчикам, и девочкам. В этом нет ничего постыдного, а вот трусость – это патология, за ней всегда идет распад личности. Трусливый человек никогда не будет добродетельным, трусливый человек всегда будет нападать на того, кто слабее. Мужественный человек никогда не преступит закон. Поэтому страху своему нельзя проиграть. С ним нужно сражаться. Спорт доказывает, что возможно выиграть это сражение. Соревновательная особенность спорта заставляет ребенка постоянно попадать в такие ситуации, когда нужно преодолевать себя, бороться со страхом. Из таких маленьких побед растет большое мужество. Если мы говорим о воспитании успешной личности, то в основе успеха лежат целеустремленность, воля к победе, умение проигрывать и умение выигрывать. А что лучше всего моделирует ситуации, при которых эти качества в человеке воспитываются? Бесспорно, спорт. В нем и цель, и воля к победе, и умение справляться с неудачами и переживать победы.
– Вы ведете речь о массовом спорте, но ведь в городах, не говоря уже о поселках и деревнях, существует элементарный дефицит спортивных площадок во дворах.
– На мой взгляд, здесь вопрос не столько в том, где, сколько в том, кто. Если мы говорим об избрании спорта как воспитательной модели, то в первую очередь тренер должен ставить перед собой воспитательные задачи, и тогда не важно, будете вы заниматься шахматами, дартсом или волейболом.
– А что необходимо для того, чтобы тренер и ребенок, если он действительно намерен добиваться результатов, почувствовали друг друга?
– Факторов результативного становления спортсмена на самом деле много. Например, большую роль играют родители. Их влияние огромно, начиная от правильности выбора и до поддержки ребенка. Важно их доверие к тренеру, потому что бывает так, что тренер что-то советует, но родители не прислушиваются. Результативность понижается, и у ребенка исчезает мотивация двигаться дальше. Также многое зависит от общеобразовательной школы. Если в ней создаются условия для того, чтобы ребенок мог заниматься спортом, тогда у него есть возможность защищать честь России на международных соревнованиях. Ведь это важный социокультурный феномен спорта. Вы помните, когда на чужбине играет гимн России? Только когда приезжает Президент России и в честь спортивных побед. Спорт воспитывает, поднимает и объединяет. Такова его глубинная суть.
Комментарии