Заведующая отделом образования администрации Тобольского района Нина ИВАНИНА ценит способность человека к самовыражению. Нина Михайловна убеждена, что только личность может воспитать личность. Если у педагога не горят глаза, он никогда не сумеет стать интересным своим ученикам и, как следствие, не сможет повести их по дороге знания. Зачем идти за скучным поводырем, притягательно только яркое, захватывающее. Способность Иваниной очаровываться людьми творит чудеса, именно благодаря ее чуткости к внутреннему горению в образовательном содружестве района собрались неординарные педагоги. Готовые преодолевать огромные расстояния, разделяющие родные образовательные учреждения и большую землю, на паромах, вертолетах, «буранах». Ведь так сложилось в этих местах, что поселения возникали в самых труднодоступных уголках этого непростого края, но никакая оторванность от цивилизации не мешала этим людям получать знания, качественные и добротные. И никакие препятствия не остановят просветительскую деятельность тобольских энтузиастов, зараженных многовековой традицией культурного центра Западной и средней Сибири, мчаться на полных парусах к благословенным островам знаний.
– Нина Михайловна, какие цели преследует образовательная система Тобольского района сегодня?
– Важно, чтобы нашим детям было комфортно. В садиках, школах, профессиональных заведениях. Чтобы они ощущали, что о них по-настоящему заботятся и стараются дать им самое лучшее. А вообще в области выделены три приоритетных направления: здоровье детей, качество даваемых им знаний и их воспитание, и мы печемся, чтобы они развивались в полную силу.
У нас каждый год школы становятся победителями областного и всероссийского конкурсов реализации нацпроекта не случайно, они активно внедряют инновационные образовательные программы.
Например, Сетовская школа стала районной экспериментальной площадкой по отработке внутришкольной и сетевой модели профильного обучения, ресурсным центром по освоению инновационных технологий и подготовке учащихся к ЕГЭ. Ежегодно на базе этого образовательного учреждения проводятся районные семинары различных уровней. Учителя школы успешно участвуют в конкурсах «Учитель года», «Женщина – директор года», стендовых уроков, в областных конференциях, проходящих на базе ТОГИРРО, в региональных научно-практических конференциях, проводящихся на базе ТГПИ. Коллектив школы уделяет особое внимание работе с одаренными детьми. И ежегодно ее ученики занимают призовые места на районных, зональных и областных олимпиадах. В Сетове хорошие показатели ЕГЭ, высокий процент поступления в вузы, ее ученики всегда побеждают в конкурсах сочинений, рисунков, агитбригад. Сетовская школа одной из первых получила муниципальный заказ по дополнительному образованию детей и успешно его реализовала.
Нижнеаремзянская школа осуществляет индивидуально-ориентированное обучение, направленное на раскрытие и развитие индивидуальности ребенка, ведущего здоровый образ жизни, умеющего жить в классном коллективе и строить отношения сотрудничества с одноклассниками и окружающими. Здесь для этого созданы все условия: новое современное здание, хорошее материально-техническое обеспечение, профессиональный коллектив. Школа – районная опорная площадка по патриотическому воспитанию школьников. На базе школьного краеведческого музея проводится большая воспитательная работа: уроки, семинары, диспуты, встречи с ветеранами, литературные гостиные, районные мероприятия. Проходит эксперимент по внедрению развивающего обучения по системе Занкова в начальной школе. Этот опыт заинтересовал всех учителей начальных классов в районе. На протяжении ряда лет выпускники школы показывают высокие результаты во время итоговой аттестации, в том числе и в формате ЕГЭ. Учителя и дети постоянно участвуют в районных и областных конкурсах.
– У вас есть и лауреаты Премии Президента России.
– Да, например, учитель биологии и химии Малозоркальцевской школы Лидия Чернышова. В основе каждого ее урока поиск, исследование, творчество. Увлеченная наукой, Лидия Михайловна вовлекает ребят в поисково-исследовательскую деятельность, работает творчески с одаренными детьми, руководит школьным научным обществом по биологии, активно сотрудничает с кафедрой биологии Тобольского государственного педагогического института имени Дмитрия Менделеева. Ее ученики участвуют в предметных олимпиадах, в областных конкурсах «Сохраним эту землю голубой и зеленой», экспедиции «Живая вода» – и всегда с успехом.
Или учитель физики Сетовской школы, руководитель районного методического объединения учителей физики Нина Саботинова. Она владеет методами научно-исследовательской, экспериментальной работы. Способствует поиску и творческому развитию одаренных детей. Ученики Нины Петровны реализуют свои интеллектуальные возможности, показывая высокие результаты на районных, зональных олимпиадах, подтверждают свои знания при поступлении в вузы. Учитель ведет постоянный поиск новых приемов и методик преподавания. Она охотно делится педагогическими находками с коллегами. На протяжении ряда лет Нина Петровна вдохновляет школьную агитбригаду, выступления которой отличаются яркостью, исполнительским мастерством.
Учитель химии Татьяна Тимофеева также преподает в Сетове. Татьяна Ивановна никогда не останавливается на достигнутом, целеустремленно движется вперед. Активно участвует в работе по введению профильного обучения, создает условия для развития талантов. Особых успехов Татьяна Ивановна достигла в организации опытнической и экспериментальной деятельности на пришкольном участке. Эту работу она строит на основе своей авторской программы, цель которой приобщить детей к самостоятельным исследованиям и углублению знаний по биологии. Ее участок признан лучшим в районе и в области.
Учитель начальных классов Бизинской школы Халима Рафикова на уроках использует методы и приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Она экспериментатор. Ею освоены и внедрены в практику парацентрическая технология и технология Кушнира «Информационно-ценностный подход в обучении чтению». Внедряет развивающую программу «Перспективная начальная школа». Халима Калимулловна – неоднократный участник районных конкурсов «Учитель года», конкурсов стендовых уроков, посвященных
60-летию Тюменской области и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Учитель физической культуры Байкаловской школы-интерната Леонид Шиллинг воспитывает у детей желание и потребность в здоровом образе жизни. Леонид Александрович строит свои отношения с детьми на основе личностно-ориентированной педагогики. Ежедневно в школе под его руководством проводится спортивно-оздоровительная работа. Он победитель зонального тура и лауреат Всероссийского конкурса «Мастер педагогического труда». Сами понимаете, говорить о своих замечательных педагогах могу бесконечно.
– Какова роль Департамента образования Тюменской области в ваших преобразованиях?
– Мы рады, что Департамент образования Тюменской области идет навстречу нашим начинаниям. Оказывает большую помощь в выделении средств на строительство, весьма ценны рекомендации по переходу на отраслевое финансирование грамотных специалистов Департамента, они приезжают, подсказывают, как лучше поступить и где оптимальное решение какой-либо проблемы. Это неоценимо. И очень мы благодарны за понимание всех проблем и желание оказать посильную помощь в их решении администрации района и лично Александру Решетникову.
Именно из-за этого взаимного понимания рождаются идеи, осуществляются планы. Чувствуя поддержку, не страшно переходить на отраслевую систему оплаты труда, согласно которой часть заработной платы выплачивается по результатам работы за месяц из 30-процентного фонда стимулирования. На сегодня механизм работы по отраслевой системе оплаты труда отрабатывается, отслеживается специалистами отдела образования, экономистами, ревизорами. С руководителями проводятся семинары, «круглые столы». Положительный опыт по переходу на отраслевую оплату труда сложился в Ушаровской, Нижнеаремзянской, Ачирской, Хмелевской, Ворогушинской школах.
– Хорошо учиться благополучным детям, у них есть заботливые родители, которые сто раз проверят домашнее задание и подскажут верные ответы, а какова жизнь тех, кого судьба обделила вниманием родных?
– На учете в органах опеки и попечительства 136 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Функционирует школа-интернат, в которой обучаются и воспитываются 90 детей. Отделом образования, образовательными учреждениями ведется целенаправленная работа по развитию семейных форм устройства детей-сирот. Все чаще практикуется воспитание опекунами, как правило, это близкие родственники ребят. Выплаты на опекаемых детей постоянно увеличиваются. Приоритетной формой устройства ребенка в семью является патронатное воспитание. Органами опеки и попечительства совместно с работниками соцзащиты организован контроль за созданием условий проживания и обучения детей. Мы не жалеем слов благодарности приемным родителям, которые сумели создать дружную семью, наградить теплом и вниманием каждого ребенка.
Образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и выделяют категории детей с особыми нуждами, которые имеют отклонения от нормы в здоровье. На сегодня дети с ограниченными возможностями здоровья получают социальные услуги по гарантированному общедоступному бесплатному начальному, основному, среднему образованию и обеспечиваются питанием.
Отдел образования ставит перед собой задачу защитить основные социальные права детей и подростков нашего района независимо от их социального положения, состояния здоровья и особенностей развития. В Тюменской области действует разработанная система социальной защиты таких детей. Это круглогодичные загородные оздоровительные лагеря, учреждения для всех возрастных групп, которые оказывают оздоровительные услуги, социально-медицинские учреждения. Необходимо добиваться, чтобы дети получали реальную помощь.
– А как отдыхают в Тобольском районе?
– У нас выделено 7 приоритетных направлений. Сюда входят пришкольные лагеря. Совместно с центром занятости занимаемся временным трудоустройством желающих. Реализуем целевую программу профориентации и трудовой занятости молодежи «Экология земли – экология души», разработанную отделом по делам молодежи, культуры и спорта. В рамках данной программы проводим детский «Сабантуй», экспедиции «Родные просторы», молодежный фестиваль «Мы». Подростками проведена большая работа по благоустройству памятников, приведению в порядок захоронений участников войны, благоустройству сел, оказанию помощи ветеранам войны и труда, престарелым и одиноким людям. Традиционно победители районных и областных конкурсов награждаются туристической поездкой в города-герои. Азы армейской службы получили 100 призывников школ района в период проведения военно-полевых сборов, проведенных на базе Карачинской школы, и спартанский отряд Байкаловской школы в оборонно-спортивном лагере «Старая застава» в Тюмени. Дети с удовольствием ездят в загородные оздоровительные лагеря «Юный геолог», лагерь имени Олега Кошевого, «Витязь».
– Но хватает ли летнего заряда солнца и воздуха на весь трудовой год?
– В рамках реализации нацпроекта в Тобольском районе разработана целевая программа «Здоровье». Главные позиции этого документа – создание социально-педагогической системы сохранения и укрепления здоровья детей в образовательной системе района, отработка здоровьесберегающих методик в образовательном процессе, проведение спортивно-оздоровительной работы и укрепление спортивной базы.
Определенное внимание уделяется развитию военно-спортивных видов физический подготовки. Активизирована работа в данном направлении в обеих Байкаловских, Нижнеаремзянской, Карачинской школах. Центр детского творчества стал инициатором проведения игры «Зарничка».
В расписании занятий всех школ предусмотрены динамический час и перемены между уроками. В целях формирования у детей целостного отношения к здоровью, мотивации здорового образа жизни 10 процентов учебного времени учителя-предметники отводят на реализацию валеологического потенциала традиционных учебных программ.
Скоординированы результативные межведомственные отношения с учреждениями здравоохранения, дополнительного образования, Комитетом по делам культуры, молодежи и спорту. Совместно реализуются долгосрочные программы «Здоровье», «Физическое совершенство», «Игра, спорт, искусство». Осуществляется инновационный подход в вопросах преемственности валеологической работы общеобразовательных школ и дошкольных учреждений. Развивается материально-техническая база для массовой спортивно-оздоровительной работы.
Мы очень хотим, чтобы дети наши были здоровы, а людям жилось комфортно и радостно на этой земле. Образование – основа, чтобы чувствовать себя увереннее. И мы эту уверенность обязаны поддерживать в людях всеми способами.
Комментарии